Вопросы священника к урокам православной культуры в школе

В чем искренне признаются родители школьников на собраниях по выбору модулей ОПК – рассказывает священник Сергий Круглов.

Зачем священника приглашают в школу

Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов

Одна из многочисленных примет российской весны – в школах у третьеклассников проходят родительские собрания по выбору модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики». На эти собрания приглашают священников по поводу модуля «Основы православной культуры».

Что означает корректное слово «приглашают»? Наверное, у разных батюшек в разных епархиях это по-разному. Но, в общем, смысл этого посещения – один: призванный священник должен прийти на собрание, видом своим явить дружественность («мы одной крови, вы и я») и благоуветливость, ни в коем разе не агитировать, не давить на родителей ничем специально «религиозным» и вообще, как говорят копы в американских боевиках, «держать руки на виду», объяснить собравшимся, что такое «Основы православной культуры», что ОПК вовсе не есть «Закон Божий» и не грозит клерикализацией школы, а предмет этот вполне культурологический и светский, и объяснить, какая польза от него может быть.

Такие собрания проходили в феврале-марте-апреле и у нас в школах, я на них бывал. Всё как обычно: меня встречает педагог, ответственный за мероприятие, проводит в класс или актовый зал школы, просит «проповедовать по возможности не очень долго» (поповской витийный аппетит к многословию, приходящий во время еды, в народе известен), собираются родители.

Как правило, вопросов нет, но они есть

Про ОПК и прочие модули ОРКСЭ минусинцы, жители южносибирского городка с населением около 70 тысяч человек, знают не первый год, у кого-то старшие уже отучились, теперь вот – младшие на подходе, все в основном как-то уже и без того определились, куда записать своих детей.

Собрания проходили, как правило, вечером. Родители и преподаватели, понятно, уставшие после рабочего дня, слушают, чего я им говорю, но у кого-то интерес в глазах, у кого-то – скепсис, а у многих – просто будничная забота: вот еще одна нагрузка на наших детей, еще одно требование со стороны этого сумасшествия, которое в глазах нас, родителей, зачастую являет современная система образования (полноправно пишу «нас», так как через все это прошли и трое моих детей). Кто-то что-то записывает, помечает, но явно не конспектирует «теоретическую часть» моих высказываний, а – техническое: сколько часов на предмет, как он будет стоять в расписании и т.д. И на традиционное завершающее: «Пожалуйста, есть какие-то вопросы?», как правило, вопросов ко мне не следовало, расходились молча.

Но не всегда.

Несколько раз у меня возникали разговоры с родителями, уже после собрания, в толпе, потихоньку двигающейся к выходу, в коридоре школы, за порогом во дворе…

То, что я пишу здесь – не про предмет ОПК. У меня есть какие-то свои соображения на эту тему, но сейчас я не о них. А об этих случайных-неслучайных разговорах с людьми, с которыми нас вместе свело собрание, с людьми, для которых я – не батюшка в храме, к которому они пришли специально и соответствующе настроились, а человек, встреченный в обычной житейской обстановке, перед которой мы равны.

Разговоры разные. Кто-то, как это часто бывает, увидел возможность словить, якоже рече русская поговорка, «на грош пятаков», то есть вроде бы давно собирался выяснить то и се в церкви, да все некогда было прийти, лень сделать усилие для похода в храм, надо бы, да вот… А тут как раз вот он, священник. Вот заодно все у него и узнаю: как покрестить ребенка, как у вас в церкви заказать отпевание, как у вас обстоит с венчанием, какой иконе поставить свечку в том-то случае, сколько стоит записочку подать, и прочее в этом роде. За краткие пояснения – благодарят, на предложение посетить наконец-то храм самим – выражают бурное согласие, затем прощаются, часто – навсегда, ну или до следующей такой же случайной встречи. Эти – чаще всего были женщины.

Фото: pokrovgrodno.org

Фото: pokrovgrodno.org

Были и мужчины, трое. Они начинали, как в армии: «Разрешите обратиться?», именовали меня «святой отец», а затем путано и эмоционально изливали свои претензии к реалиям современной жизни.

В церковной части их откровения бывали стандартны: «Бог должен быть в душе, вот как у меня» и «Почему в вашей церкви всё за деньги, а попы все на крузаках», причем ответ им был особо и не нужен, им надо было высказаться…

Я не преувеличиваю: все трое говорили ровно одно и то же, так что я вспомнил комичный эпизод из фильма «Брат-2». Помните, там героя фильма везет московский таксист и костерит проклятую российскую действительность, а потом в США его везет другой таксист, тоже русский. И костерит действительность не менее проклятую, но американскую, так что Данила Багров спросил: «Слушай, а у тебя в России брат есть?»

Жить по заповедям – никого, кто бы смог

А вот один разговор после такого собрания заставил меня думать…

– Здравствуйте, отец Сергий. Вы меня, наверное, не помните?

Вспомнил… Лет десять назад она часто бывала в нашем соборе, на каждой службе исповедовалась и причащалась. А потом, примерно через полгода, как-то враз исчезла. Мало ли, подумал я тогда, уехала куда-нибудь… Нет, не уехала, так здесь и живет, вот сын в третьем классе.

– Знаете, веру я не потеряла, ничего такого, и Бога не забыла. Замуж вот тогда вышла, то да се, жизнь такая – некогда было в храм ходить. А вообще-то… Не только в этом причина. Просто мне однажды стало страшно… Я ведь и книг много читала, и все исполняла, что Церковь требует, молитвы там, посты, правила все. И вдруг однажды до меня дошло: это все… ну… вспомогательное. А главное-то – надо жить по заповедям Христа. А как? Ну как вы себе это представляете: блаженны нищие духом, миротворцы, кроткие, плачущие, любящие врагов, и так далее? Попробуйте так прожить хотя бы день, по полной! Доживете ли до вечера? Я ясно отдаю себе отчет: я не смогу так. И никого вокруг не видела, кто смог бы. Может, и были в древности святые, а в наши дни не встречала. Быть христианкой в этом мире по-настоящему – просто страшно. А внешне только обряды исполнять… Не хочу.

И ребенка своего по той же причине я крестить не стала, и ни в какое ваше ОПК его не запишу. Вырастет – пусть сам приходит в церковь. Если захочет. А пока что я хочу, чтоб у него просто было нормальное детство.

Как научить самому главному?

Шел я после этого разговора и думал: ОПК, школа, благотворительность, ответы на вызовы времени, возведение храмов, уставы-каноны, литургика и церковное искусство, церковная дисциплина, политика и экономика, и то в Церкви надо делать, и это не оставлять, всего у нас много…

Но как научить христианина самому-то главному – жизни по законам Царства Христова, притом еще в этом, падшем мире, который всеми силами зла противится такой жизни? Как научить его стяжать Дух Святой, знать, видеть, чувствовать Христа и следовать за Ним? Чем научить – проповедями, призывами, епитимиями? Или примером?

А кто покажет пример?.. Витий многовещанных в Церкви предостаточно, и правых, и левых, и консерваторов, и либералов, на любом приходе, на любой странице соцсетей, с любой трибуны и амвона – а святые-то где, у которых «единое на потребу»? Вот женщина прочитала о святых в книгах, оборотилась найти в жизни, и не нашла. Я-то знаю, что они есть, а ей-то как показать? Отправить за тридевять земель, в рейд по дальним монастырям и скитам, ищи, мол?..

И то, что жить по законам Христа в падшем мире – страшно, как на войне страшно вылезать под пули из безопасного окопа, это она верно чувствует. И про святых – верно: вы, батюшка, продолжая военную аналогию, мне не парадного ветерана покажите с юбилейными медалями, а настоящего фронтовика, который воюет – и притом побеждает…

И осудить ее за то, что отошла от Церкви, я не смог. Могу только надеяться, что Сам Христос, недоведомым образом, ее не оставит.

Тем более что дело и не в ней, собственно. Во всех нынешних жгучих проблемах Церкви, во всех бранях, ведомых в ней внутри и снаружи, во всех ее буднях и праздниках – дело только в одном: кого я, считающий себя христианином, да еще и священником, увижу сегодня в зеркале. И виден ли будет через этого, мной увиденного, свет Христов – или нечто совсем другое…

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Три врага православной школы

Как не стать комбинатом по выпуску дипломированных фарисеев

Ректор ВШЭ предсказал превращение школы из оплота образования в центр воспитания

Более половины реальной образовательной деятельности детей будет проходить вне школы, прогнозирует Кузьминов

Когда родители и дети – союзники школы

Чем привлекает гимназия имени митрополита Платона Левшина

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!