2 февраля в Москве откроется Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. О Соборе ПРАВМИРу рассказал архиепископ Женевский Михаил (Русская Православная Церковь заграницей).

Фото: pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru

Я не хотел бы говорить о конкретных вопросах и темах, которые будут обсуждаться на Соборе.

Собор — это момент, когда Церковь управляется Духом Святым. Собор и его решения для Церкви — это основа Ее жизни.

Каждый член Собора приходит на него со своими болячками и ранами. Но это не играет никакой роли.

Вспомните, по какому поводу собирался Первый Вселенский Собор (Никейский): император Константин потребовал от епископов сформулировать учение Церкви о Христе. В этот исторический момент в Александрии свирепствовал Арий со своей ересью. Он объявлял, что нельзя принимать то, что Церковь не может сказать. Для определения природы Христа не было соответствующего слова в греческом языке.

В эллинской культуре считалось, что того, что ты не можешь выразить словом, или ты не понимаешь, или его вовсе нет. Если перед тобой находится некий предмет, но ты не можешь его назвать, то его не существует. Существует то, что может быть названо словом.

На некоторых древних иконах на предметах природы бывает изображен маленький человечек — «ипостасия». Если его нет, то природа не имеет никакого значения. Если он есть, значит, это какая-то важная часть образа.

Так вот, слова для определения природы Христа найдено не было, на чем настаивал Арий. Он был красноречив, красив, культурен. Его поддерживали девяносто процентов прибывших на Собор епископов. Святители Николай, Спиридон Тримифунтский и Александр Александрийский твердили, что в Евангелии говорится, что Христос — Сын Божий, что это говорится о Его природе, Божественной и человеческой…

На Соборе присутствовал диакон Афанасий — будущий Патриарх Александрийский. Наблюдая за этими ожесточенными спорами, он глубоко страдал. Вдруг он попросил слова и сказал: «Это слово есть! Omousisos — Единосущный!» — и весь епископат встал в ликовании от того, что необходимое слово найдено. Это был момент торжества Церкви!

Арий же решения не принял. Все епископы пришли с его мыслями, а в итоге на соборе было принято то, что его осуждало.

Сама природа Собора — сохранение его силы. Когда приехали на Поместный Собор, где был избран Патриархом митрополит Кирилл, мнений и высказываний было очень много. Но митрополита Кирилла выбрали почти единогласно. Это — решение Собора.

Нужно очень четко повторить: Церковь — не организация, не ассоциация, не съезд.

Церковь — это живой организм, и действует она как организм.

Каждая его часть от него не отделима.

Каждая часть существует в его полноте и необходима для него.

Не потому, что некто написал, что он — член церковного организма. А потому, что в жизни Церкви много того, чего мы не видим.

Записала Мария Сеньчукова

Читайте также:

Архиереи о Соборе

Первый Вселенский Собор: победа Истины

Собор идей: архимандрит Савва (Тутунов) анализирует деятельность Всецерковного Собора 1917-1918 годов и плоды его решений

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.