Как часто, находясь в транспорте, в магазине или просто на прогулке, мы встречаем людей обоего пола, всех возрастов, уши которых «одеты» в наушники всех форм и размеров. Сегодня очень многие из нас являются владельцами мобильных устройств, с помощью которых можно прослушивать музыку и аудиокниги. Да что говорить о других! Сам я меломан со стажем. Без плеера никуда не хожу, слушаю через него музыку, в том числе церковную, а также проповеди. Однако последнее время пользуюсь плеером все реже и реже. Почему? Мешает молиться. Мешает думать о вечном. Музыка в наушниках, даже не очень громкая, отвлекает, точнее, развлекает, и ты просто идешь, балдея, и радуясь жизни.
Когда кто-то на улице обращается ко мне, я не слышу его — приходится вытащить из ушей наушники и переспросить: «Чего-чего?». Жизнь в наушниках стала для очень и очень многих непременным атрибутом «текущего момента». Это здорово, прикольно, модно. «Круто», как говорят наши просвещенные дети.
«Наушники» земной суеты
Однако если копнуть ситуацию поглубже, то окажется, что подавляющее большинство граждан живет, не снимая «наушников». «Наушников» этого земного бытия. Люди с головой погружены в мирскую жизнь, жизнь тела, круговерть забот и хлопот, и нет в этом кругообороте суеты в природе места вечному, Небесному. Нет места Богу. И когда Бог посылает людям скорби, чтобы Его творения хоть как-то задумались о вечном смысле своей жизни, те снимают «наушники» и ошарашено спрашивают: «Чего-чего?».
Находясь все время в своих «наушниках», люди пропускают мимо ушей и сердец своих очень многое. Был со мною недавно такой случай. Ехал я вечером в троллейбусе домой. На одной остановке вошел в салон тот, которого многие брезгливые сограждане даже человеком не называют, — бомж. Вонючий, грязный. Да, вонь пошла нешуточная. Старик робко просил довезти его хотя бы до вокзала. Находящиеся в салоне «приличные» люди встали фронтом на защиту своих «наушников»: «Батя, тебе не место в обществе приличных людей…». Кончилось тем, что даже водитель, молодая женщина, остановила троллейбус и сказала, что не может дышать этой вонью, машину не поведет, пока «этот» не уберется. Пришлось «этому» дать немного денег, чтобы он, кряхтя, покинул вместилище «благополучных».
Мы не любим бомжей, потому что они грязные, немытые, дурно пахнущие, вечно пьяненькие. Уж кого-кого, а себя мы такими не представляем! Моемся регулярно, смывая с тела грязь и пот, расчесываем тщательно волосы, «душимся», умащаем тела кремами и мазями, одеваемся «с иголочки». А то, что душа – грязна и давно немыта, мало кому есть дело. А ведь нет человека без греха! Так почему, заботясь о теле, мы забываем о душе? А она, грязная, неочищенная покаянием, стонет. Только мы, напялив «наушники», за сладкой музыкой своей размеренной, комфортной жизни, не слышим ее стонов.
Духовная «баня»
Мы все время забываем, что человек есть неразрывный союз тела, души и духа. Не может душа так долго мучиться в одиночестве. Рано или поздно — и тело будет ввергнуто в страдания. Мы или наши дети, близкие, начинаем тяжело болеть, нас бросают мужья или жены, ухудшаются отношения с родителями, на работе нарастает ком проблем. И тут уже мы начинаем стонать – и телом и душой: «За что? Почему я?» Да тут все просто! Вспомните бомжа в троллейбусе. Как неприятен нам запах его немытого тела, как отвратителен вид его струпьев и ран! Мы всеми силами отвращаемся от него.
Так и Ангел наш Хранитель отвращается от нашей гниющей грехами души. И не только он. Гнушаются нами святые угодники Божии. С печалью, скорбя, отходит от нас Пресвятая Богородица. И Сам Человеколюбец Бог, Господь наш Иисус Христос, любя нас, но морщась от вони души нашей, вынужден вразумить нас, чтобы мы задумались о «бане». Что делает Бог? Посылает скорби: болезни, неурядицы, проблемы. Зачем? Чтобы мы осознали необходимость очищения души, исцеления ее от ран, нанесенных лезвием греха. Задумались о покаянии.
Покаяние – это освобождение от греха, избавление души от накопившейся грязи страстей и богомерзких поступков. Каяться можно везде и всегда. Но чтобы покаяние не было чем-то расплывчатым и непонятным, Святая Церковь предлагает нам духовную «баню» – Таинство Исповеди. Именно на исповеди мы, каясь перед лицом Божиим в своих злодеяниях, получаем от Него полное прощение в том, в чем покаялись.
Таинство Исповеди предваряет Таинство Причастия – одно из главнейших в Православной Церкви. В этом Таинстве мы под видом хлеба и вина принимаем в себя Самого Христа, причащаемся, то есть становимся частью Спасителя.
Когда невеста готовится к встрече жениха, она тщательно моет свое тело, прихорашивается, надевает лучшие одежды и украшения, чтобы быть приятной и милой жениху. Так же и душа наша, очистившись и просветлившись в Таинстве Исповеди, в Таинстве Причастия, встречается с Самим Христом, своим Небесным Женихом. И не просто встречается, а сливается с Ним, становится частью Его. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», – говорит Господь (Ин. 6, 56).
Голос совести и милосердие
За грохотом в «наушниках» своей текущей жизни сколь часто мы не слышим тихого и слабого голоса совести. А ведь совесть – это глас Божий в нашей душе. То есть, не слушая свою совесть, мы не слушаем Самого Господа. Совесть – прекрасный советчик богоугодной жизни, да вот только многие ли из нас хотят жить богоугодно? Для этого ведь требуются известные усилия, самое тяжкое из которых – отречение себя ради Христа, ради ближнего, что, по слову Господнему, есть одно и то же.
Как часто мы не оказываем милость ближним, в то время, когда могли бы это сделать. Вот, например, такой простой акт милосердия как милостыня. Почему многие люди не подают милостыню? Потому что не могут? Нет, 1-2 гривны никого не обеднит. Не хотят, прикрывая свое немилосердие соображениями типа «просят на водку», «на развлечения», «не хотят работать», «мошенники»? Это отговорки. На самом деле люди просто не задумываются о такой возможности – подать милостыню просящему. Просто они никогда этого не делали, живя в своем скукоженном мирке и не слыша стонов и просьб обездоленных за ритмичной музыкой в своих «наушниках».
А ведь не всякая милостыня принимается Богом. Принимается только та, которую подают ради Него, ради любви к Нему и ближнему, бескорыстно, от всего сердца. Если же кто-то подает из тщеславия, гордости, корысти, по принципу «ты мне – я тебе», такое подаяние не будет иметь в глазах Божиих никакой цены. Более того, будет нам в осуждении, поскольку делалось ради греховных страстей.
Уместно здесь вспомнить слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Милосердие выше девства, поста и молитвы. Милосердный, живущий по заповедям и без девства, есть подражатель Богу, Который говорит: будьте милосердны, как Я милосерд (Лк. 6, 36).
Ты беден, терпишь недостаток, нужду; будь милостив по своим возможностям. Бог ценит произволение и усердие, а не количество денег; подашь бедному и одну копейку, Бог оценит её лучше сотен и тысяч рублей, поданных богачом из тщеславия и самолюбия. Тщеславие и гордость портят всю цену милосердия; пример тому фарисей, дававший десятину доходов своих. Две лепты усердия и смирения бедной вдовицы оказались в очах Божиих больше тщеславных жертв богача.
Милосердие очищает множество грехов. Нищие для того и являются на нашем пути, чтобы испытывать сердца христиан, они – проба для нас, и на Страшном Суде Божием будут или нашими ходатаями, помощниками и покровителями или обвинителями в жестокости».
В заключение
Не пора ли, наконец, снять свои «наушники» и оглянуться вокруг: сколько нам нужно сделать ради своего спасения! Сколько нужно молитв, которые мы не в состоянии творить в наушниках и «наушниках»! Сколько нищих, голодных, раздетых, замерзающих ждут нашей помощи, нашего тепла и участия! Пора уже вынырнуть из уютного мирка своей суетливой жизни, чтобы приблизиться к Богу, слившись с Ним духовно и телесно, совершая дела, угодные Ему. Да будет нам Спаситель в помощь!
Артемий Слезкин