Апология доверия

|

Есть у меня друг, которому очень не нравится, когда я у себя в «живом журнале» размещаю сообщения с призывами помочь кому-то деньгами или возмутиться каким-то очередным беспределом. Ему кажется это наивностью, граничащей с глупостью — и более того, моральной безответственностью. Попробую описать ход его рассуждений.

Прежде всего, мы живем в информационном обществе. Картинка реальности складывается у нас в голове не столько благодаря личному опыту, сколько на основе прочитанного в прессе или в интернете, увиденного по телевизору (не говоря уже о художественной литературе и кино, откуда многие всерьез черпают свои представления о жизни). При этом беспристрастных источников информации не бывает, каждый по-своему ангажирован, для каждого — будь то журнал, телекомпания или просто блоггер — любое событие интересно лишь как доказательство правильности некой линии. Случилась авария с участием крупного чиновника — это лишь подтверждает безнаказанность властей, умирает нуждающаяся в лечении девочка — это лишний раз подтверждает преступления «кровавого режима», открывается где-то дом детского творчества — это подтверждает неусыпную заботу местных властей о развитии подрастающего поколения. И так далее, и тому подобное.

Поэтому доверять любому источнику информации — это, по логике моего друга, означает ловиться на крючок, вместе с информацией сглатывать и скрытый в ее подаче идеологический посыл. То есть поддаваться зомбированию — неважно, властей ли, оппозиции ли, олигархов, Церкви, либералов, коммунистов, и так далее.

Кроме того, добавляет мой друг, практически никто из нас не стремится проверить скандальную или трагическую информацию. Мы охотно делаем перепосты, посылаем деньги, ввязываемся в бурную полемику — но чаще всего оказываемся при этом жертвами банальной «разводки». А даже если бы и захотели проверить — это оказалось бы крайне сложно, если вообще возможно. Кто бы из официальных лиц стал общаться с блоггером Васей?

Откликаясь на просьбы о помощи, размещая ссылки в своих блогах, мы оказываемся марионетками в чужих руках. Эксплуатируя наши эмоции и стереотипы, кто-то нами манипулирует, внедряет в общественное сознание некие стереотипы, отвлекает от каких-то реальных проблем. А мы и не возражаем. В этом мой друг и видит моральную безответственность «отзывчивых блоггеров».

Сразу скажу, что многое в его рассуждениях мне представляется совершенно верным. Мы действительно крайне доверчивы (что прекрасно сочетается с жуткой подозрительностью), мы действительно не в состоянии проверить достоверность информации, нами действительно можно манипулировать. Вопрос в том, какие из этого сделать выводы. И более широко — как ко всему этому относиться с христианских позиций.

Мой друг — сторонник глобального недоверия. То есть верить можно только тем, кого ты хорошо знаешь лично, а любые просьбы о помощи, полученные из вторых рук, нужно молча игнорировать. А мне такой подход активно не нравится.

Начну с того, что дикая боязнь оказаться обманутым — это чаще всего признак повышенной гордыни. В центре ситуации ты видишь себя, а не тех, кто, возможно, нуждается в твоей помощи. А если взглянуть иначе? Вот ты поверил — и обманулся. Стало ли от этого кому-то хуже? А это в разных случаях по-разному. Иногда, безоглядно поверив в чужую беду и приняв навязанную нам модель помощи, мы действительно делаем нечто вредное. К примеру, если подаем деньги побирающимся по электричкам детям. Детей этих эксплуатирует мафия, всё собранное они отдают своей взрослой «крыше», и будут оставаться в криминальном рабстве, пока сердобольные граждане успокаивают свою совесть, жертвуя десятку. Но бывают случаи далеко не столь однозначные. Да, есть риск, что твои пожертвования попадут к мошенникам. Стопроцентный ли это риск? Пятидесятипроцентный? Мы чаще всего просто не в состоянии взвесить такие вероятности. И чаще всего внушаем себе, что шанса нет там, где он есть. Внушаем не потому, что денег жалко, а потому что страшимся быть обманутыми. То есть из-за нашей гордыни кто-то оказывается без помощи — то есть беспомощным.

Второе, о чем нужно сказать — глобальное недоверие идет рука об руку с неверием. С неверием в Бога, в Его участие в земных делах, то есть в Его благой Промысл. Может, оказанная нами помощь, несмотря на рациональные аргументы против, породит такую причинно-следственную цепочку, которая приведет к победе добра. Цепочка может оказаться слишком длинной, чтобы нам ее разглядеть от первого до последнего звена, но если мы действительно верим в Бога, то и не должны стремиться непременно увидеть все звенья, понять все механизмы Промысла. Поэтому, если возникло движение души — помочь, не стоит сразу же включать «режим недоверия».

Ведь если этот «режим недоверия» включать постоянно — душа вообще перестанет реагировать на чужую боль, возникнет то, что по-церковнославянски называется «окамененное нечувствие».

Поэтому, да простит меня мой подозрительный друг, я все-таки буду писать в ЖЖ о свинцовых мерзостях жизни и размещать просьбы о помощи. Иначе когда-нибудь в зеркале увижу его лицо.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Фотоблогер Беленький: Россия, которую мы потеряли

Фото России, которую мы потеряли: из 1000 церквей - 600 заброшены

“Вы не представляете себе Сибирь”

Ну, проблема, конечно, существует, согласен, с этим не поспоришь. В Бурятии китайцев, правда, мало. Но, мой добрый друг из Красноярска…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: