За
Фото: Сергей Щедрин
Фото: Сергей Щедрин
Даша Куприенко, выпускница московской школы № 667, получила 300 баллов на ЕГЭ по математике, информатике и русскому языку. За полгода до экзаменов Даша ушла на заочное обучение. Уже в феврале она писала пробник по математике на 98 баллов. О секретах своей подготовки Даша рассказала корреспонденту «Правмира» Веронике Словохотовой.
14 Сен

Подписывайтесь на наш подкаст:

Слушать в Яндекс Подкастах Слушать в Google Подкастах Слушать в Apple Podcasts

Компьютер в голове 

— Август перед 11-м классом. Ты понимаешь, что через год ЕГЭ. Что делать?

— Я была в другом городе, работала аниматором в семейном мини-отеле на море и вообще не думала про ЕГЭ и школу. Очень загруженный график: каждый день утренний дэнс, когда все дети выходят на главную площадку и я с ними танцую, потом мы идем на море, едим, мастер-классы проводим, спортивные игры на воздухе, вечерние мероприятия, концерты, шоу, викторины — много всего. 

Но где-то с середины лета, а то и раньше, когда было скучно, я периодически заходила на YouTube, а там всегда что-то да есть: смотрела разные материалы, что-то решала — мне нравится просто.

— Ты возвращаешься, начинается школа. Как выстраиваешь свою подготовку? 

— Подготовка очень простая. К информатике я готовилась сама, потому что она у меня всегда легко шла. Я с детства люблю логические задачки, а информатика началась как раз с логики. Потом были алгоритмы, а потом и программирование. Переходы плавные, поэтому я практически не заметила разницы.

Даша Куприенко

В школе мы изучали синтаксис Python. Мне было легко. Когда я вижу задачу по информатике, алгоритм ее решения чаще всего практически сразу всплывает у меня в голове сам. Мне даже не нужно для этого решать миллион разных задач, чтобы запомнить решение, или читать тысячу раз один параграф. 

Многие говорили, что мне компьютер не нужен, потому что у меня компьютер в голове. Отчасти я согласна. А вот русским и математикой я занималась в онлайн-школе. 

— Почему не с репетитором?

— Онлайн-образование — более индивидуальное, чем репетиторство. Звучит странно, но сейчас поясню. Конкретно эта онлайн-школа по математике дает просто супер-контент для всех детей сразу — не важно, какой у тебя начальный уровень и какие цели, ты сможешь по нему готовиться.

Проводится восемь вебинаров в неделю по одной лишь математике — но смотреть их все не нужно. Дети, которые выше по уровню, смотрят вебинары сложные, а дети, которые обучаются помедленнее или у которых просто уровень ниже, начинают с простых и быстро догоняют. И подготовка идет куда продуктивнее, чем с репетиторством. 

Репетитор нужен тому, кто не умеет учиться сам.

Мне не нравится, когда люди смотрят, как я учусь, или пытаются меня научить. Мне иногда некомфортно даже в классе с учителем находиться. 

— Если тебе нравятся точные науки, занималась ли ты до 11-го класса как-то дополнительно, для себя?

— Нет. В детстве я просила маму покупать мне книжки с примерами, на YouTube смотрела видосы с логическими задачками. Я обожала находить разные решения к каким-нибудь задачам, которые на первый взгляд кажутся абсурдными, но потом ты понимаешь: «А, так можно было!» Поэтому с логикой я дружу с детства. 

— В какой момент ты поняла, что надо уходить на заочное обучение?

— Во-первых, я не люблю систему «45 минут работаешь, 5 минут на перемене отдыхаешь». Ну не нравится мне это, мне мало 45 минут. Если я вливаюсь в работу и понимаю, что подхватила волну, я не могу на перемене отдыхать и продолжаю работать. 

Мне не нравится, когда учитель за тобой наблюдает или пытается тебе помочь. Плюс ко всему еще осенью по некоторым предметам я написала пробники ЕГЭ лучше учителей. Не хочу сказать, что у меня плохая школа. У меня потрясающие учителя, которые любят свое дело и умеют объяснять материал, но меня они бы не обучили.

У учителей сложная работа, они должны находить подход и к тем, кто соображает быстро, и к тем, кто помедленнее. А это невозможно, потому что в классе сидит 30 человек, а то и 35, и все разные.

Поэтому тех, кто помедленнее, я бы объединяла в отдельные классы. А тем, кто побыстрее, чаще всего не нужен учитель. Ну я поняла, что мне не нужен, я не хочу. И мои друзья сказали: «Даш, ты все равно в школе ничего не делаешь — приходишь, занимаешься своим. Иди на заочное».

— Как ты сказала об этом родителям?

— Мама сказала мне «нет», психанула: «Иди в школу, учись». Папа принял спокойнее, и впоследствии мы уговорили маму. Возможно, она не была до конца согласна, но смирилась. 

«Я презираю расписание»

— С нового года ты остаешься дома — как при этом учишься на пятерки? У тебя же медаль.

— Пятерки у меня с 1-го класса, и учителя просто знали, что вот это Даша, она умница-красавица-комсомолка…

— Спортсменка!

— Конечно, спортсменка! Как иначе? И получить пятерки было вообще несложно. Просто в конце года, когда у всех заканчивается учеба, ЕГЭ на носу, нужно было подойти ко всем учителям, контрольные написать.

До этого я в школу ходила только на городские пробники по математике и информатике, где-то в феврале. По математике у меня было 98 баллов, после этого пробника все в школе, если вдруг кто-то и считал, что я зря ушла на заочное, уже так не считали. 

У нас обычные дети, обычная школа. Даже когда мы шли на ЕГЭ, одна учительница сказала: «Ребят, не надейтесь получить выше 70 баллов, вы все-таки не какие-то гении».

Ну что это такое? Не моя учительница, просто из моей школы, но мне эта фраза запомнилась. 

— Как ты составляла свое расписание дома? 

— Никак. У меня нет расписания, я его презираю. Когда ты хочешь учиться, ты просто учишься. Я встаю часов в 8, может быть, в 7. Иногда в 6, если так звезды с неба упадут. Если я себе запланировала, что хочу сегодня сделать вот это, вот это и вот это, в любое свободное время просто сажусь и делаю. Я люблю, когда нет привязки ко времени.

Пока люди думают о расписании, мозг же понимает: «Это мне сейчас два часа учиться, а потом еще три… Не хочу-у!» И в итоге появляются лень, плохое настроение до, во время и после учебы. А у меня нет, потому что я не воспринимаю учебу как что-то энергозатратное или грустное. Это просто игра. Тебе дали задачу, ты ее выполняешь, ты хвалишь себя, ты молодец. 

— Были моменты, когда все надоедало и хотелось психануть?

— Психануть никогда не хотелось, но я психовала до того, как ушла на заочное. Где-то в ноябре-декабре я месяца на два просто забила на все и ничего не делала. 

— Что случилось?

— Перегорела. Начала хорошо, даже слишком. После очень напряженного лета я переключилась на еще более напряженную учебу. Напрягов, может, было меньше, но они были неприятнее, потому что в школе очень много негативных эмоций — у меня уж точно. Это была еще одна причина, почему я ушла на заочное обучение. Мне многое не нравилось в школе, поэтому я приходила домой грустная, рассерженная, агрессивная, могла срываться на друзей — и это все надоело.

Еще дополнительные часы, которые я тратила на учебу после школы, выматывали. 

Несмотря на то, что было очень интересно, все-таки я уставала, хотя не замечала этого.

Ты не понимаешь, что переусердствуешь, но потом в какой-то момент уже ничего не хочешь. И где-то до Нового года я ничего не делала. В скобочках: для меня «ничего не делала» — это прорешивала вариант ЕГЭ по русскому, тестовую часть, раз в неделю и, может быть, по математике пробники решала. 

— В чем трудность заочного обучения? 

— Очень редко, но погружаешься в негативные мысли: «А успею ли я все?» Потому что, если ты занимаешься самостоятельно, у тебя нет человека, который бы тебя контролировал. И я на тот момент не смотрела полностью список тем, программу учебного года в онлайн-школе, у меня было смутное представление о том, в какие сроки я смогу сделать все то, что хочу.

«Осталось три месяца, а я еще не сделала вот это! Как же так, почему?» Но на самом деле это были мои придирки. Я даже не знаю, что было сложно… Было интересно. 

— То есть для тебя «сложно» равно «интересно»?

— Да. У меня нет «сложно». Вот, знаете, как есть «равно», а в информатике есть «присваивается», когда старое значение забывается и фокус идет только на новое. Так вот, у меня «сложно» присваивается «интересно». 

— Хорошо, какой предмет был самым интересным?

— Математика. 

— Расскажи подробней, как готовилась.

— В школах, в онлайн-школах, на курсах ты изучаешь темы последовательно, то есть сначала готовишься к легкому, к первой части ЕГЭ, потом ко второй. У нас подход другой: ты изучаешь темы параллельно. Допустим, в понедельник — стереометрию, во вторник — неравенства, в среду — планиметрию, в четверг — уравнения, в пятницу — какие-нибудь однотипные задачи первой части. 

И у тебя нет такого, что, как только закончишь легкое, ты переходишь к сложному. Здесь ты изучаешь все темы практически сразу, начиная с самых легких задач и заканчивая сложными. Вот есть 18-я задача, например, это последнее задание ЕГЭ. 

— Оно о чем?

— Это текстовая задача обо всем. Она может быть привязана к чему-то в реальной жизни, а может быть и нет. Например, тебе дается трехзначное число, у него поменяли цифры местами, умножили на три — это я выдумываю. Могло ли получиться число 685? Какое максимальное число могло получиться в итоге? Мудреные задачки, звучат сложно. Они правда сложные чаще всего, к ним практически все готовятся в последнюю очередь. Но я начала сразу с последних задач, и уже в конце осени у меня был запас на 80+ баллов. 

— Если ты уже в феврале писала пробник на 98, что в остальное время до экзамена делала?

— Если ты написал пробник на 98, это совершенно не значит, что ЕГЭ напишешь на 100.

Нельзя отдыхать долго. Ты решил, что вот, я красавчик, пойду месяцок отдохну, полежу на диване, сериальчики посмотрю, а за этот месяц мог бы прокачаться так, что ты не только ЕГЭ бы на «соточку» писал, тебе вообще любой вариант дай — а ты все равно его решишь. Если ты не развиваешься, ты не то что на месте стоишь — ты деградируешь. Это моя позиция. Мне так нравится думать, и я так думаю.

«Ты в курсе, что написала сочинение отвратительно?»

— Обычно технари говорят, что ненавидят русский в школе. Как у тебя было?

— Очевидно — я ненавижу. Русским я почти не занималась. Это такой предмет, на который все забивают. Я, естественно, тоже на него забила, потом начала решать только домашние задания, смотреть вебинары мне было лень. Я смотрела 15-минутные ролики по некоторым темам, которые у меня западали, а так просто решала тесты, и то не всегда. 

Я вообще не верила, что у меня будет «сотка» по русскому. Даже когда мне пришли результаты, я начала искать, где же тут ошибка. Может быть, это сайт глючит или я зашла не под тем аккаунтом? Потому что после экзамена мы встретились с друзьями, все сказали, что вариант был легкий.

Я чуть не заплакала, когда увидела тестовую часть. Учитывая, что обычные тесты я решала минут за 15–20, на самом экзамене я решала минут 40 — и то решила не полностью, два задания оставила на потом. Первое задание вообще было практически методом тыка: тебе дают пять высказываний о тексте, ты должен найти истинные.

Мне сначала показалось, что все пять истинные. В итоге поставила просто наугад, и мне повезло.

По русскому нельзя ошибиться ни в одном задании, если хочешь «сотку», а в математике можно потерять два первичных балла.

Но у меня, кстати, в математике первичных баллов 31 из 31. 

— И последние, необязательные пункты «б» и «в» тоже сделала?

— Конечно, последнее задание я решила за 10–15 минут сразу в чистовик. Не знаю, как его можно было не решить. Просто в онлайн-школе мы такие задания уже вдоль и поперек прорешали. 

Я так надеялась, что на экзамене будет что-то сложное, ну чтобы никто не решил на 100 баллов. Как в школе на контрольной: очень приятно знать, что ты решил задачу, а никто больше не справился. А я так усердно готовилась! И когда я прихожу на экзамен и вижу вот это… мне грустно. Потому что слишком просто.

— Так, а мы про русский говорили… Как у тебя было с сочинением? Вообще любишь писать?

— Нет. Раньше любила и в конкурсах эссе, сочинений участвовала, по литературе тоже всегда сочинения на пятерки были. Но сочинение на ЕГЭ — это не сочинение. 

Сочинение — это когда ты пишешь то, что у тебя в голове. А на ЕГЭ надо писать шаблонно. 

В конце года, когда я в школе писала итоговые работы, учительница дала мне сочинение ЕГЭ. Ну и потом она приходит ко мне: «Даш, ты в курсе, что написала сочинение ну просто отвратительно? Я, конечно, понимаю, у тебя 90 баллов по математике, но к русскому тоже надо готовиться».

Я привыкла писать сочинение, как хочу. Мне нравятся мои мысли, нравится, как я могу их построить письменно, но на ЕГЭ это нереально, потому что ты должен заучить шаблоны, написать шаблоны и просто дополнить их словами из текста так, чтобы тебе не засчитали это за пересказ. 

Ненавижу такую работу. Не люблю я шаблонные решения. Я математику стараюсь решать не теми способами, которыми в школе говорят решать, и даже не теми, которыми в онлайн-школе. Просто нахожу свой способ решения, чтобы выделиться.

— Как твой отдых выглядел? 

— Не помню, что было тогда. У меня плохая память на то, что я делаю, и на то, как я живу. Я помню эмоции, но не помню, что делала. Гуляла, наверное.

— Хорошо, как любишь проводить свободное время? Друзья были? 

— Конечно, у меня много друзей. Я пою, танцую, в школе играла в волейбольной секции, в баскетбольной тоже, танцами занималась. В 11-м классе на танцы я не ходила и танцевала дома сама. На волейбол продолжала ходить в 11-м классе весь год. 

Я все могу, и мне все нравится. Мне интересно и кроссворды разгадывать, и крестиком вышивать, и в футбол играть, и в бильярд, и в карты, и пазлы собирать…

Единственная причина, почему я не делаю все, так это нехватка времени.

«У меня не было цели получить 300 баллов» 

— Как выбирала вуз? 

— Начала я его выбирать, может быть, в сентябре, но не заканчивала, пока не поняла, что напишу круто.

— Какие были варианты?

— МЭИ (Московский энергетический институт), МИСиС (Университет науки и технологий), МИРЭА (Московский институт радиотехники, электроники и автоматики). МИСиС был приоритетным, туда относительно сложно поступить — а я люблю сложности, на мой факультет надо было набрать в районе 276 баллов по трем предметам. Никто же не знал, что будет 300… У меня, кстати, не было цели получить 300 баллов или даже 100 ни по одному из предметов.

— Почему? 

— А зачем? Если у тебя нет цели поступить в вуз, где нужны 300 баллов, то зачем тебе 300 баллов? 

— Чтобы самооценку повысить. 

— А у меня она и так неплохая. Я никогда не думала о баллах, даже при подготовке, когда «учебные планы выстраивают в зависимости от цели». Я изучала все, потому что мне просто нравится, когда ты развиваешься, смотришь на себя вчера и на себя сегодня и понимаешь: «Вау, а я и не думала, что когда-нибудь буду такой умной». Это касается не только учебы и не только «буду такой умной», это касается всего.

Не люблю стоять на месте, и мне хочется с каждым днем что-то делать, чтобы быть лучше. 

Я не думала о том, что было бы, если бы у меня было 300 баллов. Я думала: «А что было бы, если б я могла решить все?

Интересно, есть ли вообще такие люди? А что было бы, если б я все темы знала по любому предмету?»

Мне нравится учиться и делать много в разных сферах. Конечно, это будет нереально сохранять дальше, потому что надо все-таки специализироваться, выбирать направление, а так не хочется…

— Почему?

— Это, знаете, как в детстве: «Почему ты спишь со всеми игрушками сразу?» — «Ну как, если я выберу одну, другие обидятся!» А у меня так же. «Почему ты не хочешь углубиться в какую-то сферу?» — «Ну как? Если я углублюсь в математику, другие науки обидятся!» Не хочется упускать возможности, интересно все. 

Главный минус быть всесторонне развитой — это любовь ко всему, что ты делаешь. Если тебе нравятся пение, математика, танцы, театр, спортивные игры, информатика, биология — как что-то выбрать? А выбрать-то надо.

— Но ты же все-таки выбрала Высшую школу экономики и бизнес-информатику, как это получилось?

— В Вышке все по-другому — другие преподаватели, другая жизнь, другие интересы, методы обучения, оценивания и не только. Просто другая атмосфера, а мне, как я уже говорила, нравится все, что не как у всех. Плюс в Вышку сложно поступить, это факт. 

Студенты Вышки — они другие. Не все, нельзя судить людей только по месту обучения, всегда и везде есть исключения. Но если брать в целом ощущение от Вышки — оно другое. Мне нравится.

— А в чем это «другое» заключается, можешь конкретизировать?

— Другое отношение к тебе у всех людей. Например, у нас 1 сентября была ярмарка компаний. Ты входишь в здание — и тебя все зазывают: «Подходи к нам!» А некоторые компании уже предлагают первокурсникам стажировки.

У меня старший брат заканчивает специалитет, он пытался устроиться на работу в разные компании, сам приходил туда, и то не всегда берут. А тут ты приходишь в вуз первый раз и тебе говорят: «Заполняй скорей анкету! Берем на стажировку всех первокурсников». 

Общение с преподавателями непривычное. Как родители рассказывали — у них по-другому. Как брат учится — по-другому. 

Преподаватели в основном нас называют коллегами.

От этого не то что повышается мотивация к учебе, но хочется продолжать чувствовать себя так же — не просто выпускником школы или студентом, а коллегой.

— Ты представляешь, чем хочешь заниматься в будущем? Чему вас там будут учить на бизнес-информатике?

— В зависимости от того, что тебе нужно и чего ты хочешь. База определенная есть, но специалисты выйдут совсем разными: кто-то выйдет бизнесменом, кто-то — директором какой-нибудь компании, а кто-то — крутым дата-аналитиком. 

Там есть уклоны, ты выбираешь себе более узкое направление, плюс подключаешь майноры — это дополнительные предметы с других факультетов, которые ты сам набираешь к себе в диплом. Кто-то на бизнес-информатике берет майнор с факультета компьютерных наук, чтобы уйти больше в программирование, кто-то выбирает майноры факультета экономических наук, чтобы менеджером стать.

— Ты возьмешь со всех факультетов.

— Я не знаю (смеется)! Скорее всего. У меня, кстати, очень большая проблема — это английский. Здесь у всех высокий уровень, а у меня нет. Это тот самый предмет, который у нас в школе был лайтовым, пятерка была обеспечена, можно было ничего не делать, но я все равно старалась.

Я пыталась и до сих пор пытаюсь, я знаю все правила, но не могу понять логику языка. Мне кажется, это будет огромнейшей проблемой, потому что на выпуске у нас у всех должен быть уровень владения языком C1, а это практически носитель. У меня, мне кажется, ниже, чем intermediate.

«У меня в школе есть двойки, и все они за поведение» 

— У тебя прекрасная аватарка, где ты стоишь на руках, на фото ты всегда улыбаешься. А в какие моменты ты грустишь? 

— Когда ничего не делаю. У меня есть ужасная особенность. Если я устрою себе день отдыха и, допустим, буду смотреть сериалы, играть в игры, мне будет очень плохо — не только морально, но и физически: у меня начнет болеть голова, живот, будет отвратительное самочувствие, ужасное настроение.

Моя любовь к развитию, самосовершенствованию — это не только любовь, это как будто зависимость.

Если я перестаю этим заниматься, у меня ломка, и тогда начинается: «Я толстая, я тупая…» Можно говорить слово «тупая»?

— Можно!

— «Я страшная, я глупая, я хуже всех!» Начинаются слезы, сопли, истерики, крики, меня пытаются успокаивать друзья, а я говорю: «Нет, вы ничего не понимаете, вы слепые». Но это все проходит, как только я снова начинаю чем-то заниматься.

— Каким ты была ребенком? 

— Гиперактивным. Я постоянно задавала вопросы маме с папой: «А почему? А почему?» С бабушкой мы играли в шашки, в карточные игры, она меня научила разгадывать кроссворды, находить отличия, покупала детские журналы с головоломками.

Но никто никогда не считал меня заучкой. Когда кто-то из новых знакомых спрашивал: «Ой, Даш, а как ты в школе учишься? Я вот хорошистка». И когда я говорила, что у меня ни одной четверки, все такие: «Чего? У тебя? Да не верю!» 

Потому что на самом деле я была очень веселая, непослушная, активная. У меня в школе есть двойки, и все они за поведение.

— Какой у тебя девиз по жизни?

— Я бы назвала это принцип: я делаю все, что хочу, и не делаю ничего, что не хочу. Пока другие пытаются заставить себя делать то, что они не хотят, я нахожу причины любить это, начинаю в этом заинтересовываться и делаю. Поэтому у меня все хорошо, здорово, весело. Всем советую.

Фото: Сергей Щедрин

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.