Был ли Исход из Египта?

«Некоторые разделы библейской истории приходится пересматривать в связи с археологическими свидетельствами». «Христианские апокрифы -один из важнейших источников по истории ранней Церкви». Такие и не менее неожиданные утверждения звучали в докладах на секции «Библия и ее исторический контекст», которая проходила 27 ноября в гостинице «Даниловская» в рамках богословской конференции «Современная библеистика и предание Церкви».

Фото Евгения Глобенко

Фото Евгения Глобенко

Завкафедрой библеистики Санкт-Петербургского университета Анатолий Алексеев в докладе «Археология и библейский текст» рассказал, какие сомнения возникают у ученых по поводу Исхода евреев из Египта. Традиционно считается, что это событие произошло в XIII или XII веке до Рождества Христова. Но при раскопках библейского Иерихона в 1952–1958 англичанка Кэтлин Кеньон установила, что стены города пали в XV веке до Рождества Христова, а в XIII—XII вв. их не существовало. Согласно Библии, восстановлены они в VIII веке до Рождества Христова израильтянином Ахиилом (3 Царств, 16, 34).

«Затем в ходе других археологических раскопок стало ясно, что из почти двух десятков хананейских городов, которые, согласно книгам Иисуса Навина и Судей, израильтяне взяли штурмом, лишь два, Вефиль и Асор (в Библии — Гацор), хранят следы военных событий, имевших место в XIII–XII веках. Но даже и эти два города нельзя уверенно связать с действиями израильтян, а не кого-нибудь другого», — отметил Алексеев.

Источник: sl.btv.ru

Источник: sl.btv.ru

Так, по словам петербургского библеиста, возникли сомнения в том, что исход из Египта союза 12 семитских племен когда-либо имел место. В книге Исхода написано, что из Египта вышло шестьсот тысяч пеших мужчин. С ними, считает Анатолий Алексеев, должно было находиться два-три миллиона женщин и детей, огромное количество скота. Во Второзаконии и Числах говорится об их длительной остановке в Кадесе. Но археологические раскопки обнаружили там следы поселений только X—VII вв. до Рождества Христова, обитаний более раннего времени не выявлено. Высказываются взгляды, что Исход происходил позже, в VIII–VII или даже в VI веке до Рождества Христова.

«И всё же было бы крайним легкомыслием объявить выдумкой библейское повествование, — сказал Анатолий Алексеев. — Возможно, в Исходе участвовала лишь небольшая семитская группа, историческое предание которой разделили примкнувшие к ней родственные племена. Возможно, библейское повествование навеяно историей гиксосов, также семитов, изгнанных из Египта в XVI веке».

Не меньшей остротой отличались другие выступления. В перерыве один из участников конференции объяснил, что никакой «бомбы» в утверждениях профессора Алексеева и других докладчиков не было, они излагали факты, известные всем, кто интересуется библейской археологией. Православное осмысление этих фактов — задача современного богословия.

Подготовил Леонид Виноградов

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Мысли на день Пятидесятницы: о рассеянии христиан и будущем сборе урожая

Видящие только свою правду и правоту и не желающие понять и прочувствовать правду и правоту другого…

Неужели мы не можем уподобиться самому хрупкому из людей Ветхого Завета?

Они жили чаянием — мы живем в пределах уверенности вещей уже случившихся и в ожидании их…

Типикон в эпоху праотцев

Диакон Павел Сержантов о главной богослужебной книге в Ветхом Завете

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: