«Я — учитель, на экскурсиях дети меня не слушаются». Как наладить дисциплину в классе?
Вопрос. Дети-пятиклассники на выездных экскурсиях ведут себя плохо: шумят, не слушают экскурсовода. При этом мы выбираем для поездок экскурсии интересные, познавательные. Хотелось бы понять, что можно сделать для повышения уровня дисциплины в классе?

Александра Меньшикова
Ответ. Конечно, важно, чтобы кроме учительницы на экскурсии с детьми были еще какие-то взрослые, которые могли бы помочь регулировать поведение детей. Как правило, в поездках учеников сопровождают родители, они могут проследить за дисциплиной во время экскурсии.
Дети действительно могут не слушать экскурсовод, потому что для них возможность выбраться за пределы школы, побыть вместе и пообщаться оказывается гораздо важнее, чем содержание экскурсии. Она тоже может быть интересна, но детям волевой выбор сделать достаточно сложно.
Как поступить взрослым в этой ситуации:
- перед поездкой в классе провести беседу — как себя вести в автобусе, на улице, на экскурсии;
- мотивировать материально: за хорошее поведение давать подарки;
- заводилу сделать ответственным: поручить ему идти первым, пересчитать детей, сверить список.
Детям в этом возрасте важно снимать напряжение. Пусть где-нибудь побегают, найдут детскую площадку рядом с объектом экскурсии. Им некуда деть энергию, это же дети, их психика еще созревает. Если дети долго едут в автобусе, надо делать остановки, перерывы, а то будут шуметь и баловаться именно в пути.
Еще важно разговаривать с детьми, как со взрослыми. Честно сказать: если в этой поездке будешь плохо себя вести, то в следующий раз мы тебя взять не сможем. Взрослые несут ответственность за тебя и твою безопасность, а с таким поведением ее гарантировать нельзя.