Митрополит: первый между епископами

8 октября 2011 года на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в связи с назначением главами новообразованных митрополий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел в сан митрополита ряд архиереев Русской Православной Церкви.

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим: сибирский владыка

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим

Родился в 1954 году, закончил Московскую духовную академию в 1981, епископ Иркутский с февраля 1990 года.

Архипастырские труды владыки Вадима связаны со служением в самых суровых краях России. С конца января по конец мая 1991 года он исполнял обязанности управляющего Магаданской и Камчатской епархией, почти целый 1991 год также управлял Хабаровской епархией, а летом 2010 года, после смерти епископа Якутского и Ленского Зосимы, временно управлял Якутской епархией.

О местах своего служения в слове, посвященном памяти епископа Зосимы, владыка говорил:

“Более 25 лет находясь в Сибири, я немножечко знаю, каково совершать своё служение в этой местности. Здесь всё совсем не так, как в центральной России. Всё имеет свою значимость, свою особенность, непредсказуемость, суровость, а порой и жестокость, но в то же время – и своё предназначение, которое извечно дано каждому из нас и заключается в поиске человеком смысла своего бытия”.

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел

Будущий архиерей родился в 1952 году в семье рабочих. После школы отслужил в армии, после демобилизации работал шофером и слесарем.

В 1973 году поступил в Московскую духовную семинарию, где и учился вплоть до окончания в 1976 году.

Принял постриг и был рукоположен в священный сан в Троице-Сергиевой лавре. С 1979 года – референт Отдела Внешних церковных связей. В 1980 году окончил Московскую духовную академию.

С 1981 по 1988 год служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (с июля 1986 – в статусе начальника). С августа 1988 – наместник Псково-Печерского монастыря.

В марте 1992 года был хиротонисан во епископа Зарайского и назначен управляющим приходами Московского Патриархата в США и Канаде. С декабря 1999 – епископ Венский, с 7 мая 2003 – архиепископ Рязанский и Касимовский.

Награжден орденами св. блгв. кн. Даниила Московского II степени, дважды – орденами прп. Сергия Радонежского II степени и орденом прп. Серафима Саровского II степени.

Вениамин, митрополит Владивостокский и Приморский

Родился в Приморском крае в 1938 году. С молодых лет работал рабочим на Дальзаводе во Владивостоке и нес послушание алтарника в единственном в городе небольшом Свято-Никольском храме.

В 1959-1963 обучался в Московской семинарии. С 1967 – доцент Московской духовной академии.

В 1988 году был рукоположен сначала во диакона, затем в иерея. В сентябре 1992 года пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Владивостокского. В этот период епархия находилась в полной разрухе.

Во Владивостоке владыка жил скромно, общался с местными жителями, о чем рассказывал сам: “Я живу в обычном двенадцатиэтажном доме и, когда выхожу погулять, часто общаюсь с людьми. Меня радостно приветствуют дети, и я всегда приветствую их. Когда же я беседую со взрослыми людьми, то отмечаю, что вера в Бога у русских людей сохранилась, хотя пока еще нет церковности. Народ наш, к сожалению, пока еще не церковный”.

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

Родился 14 декабря 1955 года в деревне Грибаны Могилёвской области (Беларусь).

В 1980 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1987 г. — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 г. В 1985 г. рукоположен во иерея, в 1986 г. назначен настоятелем Свято-Троицкого собора г. Вязьма и благочинным церквей Вяземского округа Смоленской епархии.

В первую неделю Великого поста 1987 г. пострижен в монашество. 7 января 1991 г. назначен настоятелем Никольского собора Калининграда. В 1993 г. возведен в сан архимандрита.

2 мая 1993 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска хиротонисан во епископа Балтийского. С 28 декабря 2000 г. епископ Майкопский и Адыгейский.

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен на Орловскую и Ливенскую кафедру, которую возглавлял до октября 2011 г.

Вел на Орловском телевидении программу “Слово о вечном”, посвященную вопросам христианского вероучения и современной жизни.

Решением Синода от 5-6 октября 2011 года назначен на Красноярскую кафедру.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: Доступность архиерея в том, что он знает своих прихожан

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл

Родился 15 мая 1961 года в Пермской области. Пострижен в монашество 1980 году, рукоположен во иеромонаха 6 мая 1981 года во Владимире.

С 19 марта 1984 г. по 10 июня 1987 г. — настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный церквей Владимирского округа.

С 10 июня 1987 г. по 7 июля 1989 г. — настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинева, секретарь митрополита Кишиневского и Молдавского, благочинный церквей Кишиневского округа.

Член Поместных Соборов 1988 и 1990 гг.

С 7 июля 1989 г. по 9 октября 1995 г. — клирик Тульской епархии, секретарь митрополита Тульского и Белевского, благочинный церквей Тульского городского округа.

С 1 октября 1998 г. — ректор пастырских курсов при Тульском епархиальном управлении; с 7 марта 2000 г. пастырские курсы преобразованы в Тульское духовное училище, а 6 октября 2001 г. училище преобразовано в Тульскую духовную семинарию с 5-ти летним сроком обучения.

15 марта 1998 г. хиротонисан во епископа Богородицкого.

19 июля 2000 г. решением Священного Синода избран епископом Тульским и Белевским.

7 октября 2002 г. решением Священного Синода назначен на Ярославскую кафедру.

25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Горячо приветствовал решение Святейшего Патриарха Кирилла по увеличению числа епархий и архиереев:

“Я полагаю, что года через два епископы войдут в народную среду. Не исключаю, что епархии будут еще умножаться — ведь и приходы будут умножаться. По моему скромному опыту могу сказать, что можно за всем надзирать, когда у тебя пятьдесят или сто приходов, а когда у тебя 150-200 приходов, ты уже не в состоянии быть в курсе всех дел…

Я давно говорил в наших кругах, что в принципе невозможно управлять епархией, в которой пятьсот приходов. Может быть, есть гении, но мы не можем быть гениями поголовно, наши человеческие возможности ограничены. Реально в епархии может быть сто приходов, тогда епископ будет за них отвечать. А иначе я отвечаю за благочинных, которые приносят мне информацию, и иногда приезжаю на сельский приход, смотрю, как и что там делается. В Ярославской епархии мне понадобилось несколько дней, чтобы объехать приходы только Пошехонского района, а у меня было почти 350 приходов, и я не то что раз в год — реально в лучшем случае раз в три года посещал некоторые сельские храмы.

Если епископ будет со своим народом, я вам обещаю, что через несколько лет его будут знать все. Невозможно прийти ни в какое общественное место, даже если я надену гражданскую одежду, чтобы меня не узнали — на вокзале, на рынке, в магазине, на улице. Доступность архиерея не в том, чтобы он появлялся там, где люди гуляют, а в том, что он знает своих прихожан и общается с ними не только в кафедральном соборе, но и на приходах. Он знает, какие люди строят храм, кто в него ходит. … Для непосредственного пастырства и большей открытости существуют священники — для того им и делегированы некоторые полномочия. Ведь изначально в структуре христианской общины были епископы, потом появились дьяконы, чтобы епископы не отвлекались на житейские попечения. А уж потом, когда христиане умножились, епископы стали делегировать часть своего служения пресвитерам. Вас же не удивляет, что в одних Афинах несколько архиереев. Так и в Москве — мало двоих-троих епископов на 12 миллионов жителей и существующее число приходов.”.

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: проповедник, путешественник, блогер

Митрополит Приамурский и Хабаровский Игнатий

Родился 26 мая в 1956 года. В 1988 году принял крещение в озере Байкал; пришёл к вере под влиянием архиепископа Иркутского Хризостома.

В 1990 году переехал в Литву вслед за владыкой Хризостомом, где поступил в братию Свято-Духова монастыря города Вильнюса. Выполнял послушания библиотекаря, попечителя и духовника школы-интерната в Вильнюсе.

27 сентября 1990 года рукоположён в сан диакона. В 1991—1993 годах учился в Московской духовной семинарии по сектору заочного обучения.

13 апреля 1992 года был пострижен в монашество, а менее, чем через месяц – рукоположён во иеромонаха.

29 марта 1998 года в Богоявленском кафедральном соборе рукоположён во епископа Петропавловского и Камчатского.

В том же году в составе экипажа атомного подводного крейсера «Томск» совершил переход подо льдами Северного Ледовитого океана, являясь духовником и корабельным священником (в первый и пока единственный раз в истории современного российского флота).

8 февраля 2008 первым из действующих архиереев Русской Православной Церкви создал персональный блог. Считает интернет одной из актуальных форм миссии:

“Миссия имеет не только разные средства, но и разные формы. Это и проповедь, и диалог, и конференция, и богослужение — это, как оказалось, ещё и возможность поделиться с многочисленными слушателями и читателями своими размышлениями, рассуждениями — то, что на современном языке называется блогом. Мой опыт может оказаться полезным многим из тех, кто сейчас приходит к вере.

… Один из главных принципов православного пастырства — это беседа лицом к лицу, душа к душе. Интернет как раз даёт такую возможность. Пусть я не могу видеть глаза, лицо человека, но по его словам можно почувствовать его настроение, характер, понять, что им движет, какие проблемы его заботят, что у него на душе. Даже по печатной форме. Появляется возможность одновременной беседы с огромным количеством читателей, что может содействовать их воцерковлению”.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 назначен на Хабаровскую кафедру.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Научить человека думать

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий

Родился 21 января 1964 г. в г. Порхове Псковской области.

В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989 г., получив диплом врача-педиатра.

12 марта 1988 г. пострижен в монашество. 15 января 1989 г. рукоположен во иеродиакона, 6 августа — во иеромонаха.

6 февраля 2000 г. хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, назначен управляющим Патриаршими приходами в США.

Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию. Доктор богословия.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

10 октября 2009 г. решением Священного Синода назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва).

С декабря 2010 г. по июль 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние).

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Владыка Меркурий принимал самое живое участие в обсуждении апробации курса Основ православной культуры, подчеркивая светский характер дисциплины:

Мы не можем отрицать того, что на уроке Основ православной культуры мы говорим о вере и вероучении, о традициях и обрядах Церкви, но мы не понуждаем ребенка участвовать в церковной жизни, как, например, это делается в православных общеобразовательных школах, когда дети ходят к причастию и исповедуются, где учебный день начинается с молитвы и т.д. То есть в обычной общеобразовательной школе мы только знакомим, даем знания об основах культуры нашей религиозной традиции, давая одновременно возможность задать свои вопросы живому носителю этих традиций ― православному священнику (или представителю другой конфессии, если речь идет о другом модуле ОРКСЭ). Это взаимообогащает.

Светский педагог, каким бы верующим он ни был, может говорить на уроках только о культуре и традициях, а привить религиозные навыки могут лишь родители и священнослужитель, вовлеченные в таинственную жизнь Церкви.

… Нужно научить человека думать. Нужно ребенка воспитывать таким, чтобы он чувствовал ответственность с самого маленького возраста за себя, свою жизнь, окружающих людей, чтобы он задумывался над теми событиями, которые происходят вокруг и участником которых он является. Нужно его научить анализировать свою жизнь, понимать, что нет в ней случайностей, а есть закономерное течение событий. Если этот маленький человечек научиться думать, понимать, где добро, а где зло, он придет к вере, и это будет дар Божий. И молитва станет для человека естественным состоянием”.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Епископ должен надзирать

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Родился 31 июля 1961 года в городе Сухуми Абхазской АССР.

В 1977—1982 годах учился на вечернем отделении филологического факультета Абхазского государственного университета; работал экскурсоводом, преподавателем русского языка и литературы в средней школе.

В 1983—1985 годах служил в рядах Советской Армии. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию и был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. 21 июля 1986 года пострижен в монашество, 29 августа 1986 года рукоположён во иеродиакона, 7 июня 1988 года — во иеромонаха.

В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию и был направлен на учебу в Софийскую духовную академию. В период обучения в Болгарии служил священником в русском храме во имя святителя Николая в Софии.

В 1992 году вернулся в Троице-Сергиеву лавру, исполнял послушание помощника эконома. 15 декабря 1992 года был назначен настоятелем Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. В мае 1994 года был возведён в сан игумена, а 15 апреля 2000 года — в сан архимандрита.

7 мая 2003 года определением Священного синода Русской православной церкви был назначен епископом Саратовским и Вольским. 13 августа того же года в домовом храме Патриаршей резиденции в московском Свято-Даниловом монастыре состоялось наречение архимандрита Лонгина во епископа. 19 августа 2003 года в храме Христа Спасителя в Москве был хиротонисан во епископа Саратовского и Вольского.

Является ректором Саратовской православной духовной семинарии ― высшего религиозного учебного заведения; председателем редакционного совета журнала «Православие и современность», членом редакционного совета журнала «Альфа и Омега».

Член Общественной палаты Российской Федерации с 2005 года.

Владыка Лонгин крайне ответственно относится к архипастырскому служению: по его собственным словам, он служил почти на всех приходах своей епархии.

“Епископ должен надзирать… за всем: за нравственностью духовенства, за совершением богослужения, за правильным устроением церковной жизни во вверенной ему епархии, а она включает в себя не только литургическую жизнь, но и управление церковным имуществом. При всех наших духовных потребностях мы не можем совершенно отстраниться и от каких-то внешних забот.

Как это происходит на практике? Лучше всего об этом сказал Апостол. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2)”.

По материалам открытых источников

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Митрополит Каллист (Уэр): Христиане в Великобритании – в меньшинстве

Благодаря диалогу с англиканами мы, православные, можем лучше понять наше православие, особенно видя те проблемы, которые…

Архиепископ Пятигорский Феофилакт: «В истории России межрелигиозных войн никогда не было»

О свободе выбора, ответственности, уважении и православной культуре — взгляд с Кавказа