Дом Иоанна Предтечи

|

Эйн Керем – тихий район Иерусалима в двадцати минутах езды на автобусе от центра. Здесь стоит всемирно известная больница «Гадасса» (помните второе имя ветхозаветной царицы Есфири?), а в ней – синагога с витражами, расписанными загадочным Марком Шагалом.

Здесь же находится место, известное каждому православному по стихам Евангелия от Луки, которые мы слышим на утрене любого богородичного праздника: «Во дни оны воставше Мариам иде в Горняя с тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет». Да, именно здесь стоял дом первосвященника Захарии и его жены Елисаветы – родителей Иоанна Крестителя. Именно тут началась проповедь Предтечи Господня, из чрева матери поприветствовавшего Пресвятую Деву и тремя днями ранее зачатого от Духа Святого Господа Иисуса Христа.

Сейчас это место является обязательным пунктом программы для паломников из России (и не только) – Горненский монастырь Русской Православной Церкви Московского Патриархата гостеприимно распахивает ворота, и мы оказываемся в уютной тени кипарисовых деревьев, любовно насаженных первыми русскими насельницами.

На месте Рождества Иоанна Предтечи расположен пещерный храм в честь этого события.
Над входом – мозаичное изображение проповедника покаяния:

А на наружной стене удивительные иконы: Благовещение Рождества Иоанна Предтечи, Зачатие Иоанна Предтечи и Бегство Елисаветы с Иоанном Предтечей в пустыню:

image003

Благовещение Рождества Иоанна Предтечи

image004

Зачатие Иоанна Предтечи

image005

Бегство св. прав. Елисаветы с Иоанном Предтечей в пустыню

О последнем событии мы поговорим чуть позже.

За стеной храма, в соседней католической церкви, находится другая половина пещеры. Собственно, она и разделилась-то волей случая – после землетрясения. Вот так и получилось, что место Рождества Иоанна Предтечи поделилось между православными и католиками. И глухая стена как будто скорбно напоминает о разделении в христианском мире.

К сожалению, состояние храма не позволяет проводить в нем богослужения, и даже паломников туда пускают не всегда.

Поэтому богослужения праздника проходят в двух других храмах обители: Всех святых, в земле Российской просиявших:

и Казанской иконы Божией Матери (непосредственно на месте дома свв. прав. Захарии и Елисаветы):

В этот же день из монастыря уходит икона Благовещения Пресвятой Богородицы, находившаяся здесь три месяца, с праздника Целования (он отмечается только в Русской Духовной Миссии, на третий день после Благовещения).

А теперь вернемся к обещанному – бегство Елисаветы с Иоанном Предтечей в пустыню. От кого они бежали?

Бежали они от тех же солдат Ирода, от которых Святое Семейство уходило в Египет. Именно поэтому на соседней католической церкви изображена мозаика «Бегство в Египет»:

Задумывались ли вы когда-нибудь о числе убиенных Иродом младенцев, которое донесло до нас Священное Предание? Оно колоссально даже по нынешним временам – четырнадцать тысяч. Даже если поделить его на десять – все равно, для Вифлеема это очень много. Ведь Вифлеем и сейчас небольшой город, а тогда население было значительно меньше.

Между тем, Предание донесло до нас и еще один сюжет, значительно менее известный, согласно которому Ирод повелел убить всех младенцев не только в Вифлееме, но вообще в окрестностях Иерусалима.

Недалеко от Эйн Керема находится еще один монастырь, католический. Раньше он принадлежал греко-католикам (поэтому иконы здесь выполнены в греческой манере), а нынешние его хозяева – францисканцы-молчальники.

pustyn

Пустынь св. Елисаветы

Это место называется “Иоанн в пустыне”. По Преданию, именно сюда бежали праведная Елисавета с младенцем Иоанном. Настигаемая воинами Ирода, Елисавета взмолилась ко Господу: «Пусть эта гора укроет нас со чадом!» – и гора расступилась, впуская беглецов в небольшую пещеру.

Елисавета, как мы помним, была в летах преклонных, когда зачала Иоанна, поэтому долго после рождения сына не прожила. Отрок остался жить в пустыне до выхода на общественную проповедь, о чем скупо сообщает последний стих первой главы Евангелия от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю».

Продолжает он, величайший из рожденных женами, по слову Спасителя, проповедовать и поныне.

В Горненском монастыре рассказывают такую историю. Был у них некоторое время назад охранник, араб-мусульманин. Однажды вечером, обходя территорию, он увидел незнакомого человека с посохом. «Ты что тут делаешь?» – сердито спросил он непрошенного гостя. «А ты сам-то кто?» – вместо ответа спросил его тот. «Я – тут хозяин», – ответил раздраженный охранник. Человек посмотрел на него сурово, сказал: «Нет, хозяин тут я», – и куда-то пропал. А утром охранник всмотрелся в икону Иоанна Крестителя и узнал вчерашнего посетителя.

Бесхитростная в общем-то история, но душу трогает. Может быть, как раз потому, что он, лишившийся крова через несколько дней после рождения и всю жизнь скитавшийся по пустыням, пока не казнили его сильные мира сего за правду, все-таки вернулся к себе домой.

Читайте также:

Иоанн Предтеча: Предшественник новой жизни

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Иоанн Предтеча — где помолиться святому

В каких храмах Москвы можно поклониться мощам и чтимым иконам Иоанна Крестителя

О Предтече Господнем, городе Иваново и утраченных святынях

Почему Господь трижды открывал христианскому миру эту святыню и почему часть главы все же утрачена?

Хромая вера, или Как не пойти ко дну

Христос не прекращает бедствия сразу, не усмиряет бури, а подает помощь, избавляя от гибели