Живая история не заканчивается там, где безбожием разрушен древний монастырь, откуда навсегда исчезают сказочные богатства и где умолкают звуки пышных приёмов. Если даже автобусные остановки видят сны о людях, которые ждали свой автобус, — о чём могли бы рассказать древние стены, если б умели говорить?..
Возьму на себя смелость познакомить вас с историей колоритного города Дубно.
Вместо пролога
Здесь поселились мои родители. В своё время их привело сюда желание вместе со всеми искать светлое будущее. Его призрачный свет вскоре начал тускнеть, а с развалом «великой страны» навсегда угас. Как раз тогда, когда ощущение необратимых перемен повисло в пространстве, на свет появился я. В дальних комнатах моих воспоминаний таятся картины совсем другого мира, который некогда привезли в этот город мои родители и который я тоже прочувствовал, когда ребёнком бывал в тех местах, где выросли они. Но мир детства растворился, так же, как исчезла непобедимая когда-то страна. Остался только город, я в нём — и отчаянная надежда на лучшее.
Внешний вид и слава богатого волынского города показались Гоголю настолько характерными, что он, описывая отважные походы запорожских казаков в XVII веке, сделал Дубно центральным местом своего произведения «Тарас Бульба». Казаки, даже после долгой осады, так и не смогли захватить город. А во время последнего боя с поляками неподалёку от Дубно произошла драматическая сцена казни сына отцом за измену товарищам и родине. В этом литературном произведении настолько сильно звучит голос подлинной истории, что его герои раз и навсегда стали живыми людьми. В Дубно до сих пор помнят об «Андреевом ходе», через который младший сын Бульбы попал в город, а старожилы расскажут о том, как в детстве они проходили сотни метров по подземелью, распутывая клубок ниток, чтобы не заблудиться в многочисленных разветвлениях. Дубенский замок, к тому же, едва ли не единственный среди волынских замков, остался не захваченным казаками во время войны с Польшей. Поди разберись, где кончается вымысел и начинается реальность.
Город древних монастырей
Князья Острожские, владевшие городом с XIV века, для утверждения Православия в своих владениях основали на островах вокруг города три монастыря, которым суждено было стать значительными просветительскими и духовными центрами.
Все слышали о Пересопницком Евангелии как об одной из старейших богослужебных книг, написанных на Украине, и мало кто слышал о Дубенском, которое начали писать в 1539 году, задолго до знаменитого Пересопницкого. Позже в Дубенском Крестовоздвиженском монастыре двадцать лет служил игуменом Иов (Железо) — будущий преподобный Иов Почаевский. Здесь же жил и трудился апологет Православия Иван Вишенский.
Ревностные католические вельможи построили в XVII веке между монастырём и городом католический монастырь кармелиток, который вскоре присвоил себе угодья и блокировал единственный мостик к старому монастырю. Жизнь монахинь-кармелиток осталась в памяти горожан окутанной загадкой. Рассказывали, что они спали в гробах, не виделись со своими родственниками, а на встречах с ними только переговаривались через специальную трубу, друг друга же приветствовали словами «memento mori».
Во второй половине ХІХ века православное ведомство начало реконструкцию монастыря Честного Креста. Этому постоянно препятствовала игумения кармелиток. Из-за её упрямства доктору из города однажды не удалось попасть к больному холерой монаху, и тот умер. Вскорости монастырь кармелиток упразднили, а всё недвижимое имущество передали православному ведомству. Разъярённые кармелитки перед тем, как отправиться в отведённую им другую обитель, уничтожили всё, что могли, и оставили после себя хаос и разруху. Сам монастырь был перестроен в традициях православной церковной архитектуры.
Новый храм построили также и для монастыря Честного Креста, но до нашего времени он не достоял. Во время освобождения Дубно от немцев монастырь остался практически невредим; там продолжал жить один монах и пять монахинь. При одной из попыток закрыть эту церковь исполнители встретили ожесточённый отпор одного монаха и десятерых его помощников. В начале 60-х атеистические власти всё же разобрали храм до кирпичика, использовав материал для сооружения ограды автопарка в селе Варковичи. Но и этого оказалось мало: весь остров превратили в огромную городскую свалку, среди которой следы монастырских строений теперь найти нереально. Не дожили до наших дней церковь и колокольня преподобного Иова. Польские власти в 20-е годы «под корень» их уничтожили, восстанавливая формы западного образца.
Мало в каком городе Украины в архитектуре культовых сооружений так ярко отразились споры между католиками и православными. Вот ещё один красноречивый пример. Российская империя в ХІХ веке превратила в православный собор величественный костёл монастыря бернардинов. С возвращением польской власти новый ксёндз должен был найти способ уничтожить купола и восстановить католические черты. Один из местных жителей по фамилии Мазуркевич влез на крышу и стал спиливать купола. В это время ксёндз костёла ходил вокруг с молитвословом в руках и молился, чтобы тот не упал. Но это не помогло — Мазуркевич всё же упал, правда, при падении за что-то зацепился, и это смягчило удар…
На другом острове находился также очень древний Спасо-Преображенский монастырь, где князь Василий-Константин Острожский ежегодно проводил первый день Четыредесятницы.
В 90-е годы XIX века во время ремонта в здешней церкви случайно был найден клад. Один из мастеров присвоил золото и приобрёл три дома. Позже он спился, а три его дочери сошли с ума. В народе говорили, что это наказание за то, что он забрал себе сиротские деньги, — на ящичке была надпись, что клад должен был пойти на нужды детей-сирот.
Из старого храма монастыря сохранился колокол, отлитый в 1572 году. В начале 1990-х годов он треснул и как непригодный для дальнейшего использования был передан на выставку икон в Дубенский замок.
Сокровища Дубенского замка
Чуть ли не ежегодные нападения татар на Волынь, а также обострение отношений между Литвой и Московией в конце XV — начале XVI века требовали от князя Константина Ивановича Острожского постоянной готовности к войне. Многочисленные боевые трофеи и подарки пополняли сокровищницу Дубенского замка.
Неудивительно, что татары и казаки не раз пытались захватить замок и завладеть этими богатствами. Особенно тяжёлая осада произошла в декабре 1577 года, когда татары пришли очень некстати: в замке князь Василий-Константин, сын Константина Ивановича Острожского, как раз готовился выдать замуж свою воспитанницу княгиню Беату Дольскую. Началась немедленная подготовка к обороне. Беата, узнав о причине суматохи, никоим образом не выдала страха и решительно отказалась бежать с женихом, пока ещё есть время. Вместе со всеми защитниками она вышла на замковый вал, где стояли подготовленные к бою пушки. Увидев сумятицу, которая царила в рядах защитников, преисполненная горячей решимости, девушка выхватила запал у артиллериста и поднесла к одной из пушек, ствол которой был направлен в сторону татарского лагеря… Громкий выстрел заставил всех содрогнуться. В кочевническом лагере началась беготня, а когда осела пыль, все увидели лежащий на земле ханский шатёр. Оставшись без вождя, татары вынуждены были отступить. Не мог не радоваться князь Острожский и все защитники замка этому смелому, хотя и несколько дерзкому поступку молодой княжны. Северную башню до наших дней называют Беаткой или просто Девичьей.
В этой истории фигурирует ещё один очень интересный персонаж по имени Богдан Сусло — княжеский секретарь и поставщик оружия, который отличался необыкновенной способностью к поглощению еды. На свадьбе Беаты ему отвели отдельный стол — не только для того, чтобы удовлетворить аппетит вельможи, но и для того, чтобы его возможностям могли подивиться гости и, имея яркий пример, ни в чём себе не отказывали. На завтрак Богданко съедал запечённого поросёнка, двух петухов, гуся, воловье жаркое, три хлеба, круг сыра, выпивал два гарнца мёда (около пяти литров), к обеду после этого садился, словно ничего не ел. Стройным не был, а силы имел столько, что мог побороть тридцать человек.
Случилось так, что сокровища замка, не тронутые во время многих нападений не смыслящими в художествах казаками и татарами, были «культурно» вывезены после приезда в замок русских в 1706 году. Через год сюда приехал сам Пётр I, который подготовил к отправке в Петербург большую коллекцию картин и иконографических полотен, в своё время собранных в замке князьями Заславскими.
Новый виток развития
Как это часто бывает, за периодами упадка наступают периоды расцвета. Так, благодаря очередным хозяевам города князьям Любомирским, а также счастливому стечению обстоятельств, Дубно в XVIII веке превратилось в один из самых больших и богатых городов Волыни. С 1774 года сюда перенесли контрактовые ярмарки, на которые съезжалась близкая и далёкая шляхта совершать разнообразные денежные операции. В это время в замке появился новый роскошный дворец, предназначенный для приёмов важных гостей. Благодаря контрактам в рождественские праздники Дубно превращалось в тридцатитысячный шумный город, наполненный шляхтой, торговыми агентами, юристами, адвокатами, актёрами, музыкантами, женщинами лёгкого поведения и молодёжью. Дубно навестил польский король, которому Любомирский угодил устроенной охотой. Вливание прибыли в казну дало князю возможность построить в городе много каменных домов, в том числе гостиницы и ратушу. Не забыли и о евреях, которым Михаил Любомирский построил новую большую синагогу. Представители этой национальности составляли в то время большинство населения города (около 70 %), и в этом Дубно уступал разве что Бердичеву. До Второй мировой войны в Дубно действовало одиннадцать синагог. Кроме того, князь Любомирский был неравнодушен к масонам и посодействовал созданию в Дубно первой на Волыни ложи под названием «Совершенная тайна». Собрания ложи происходили в круглой комнате над Луцкими воротами — главным оборонным сооружением на въезде в город. Проезд через ворота тогда закрыли, бойницы замуровали, а дорогу устроили в объезд. Символично или нет, но ворота, которые столько лет защищали город от захватчиков, сдали без боя. Некоторые считают, что именно масоны сделали вклад в перекраивание политической карты Польши, происшедшее вскоре после распространения этих тайных кружков.
Таинственный форт
В конце ХІХ века около Дубно построили форт, аналогов которому не было в империи. Искатели приключений, мистических ощущений и просто заинтересованные сегодня часто стремятся осмотреть этот «затерянный город», оплетённый дикими лианами и загадочными историями. Рассказывают, что если ночью зайти в дальние фортовые галереи, можно услышать шаги марширующих солдат, а то и случайно попасть в патогенную комнату, где время изменяет своё течение. Жители села Тараканов рассказывают, что перед отступлением из Дубно немцы привезли на фронт грузовики с бетоном и залили им нижние подземные уровни, спрятав там то ли сокровища, то ли секретные военные разработки. В любом случае, в форте и сейчас можно найти многометровые бетонные пробки и заваленные проходы, которые неизвестно что скрывают. По неосмотрительности посетители нередко получают серьёзные увечья. Любой может почувствовать довольно напряжённую атмосферу этого места, в котором люди пережили столько страданий.
Грустный эпилог
Приход советской власти был ознаменован чередой заключений, депортаций и расстрелов. В первую очередь пострадали те, кто был заподозрен в причастности к национальному движению. В монастырских и церковных подземельях без суда и следствия приводились в исполнение смертные приговоры над местными жителями. Факты этих преступлений открылись только во времена независимости.
Было бы неправильно умолчать и о том, что Дубно в советское время превратилось в мощный промышленный центр, где работало довольно много фабрик и заводов всесоюзного значения. Многие жители города, особенно из рождённых в 60-е, ещё и теперь вспоминают достаток, который принесла им советская экономика. И с ними трудно не согласиться. В городе действовали два кинотеатра, стадион, на островке около замка работали прекрасные аттракционы. Всё это пришло в упадок с началом 90-х. Город словно впал в какую-то длительную депрессию. Из колеса обозрения, точнее, той его части, которую не успели сдать не металлолом, соорудили каркас общественной сцены. На ней теперь каждый год происходит шумное молодёжное действо рок-фестиваля «Тарас Бульба». Главным образом благодаря фестивалю и уникальным памяткам архитектуры Дубно знают в наши дни на Украине и за её пределами…
Однако мне, созерцателю беспрерывного течения городской жизни, кажется, что депрессия ещё не прошла. Она время от времени ослабляется «лекарственными препаратами» — ремонтом трубопровода, открытием фонтана, насаждением молодых деревьев, звуком колоколов, современным освещением замка… Всё это облегчает течение болезни города, но не приносит исцеления.
И всё же каждый день дарит жителям старинного города что-то новое, если мы умеем с благодарностью это принимать. Лично у меня здесь нет времени грустить — и не будет, даже если я никогда не покину Дубно, а врасту ещё одной страницей в его историю.
Юрий Пшеничный