Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня

В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Его Святейшества с молодежью Нижегородской области. В заключение встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на несколько вопросов аудитории. Один заданных вопросов затрагивал проблему отношения Церкви к оружию.

Источник: Патриархия.ру

— Ваше Святейшество, здесь присутствуют молодые специалисты Российского федерального ядерного центра. Позавчера Вы посетили наш город Саров, места жизни и подвига преподобного Серафима Саровского. Как Вы относитесь к тому, что в святом месте расположено предприятие, работающее над созданием ядерного оружия?

— Будучи в Сарове, я уже высказался на эту тему, правда, в узком кругу. Но теперь, благодаря Вашему вопросу, я выскажусь публично. В катехизисе, в книге о вере, которую написал в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный к лику святых, дается формулировка того, что есть промысл Божий. Промысл Божий — это забота Бога о мире, о космосе, о мироздании, о каждом человеке. И вот святитель Филарет дает такую формулировку — она довольно длинная, я не буду ее полностью цитировать, но в ней есть замечательные слова, что промысл Божий заключается, в частности, и в том, что Бог дурные и плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям.

Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но промысл Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям, которые сейчас сознают (и я этому очень рад) в том числе многие сотрудники вашего центра, — что именно здесь, в обители преподобного Серафима, наша страна получила то, что мы называли «оружием сдерживания». В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями. Нельзя сказать, что это все случайно. Получилось, что под покровом преподобного Серафима, в его обители страна получила то, что спасло ее в самый критический момент послевоенной истории XX века.

nuclear

Но если говорить вообще о теме оружия, то позиция Церкви хорошо известна. Церковь выступает за мир без оружия. Мы были очень настойчивы в провозглашении этой истины (а для нас это истина) даже в трудные годы холодной войны, призывая к сдержанной политике в отношении гонки вооружений, призывая к разоружению.

Памятник преподобному Серафиму в Сарове

Памятник преподобному Серафиму в Сарове

Но есть такая особенность, которую нужно ясно понимать. Что является причиной войны? Некоторые говорят: неразвитые общественные отношения, недостаточно высокий уровень права, в том числе международного права. Это не так. Причина войны — это грех. Это зло в сердце человека. Можно иметь блестяще развитую систему международного права, как часы работающую систему международных организаций и свалиться в пропасть войны. Разве на исходе XX века, а тем более в XXI веке, уровень развития международного права был ниже, чем 100 лет тому назад? Конечно же, нет. Человечество приобрело опыт работы с международными конфликтами, обеспечило юридическую базу их решения и что? Мы же видим, что сейчас происходит. Чуть ли не страны стираются с карты Европы — в результате, в том числе, использования силы, и вдруг появляются какие-то другие государства. Человечество постоянно находится перед некой опасностью военных действий. И локальные военные действия никогда не прекращались, несмотря на развитую систему международных отношений.

Это все говорит о том, что эта система не способна обеспечить подлинную безопасность. Подлинная безопасность — это ответ на то, что происходит в человеческих отношениях. А человеческие отношения завязаны на том, что у нас в сердце и на уме. Борьба с человеческим грехом, обновление нравственного чувства, сочетание нравственности с политикой, с экономикой, со сферой международных отношений — вот что может предопределить мирное развитие человеческого рода без всяких военных конфликтов, вот что может обеспечить мир без оружия.

Но ведь сегодня это не так. И сегодня то самое оружие, которое разрабатывается в Сарове, является фактором сдерживания. Конечно, сам факт присутствия оружия — это огромная опасность, огромный вызов человечеству. И еще раз хочу сказать, что мы должны стремиться к миру без оружия, но так, чтобы это стремление не разрушило в том числе и нашу страну, чтобы мы оставались способными быть суверенным государством. Поэтому то, что произошло в Сарове в 40-е — 50-е годы, конечно, имело совершенно особое значение для судеб и Отечества нашего, и всего мира.

Читайте также: Атомная бомба: спасти от войны Россию – это одно, а завоевать мир – другое.

Мы, ученые, безусловно, нуждаемся в помощи и содействии Русской Православной Церкви

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: