
Вопрос: «Я — учитель. Сталкиваюсь с тем, что подростки выдают на уроке скабрезные шутки. Если переспросить, что имеется в виду, реакция всегда бурная. Либо проявляется в общем хохоте, либо это встречный вопрос: “А что вы подумали, Лариса Ивановна”. Будто бы подозревают, что я могу превратно интерпретировать их реплики. Как реагировать на провокации подростков?»

Елена Грицюк
Учитывайте возрастные особенности
Работая с подростками, важно учитывать их возрастные особенности. Подростки — люди, которые постоянно проверяют границы, исследуют их жесткость. Они будто отвечают себе на вопрос: что я могу сделать в отношении других людей? Как могу обращаться с другими, а как мне не позволят? Что другие могут сделать в ответ и как я сам это воспринимаю?
Подросткам важно не соглашаться, отстаивать свое мнение, особенно в отношениях со взрослыми. Сепарация — та самая задача, которую здесь решает подросток. Он формирует и отстаивает собственные ценности, мнения, свой собственный взгляд на мир. А еще ему важно быть услышанным в его мнении, отличном от позиции взрослого. Мы наблюдаем это в отношениях с детьми дома, а педагоги — в школе.
Если внутри семьи подростку дают быть услышанным, он имеет возможность отстаивать мнение, при этом его никто не унижает, ему не приходится думать, что с ним что-то не так — это и есть признаки здоровых отношений. Если какой-то из параметров отсутствует, тогда задачи возраста ребенок начинает решать за пределами дома, то есть в школьной системе. Учитель в этом случае становится тем взрослым, на котором подросток будет тренироваться.
Школа — место отточить навык
В школе подросток будет тренироваться выстраивать отношения, самоутверждаться, отстаивать мнение. Поэтому-то перед учителем встает вопрос: как взаимодействовать с ребенком, попытки самоутвердиться которого не эффективны, не конструктивны и сильно мешают учебному процессу?
Стоит задуматься, а для чего вообще подростку нужны ситуации, которые создаются в классе? Для чего-то он их организует. Например, дети кодируют шуточки, чтобы учитель их не понимал и чувствовал себя в неловком положении. Этим они покушаются на личные границы педагога. То есть общие шутки — способ прощупать свои возможности и крепость границ учителя.
Когда дети используют непонятные для педагога словечки и мемы, которые никто растолковывать не планирует, возможно, это прием, чтобы объединиться друг с другом.
Не исключено, что по какой-то причине это важно классу. Например, у детей есть дефицит сближения и без такого рода шуток у них нет ощущения сплоченности. В этом случае шутки, даже скабрезные, точно способ чувствовать себя вместе, одной командой. Подросткам важна принадлежность к группе. И ради этого они готовы прилагать максимум усилий, а способов преуспеть в этом масса.
Подростковые шутки — всегда средство привлечь к себе внимание. Потребность во внимании свойственна всем, не только детям. Каждому человеку важно чувствовать себя ценным, замеченным, услышанным. Шутка помогает оказаться в поле внимания других людей, пусть качество этого внимания неоднозначно.
Подростки не всегда отслеживают, соответствуют ли способы достижения цели усилиям и форме. Нечасто отдают себе отчет, что получить желаемое можно другим способом. Например, подростки могут провоцировать учителя неловкими вопросами или фривольными шуточками, надеясь получить внимание. Внимание они, безусловно, получают, но не то, которого ожидали.
Понятно, что не каждый подросток рефлексирует над внутренним миром. Редко кто способен сказать, какого внимания на самом деле хочет, что ему подходит, а что нет. Как правило, такие вещи подростки не отслеживают, зато учитель — может.
Осознайте свои границы
Здорово, если педагог учитывает возрастные особенности учеников. Правда, относиться с пониманием, тем более с большой любовью к подросткам, которые бесцеремонно нарушают границы, непросто. Учителю трудно быть сочувствующим, если он внезапно уязвлен.
Задача учителя — отстоять свои границы, сохранить уважение к себе, не утратив чувство собственного достоинства. Не стоит забывать, что способ, который вы выберете для себя, сильно влияет на дальнейшие отношения с учениками.
Четко очерченные границы способствуют спокойствию и ощущению безопасности. Когда мы знаем о своих границах и понимаем границы других, тогда понятно, какие действия в отношении друг друга становятся невозможны. Например, мы знаем, что эти конкретные люди нас не обидят, не поставят в неловкую ситуацию. И мы не сделаем ничего подобного в отношении них. Границы — это всегда то, что дает спокойствие и ясность взаимодействия с другими людьми.
Если происходит какая-то неловкость в отношениях, важно заметить свою уязвимость. Подумайте, какая часть внутри вас была задета шутками подростков. Иногда здесь всплывает какой-то личный опыт, например, когда вы оказывались в похожей ситуации, испытывали неловкость, чувствовали себя униженными.
Отделите прошлый опыт от настоящего
Прошлое и настоящее отличаются. Отделить личный опыт, который повлиял на вас в прошлом, от ситуации, которая происходит прямо сейчас — важный шаг к решению проблемы.
Сделать это надо хотя бы потому, что учитель — взрослый, от которого напрямую зависит то, что будет происходить в классе.
Если учитель осознаёт, что с ним происходит, если он внимателен к себе и сохраняет возможность быть внимательным к другим, это благотворно влияет на атмосферу в классе, успокаивает и дает опору как учителю, так и ученикам.
Конечно, подростки могут бунтовать, но власть находится в руках педагога. Он гораздо более сильная фигура, чем отдельно взятый подросток и даже группа. Это то, на что учитель может опираться в этот момент.
Определитесь с потребностями
У каждого ученика в классе свои потребности. Кому-то важно отстаивать себя, кому-то быть заметным, кому-то — конкурировать с другими, порой даже с учителями. Но и у учителя в отношениях с учениками могут быть свои интересы и надежды. Например, желание большей совместимости в работе, сотрудничества.
Тогда шуточки и подколки не помогают, а мешают и разделяют вас с детьми. Стоит подумать, а что конкретно в отношениях с этими учениками нужно вам, каковы ваши потребности? Чего бы вам хотелось во взаимоотношениях с этими детьми?
Заявите о своей уязвленности
Открытый разговор — способ заявить о потребностях и границах. Конкретно опишите ситуацию. Скажите, что общими шутками ребята ставят вас в неловкое положение. Вам это неприятно, вам не нравится атмосфера, которая возникает в классе.
Важно выносить такие вещи на обсуждение. В этом будет проявлена сила самого учителя. Так педагог демонстрирует, что он достаточно сильный человек, раз может открыто говорить о себе и о затруднениях в отношениях.
Как правило, у подростков сам факт такого разговора вызывает большое уважение, ведь учитель не боится говорить о сложном и важном. Многих детей впечатляет, когда они слышат, что учитель твердо заявляет о своих чувствах, не пытаясь автоматически унизить в ответ. Педагог демонстрирует то, как можно строить взаимоотношения, тем самым предлагая и ученикам говорить о том, что для них важно.
Мы все понимаем, что власть учителя позволяет вести себя по отношению к детям и по-другому. Да и не все педагоги умеют обходиться с детьми бережно. Это очень понятно, ведь когда тебя обижают, в ответ хочется защититься, воспользоваться властью, показать ученику его место, унизить в ответ. Отстаивая границы, можно делать это осознанно и конструктивно, а можно импульсивно. В последнем случае есть вероятность, что границы отстоять удастся, но отношениям будет нанесен ущерб.
В любой ситуации напряжения говорите об этом, обозначая ровно так, как это выглядит. Проходя мимо проблемы, мы ее не решаем. Открытый разговор дает подросткам почувствовать ответственность за свои действия, понять, что у любого поступка бывают последствия. Например, что учитель, чувства которого они игнорировали, задет шутками. Отношениям нанесен ущерб. Разговор может побудить подростков захотеть исправить ситуацию и восстановить отношения. Здорово, если удастся открыто обсудить, что они могут и готовы сделать для восстановления доверия.
Спросите напрямую о потребностях
Можно напрямую спросить подростков: «Для чего вам нужно так шутить?» Не исключено, у подростков будет смущение от вопроса. Возможно, они не ответят, потому что могут не понимать, для чего так поступают. Тогда вы можете поделиться своим мнением на этот счет: «Возможно, ребята, вы не чувствуете себя командой. Я вижу, что у вас есть потребность в объединении. Давайте подумаем, какие еще есть варианты сотрудничества, чтобы вы чувствовали себя соратниками».
Расскажите детям о своем желании улучшить отношения. Например, скажите, что вам хотелось бы с ребятами чего-то другого: совместности, конструктивного взаимодействия. Поясните, что происходящее в классе мешает не только учебному процессу, но вредит отношениям между вами и учениками.
Ищите решения
Если у вас есть ресурсы, можно предложить свою помощь. Способом объединить детей могут быть создание стенгазеты, украшение класса, подготовка к какому-то мероприятию, совместный поход на каток, пикник.
Учитель — это человек, который наблюдает за тем, как развиваются отношения в классе. Здорово, если удастся подумать над тем, какие еще сложности есть в коллективе. Основываясь на своих предположениях, можно организовывать какую-то деятельность, в которой подростки могли бы проявлять себя. Например, могли бы безопасно конкурировать друг с другом, чувствовать признание друг от друга и от учителя в том числе. Если потребность в заметности, сотрудничестве и принадлежности к группе будет удовлетворена, маловероятно, что у детей сохранится желание делать это через неуместные шутки и грубость.
Сотрудничайте со школьным психологом
Расскажите о проблемах в классе школьному психологу и попросите провести мероприятия по сплочению коллектива. Психолог предложит игры, которые позволят подросткам почувствовать себя чуть более заметными и услышать друг друга.
Иногда психологи приглашают к обсуждению родителей, предлагая конкретную тему. Доверительный разговор с родителями — полезная практика, особенно когда запрос исходит от учителя. Психолог может рассказать, как взаимодействовать с детьми. При этом родительская включенность порой оказывается серьезной поддержкой для учебного процесса и самого педагога. Родители, как правило, готовы к сотрудничеству. А это ровно то, что способствует улучшению отношений в классе.
Фото: freepik.com