Когда бабка на горе свистнет

|

О дикости языческих суеверий

«Так, закапывайте, – бабуля обмахнула лицо с серьезным выражением платком и повернулась к нанятым за два литра «копалям». – Поревела – пора и закапывать. Табуретку вон там поставьте, на пригорке, я на ней свистеть буду».

Мужички опустили гроб в могилу, закидали землей. Родственники и соседи тоже бросили по горсточке. А потом, действительно, бабуля села на табуретку и начала свистеть. Можно было бы подумать, что свихнулся человек с горя – такая утрата. Но, как знают односельчане, горя-то особого не было: не питали две соседки – покойная и здравствующая – друг к другу шибко нежных чувств. Но здравствующая бабуля слыла человеком, разбирающимся в делах духовных, приколдовывала даже – вот к ней и обратились за помощью в организации «похорон по-человечески».

Священника, который пытался что-то сказать о нужности молитв за усопшую и о вреде суеверий, дружно предали остракизму: «ничё не знает – чё и говорить с таким». В церковь, понятное дело, дружно не ходили: «Там мракобесию учат». Так что бабка свистела на табуретке на кладбищенском холмике деловито, и никто ей не мешал – «грехи из покойной высвистывала». Долго свистела.

Дико? Смешно? Страшно? Это еще – мягкий вариант проявлений «особой духовности нашего духоносного народа». Бывают и похлеще. То несколько дюжих молодцов гроб с покойным начнут подкидывать, «чтобы грехи из него вытрясти» (не был бы покойник покойником – от одного подкидывания бы помер), то так на поминках напьются-нагуляются, что через пару дней очередные похороны проходят.

А начинается все с того, что не желаем мы всерьез относиться именно к духовным вещам, подменяем их какими-то дикими подделками, похуже китайских. Уж что такого серьезного, скажем, в приметы верить? А что такого страшного в талисманах и оберегах? А вот давайте спросим – не постесняемся к священнику обратиться. Наш собеседник – отец Александр Лебедев, настоятель вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Торгу).

– Часто ли приходится Вам, как священнику, сталкиваться с проявлениями суеверий?

– Можно сказать, что суеверия являются постоянными спутниками человека. Нет такой области человеческой деятельности, к которой суеверия не могли бы приспособиться. Есть суеверия в спорте, в учебе, в строительстве, в торговле, огромное их количество в повседневной жизни. Чтобы несчастье не случилось – нужно постучать по дереву, рубль в кошельке обязательно должен быть всегда – на разживу, он деньги притягивает, пятак под пяткой помогает на экзамене, я уже не говорю о распространенных безделушках, которые люди носят «на удачу» – и подковы, и фигурки знаков зодиака и прочее, прочее, прочее.

– Есть ли такие суеверия в церковной жизни?

– Конечно, ведь зачастую за человеком приходящим в церковь тянется шлейф его немощей и заблуждений. Обретая веру в Бога, человек перерождается не сразу: ему нужно долго и усердно трудиться над собой, изживая греховные привычки. А суеверия – одна из самых живучих привычек. Человек, приходя в церковь, может взять из нее что-то для себя, а может привнести в нее что-то свое. Есть такие привнесенные людьми в церковь суеверия.

Самое серьезное и распространенное церковное суеверие – это боязнь что-то сделать в церкви не так: в таком случае, якобы, результат действия будет обратный желаемому. Свечки от лампадки зажигать нельзя, ставить их нужно правой рукой (вариант – обязательно левой! она ведь от сердца идет), очень хорошо иметь два имени: одно обычное, а другое – церковное, тогда ни одна порча не пристанет. Есть святая вода «богоявленская», а есть – «крещенская», вот! большая разница, а лучше всего набрать святой воды от трех церквей – она-то посильней будет. (Крещение = Богоявление. Это другое название праздника. – П. Д.) Такого рода суеверия можно встретить в среде людей, наполняющих наши храмы.

– Чем вызваны, по Вашему мнению, суеверия?

– На мой взгляд, можно говорить о двух причинах этого явления, хотя может быть таких причин больше, но мне очевидны эти. Первая – это не изжитое язычество. Вообще язычество чрезвычайно живуче: как культ, оно сейчас, конечно, редко встречается, но языческое мировоззрение сегодня далеко не редкость. Для такого мировоззрения характерна замкнутость на земных интересах – язычник не способен видеть ничего выше горизонта, и даже понятие Бога для язычника несет не возможность войти в Царство небесное, а способ достичь успеха в жизни, причем успеха материального: машина, квартира, дача, здоровье умопомрачительное и т.д.

 

Суеверия как раз и строятся вокруг понятия «удачи», поэтому в мироощущении приземленного человека они расцветают буйным цветом. Вторая причина, ее не нужно сбрасывать со счетов, – это элементарная человеческая глупость. Насколько глубокомысленным должен быть ум человека, чтобы утверждать связь между повышением по службе (явная удача!) и подковой в кармане – вопрос риторический.

– Опасны ли суеверия для человека?

– Опасны. Потому что они заслоняют собой Бога, они приземляют человека, они не дают ему оторваться от земных интересов, они его оглупляют, они привносят в жизнь человека множество страхов, может быть и мелких, но докучливых, как комаров, они делают человека мнительным, они отнимают у человека душевные силы, они мешают человеческому счастью. Такова моя обвинительная речь суевериям. Подтверждаются же эти обвинения жизненными примерами.

– Как можно с ними бороться? Насильно мил не будешь. Может, лучше с юмором обличать заблуждения?

– Бороться с суевериями нужно, почаще включая мозг и осмысливая те модели поведения, которые нам предлагают. Это – раз. Во-вторых, суе-верие – значит, суетная, бесполезная, вредная вера, соответственно вытеснить ее из сознания человека может вера истинная, настоящая, крепкая. Вера, которая подразумевает доверие Богу, умение видеть в своей жизни не сомнительные закономерности суеверий, а твердую и надежную руку Божью, которая ведет тебя по жизни, и помешать которой не может ни отсутствие подковы над дверями, ни присутствие Марса в созвездии Девы, ни что-либо другое.

– Ваш совет, как священника, тем людям, которые хотят по-настоящему узнать христианство: как правильно относиться к различного рода суевериям?

– Относиться к суевериям нужно с пренебрежением, причем ярко выраженным, однако не переносить его на людей, подверженных суевериям. Суеверный человек достоин сочувствия и участия. Если он способен услышать своего собеседника и ситуация позволяет – имеет смысл попытаться объяснить ему суетность суеверий. Без личных обличений попробовать так поставить вопрос, чтобы он сам задумался над смыслом тех или иных своих действий. Помогает классический детский вопрос: почему? Как правило, суеверия необъяснимы, это голые утверждения, вот и нужно попытаться, чтобы человек, подобно королю из сказки увидел, что он голый.

И, главное: давайте учиться воспринимать свою веру всерьез. Давайте просвещаться! Давайте будем обращаться к умным книгам, написанными святыми людьми, а не к проходимцам и просто глупым людям. Отсутствие серьезности в таких вещах приводит к скатыванию человека в очень опасное духовное состояние – в язычество. Ни о каком благе для души в этом случае речи быть не может. Будет и смех, и грех. Хватит, посмеялись, да и погрешили тоже не меньше.

Беседовал Петр ДАВЫДОВ

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Духовный дом быта

Давайте, раз она такая гадина колдунья, я попрошу всех людей помолиться, чтобы она умерла?!

Социологи выяснили, как россияне относятся к колдовству и магии

Треть опрошенных считает определенных людей способными наводить порчу и сглаз