Армянский монастырь Сурб-Хач («Святой крест») – один из древнейших и крупнейших духовных и культурных центров армянской диаспоры в Крыму.


Монастырь основан в середине 14 века и был епархиальным центром Армянской Апостолькой Церкви. Армяне появляются в Крыму в VIII веке и составляют значительную часть населения полуострова.


Датировка 1358 г. относится к единственному храму монастырского комплекса – церкви Сурб-Ншан (св. Знамения) – и выполнена по стихотворной надписи на верхней части барабана купола:
«Сей Божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горнего Неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…»


Другие постройки монастыря более поздние — 15-19 вв.


Вокруг монастыря образовывался небольшой город Казарат. В нем армянские князья держали войска, которые в качестве наемников защищали побережье, города Кафу (Феодосию) и Судак.


Монастырь известен своей деятельность по переписываю книг, в основном Священного Писания. Также здесь работала семинария.


Расположен монастырский комплекс в горах к югу от г. Старый Крым. От трассы Симферополь-Феодосия к монастырю проложена асфальтированная дорога.


Армянское население Крыма было значительным. Только в Феодосии к концу 18 в. жило до 80 тыс. армян.


Первый раз монастырь закрывается в 1770-е годы, когда по инициативе императрицы Екатерины из Крыма переселяют местное население.

Согласно политике «христолюбивой» императрицы выселению подверглись и крымские христиане — греки и армяне. Армян перселял А.В. Суворов – в Азовскую губернию.

Современный братский корпус. Паломники.

Средневековый братский корпус.

В конце 18 века в Сурб-Хач возобновляется монашеская жизнь, армяне начинают постепенно возвращаться на свою малую родину.

Но последствия екатерининского выселения армянской общине так и не удалось компенсировать — в 1913 г. в Крыму жило всего 9 тыс. армян.

Помимо памятника архитектуры Сурб-Хач крымские армяне подарили миру великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского — Оганеса Айвазяна (1817 — 1900).

Брат художника Габриэль Айвазян (1812—1879), архиепископ Армянской Церкви, ученый-ориенталист.

Братский корпус. Прямо — келия игумена.

Втрой раз монастырь был закрыт в 1925 г. Вплоть до Второй мировой войны здесь действовали пионерский лагерь, затем туберкулезный санаторий.

Монастырь сильно пострадал во время войны и потихоньку разрушался до 80-90 гг. XX века, когда была проведена частичная реставрация.

В 1994 г. в монастыре были возобновлены богослужения, а в 2002 г. Сурб-Хач был возвращен Армянской Церкви.

На территории — несколько освященных источников. Эти постройки — 19 века.

С 2009 г. богослужения проводятся регулярно. С прошлого года в Сурб-Хач из Ялты размещается официальная резиденция викария крымской епархии Армянской Церкви.

В монастыре только начинается нормальная жизнь. Помимо священника здесь находятся несколько трудников и паломники-армяне.

Монастырь открыт круглогодично, посещение бесплатно. Силами насельников проводятся экскурсии.

Раньше на территории монастыря работало кафе с вкуснейшей армянской кухней, сейчас оно переехало ниже по дороге.

Внутри храма Сурб-Ншан, 14 в.

Традиционное армянское искусство — резьба по камню — «хачкар», каменная стелла с изображением украшенного креста. Армяне, наверное, справедливо, считают себя лучшими резчиками по камню.

Притвор храма.

Сейчас Сурб-Хач — центр жизни армянской общины Крыма, сюда на праздники собирается много людей, здесь проводятся национальные фестивали.

Еще один источник.

И в завершение рассказа — неожиданные фрагменты декора монастырской каменной кладки: солярные символы соседствуют с христианскими образами.


Ну, этот сюжет нам хорошо знаком…


«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин.15:1).

Читайте также:

Христианство в Армении

Мария Сеньчукова

Христианство на территорию Армении начало проникать очень рано. Существует древнее благочестивое предание, что еще во время земной жизни Господа армянский царь из династии Арксаидов по имени Авгарь, будучи болен, узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу.

В чем разница между православием и армянским христианством?

Священник Олег Давыденков

Армяне мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской Церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.