Митрополит: первый между епископами

8 октября 2011 года на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в связи с назначением главами новообразованных митрополий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел в сан митрополита ряд архиереев Русской Православной Церкви.

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим: сибирский владыка

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим

Родился в 1954 году, закончил Московскую духовную академию в 1981, епископ Иркутский с февраля 1990 года.

Архипастырские труды владыки Вадима связаны со служением в самых суровых краях России. С конца января по конец мая 1991 года он исполнял обязанности управляющего Магаданской и Камчатской епархией, почти целый 1991 год также управлял Хабаровской епархией, а летом 2010 года, после смерти епископа Якутского и Ленского Зосимы, временно управлял Якутской епархией.

О местах своего служения в слове, посвященном памяти епископа Зосимы, владыка говорил:

“Более 25 лет находясь в Сибири, я немножечко знаю, каково совершать своё служение в этой местности. Здесь всё совсем не так, как в центральной России. Всё имеет свою значимость, свою особенность, непредсказуемость, суровость, а порой и жестокость, но в то же время – и своё предназначение, которое извечно дано каждому из нас и заключается в поиске человеком смысла своего бытия”.

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел

Будущий архиерей родился в 1952 году в семье рабочих. После школы отслужил в армии, после демобилизации работал шофером и слесарем.

В 1973 году поступил в Московскую духовную семинарию, где и учился вплоть до окончания в 1976 году.

Принял постриг и был рукоположен в священный сан в Троице-Сергиевой лавре. С 1979 года – референт Отдела Внешних церковных связей. В 1980 году окончил Московскую духовную академию.

С 1981 по 1988 год служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (с июля 1986 – в статусе начальника). С августа 1988 – наместник Псково-Печерского монастыря.

В марте 1992 года был хиротонисан во епископа Зарайского и назначен управляющим приходами Московского Патриархата в США и Канаде. С декабря 1999 – епископ Венский, с 7 мая 2003 – архиепископ Рязанский и Касимовский.

Награжден орденами св. блгв. кн. Даниила Московского II степени, дважды – орденами прп. Сергия Радонежского II степени и орденом прп. Серафима Саровского II степени.

Вениамин, митрополит Владивостокский и Приморский

Родился в Приморском крае в 1938 году. С молодых лет работал рабочим на Дальзаводе во Владивостоке и нес послушание алтарника в единственном в городе небольшом Свято-Никольском храме.

В 1959-1963 обучался в Московской семинарии. С 1967 – доцент Московской духовной академии.

В 1988 году был рукоположен сначала во диакона, затем в иерея. В сентябре 1992 года пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Владивостокского. В этот период епархия находилась в полной разрухе.

Во Владивостоке владыка жил скромно, общался с местными жителями, о чем рассказывал сам: “Я живу в обычном двенадцатиэтажном доме и, когда выхожу погулять, часто общаюсь с людьми. Меня радостно приветствуют дети, и я всегда приветствую их. Когда же я беседую со взрослыми людьми, то отмечаю, что вера в Бога у русских людей сохранилась, хотя пока еще нет церковности. Народ наш, к сожалению, пока еще не церковный”.

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

Родился 14 декабря 1955 года в деревне Грибаны Могилёвской области (Беларусь).

В 1980 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1987 г. — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 г. В 1985 г. рукоположен во иерея, в 1986 г. назначен настоятелем Свято-Троицкого собора г. Вязьма и благочинным церквей Вяземского округа Смоленской епархии.

В первую неделю Великого поста 1987 г. пострижен в монашество. 7 января 1991 г. назначен настоятелем Никольского собора Калининграда. В 1993 г. возведен в сан архимандрита.

2 мая 1993 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска хиротонисан во епископа Балтийского. С 28 декабря 2000 г. епископ Майкопский и Адыгейский.

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен на Орловскую и Ливенскую кафедру, которую возглавлял до октября 2011 г.

Вел на Орловском телевидении программу “Слово о вечном”, посвященную вопросам христианского вероучения и современной жизни.

Решением Синода от 5-6 октября 2011 года назначен на Красноярскую кафедру.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: Доступность архиерея в том, что он знает своих прихожан

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл

Родился 15 мая 1961 года в Пермской области. Пострижен в монашество 1980 году, рукоположен во иеромонаха 6 мая 1981 года во Владимире.

С 19 марта 1984 г. по 10 июня 1987 г. — настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный церквей Владимирского округа.

С 10 июня 1987 г. по 7 июля 1989 г. — настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинева, секретарь митрополита Кишиневского и Молдавского, благочинный церквей Кишиневского округа.

Член Поместных Соборов 1988 и 1990 гг.

С 7 июля 1989 г. по 9 октября 1995 г. — клирик Тульской епархии, секретарь митрополита Тульского и Белевского, благочинный церквей Тульского городского округа.

С 1 октября 1998 г. — ректор пастырских курсов при Тульском епархиальном управлении; с 7 марта 2000 г. пастырские курсы преобразованы в Тульское духовное училище, а 6 октября 2001 г. училище преобразовано в Тульскую духовную семинарию с 5-ти летним сроком обучения.

15 марта 1998 г. хиротонисан во епископа Богородицкого.

19 июля 2000 г. решением Священного Синода избран епископом Тульским и Белевским.

7 октября 2002 г. решением Священного Синода назначен на Ярославскую кафедру.

25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Горячо приветствовал решение Святейшего Патриарха Кирилла по увеличению числа епархий и архиереев:

“Я полагаю, что года через два епископы войдут в народную среду. Не исключаю, что епархии будут еще умножаться — ведь и приходы будут умножаться. По моему скромному опыту могу сказать, что можно за всем надзирать, когда у тебя пятьдесят или сто приходов, а когда у тебя 150-200 приходов, ты уже не в состоянии быть в курсе всех дел…

Я давно говорил в наших кругах, что в принципе невозможно управлять епархией, в которой пятьсот приходов. Может быть, есть гении, но мы не можем быть гениями поголовно, наши человеческие возможности ограничены. Реально в епархии может быть сто приходов, тогда епископ будет за них отвечать. А иначе я отвечаю за благочинных, которые приносят мне информацию, и иногда приезжаю на сельский приход, смотрю, как и что там делается. В Ярославской епархии мне понадобилось несколько дней, чтобы объехать приходы только Пошехонского района, а у меня было почти 350 приходов, и я не то что раз в год — реально в лучшем случае раз в три года посещал некоторые сельские храмы.

Если епископ будет со своим народом, я вам обещаю, что через несколько лет его будут знать все. Невозможно прийти ни в какое общественное место, даже если я надену гражданскую одежду, чтобы меня не узнали — на вокзале, на рынке, в магазине, на улице. Доступность архиерея не в том, чтобы он появлялся там, где люди гуляют, а в том, что он знает своих прихожан и общается с ними не только в кафедральном соборе, но и на приходах. Он знает, какие люди строят храм, кто в него ходит. … Для непосредственного пастырства и большей открытости существуют священники — для того им и делегированы некоторые полномочия. Ведь изначально в структуре христианской общины были епископы, потом появились дьяконы, чтобы епископы не отвлекались на житейские попечения. А уж потом, когда христиане умножились, епископы стали делегировать часть своего служения пресвитерам. Вас же не удивляет, что в одних Афинах несколько архиереев. Так и в Москве — мало двоих-троих епископов на 12 миллионов жителей и существующее число приходов.”.

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: проповедник, путешественник, блогер

Митрополит Приамурский и Хабаровский Игнатий

Родился 26 мая в 1956 года. В 1988 году принял крещение в озере Байкал; пришёл к вере под влиянием архиепископа Иркутского Хризостома.

В 1990 году переехал в Литву вслед за владыкой Хризостомом, где поступил в братию Свято-Духова монастыря города Вильнюса. Выполнял послушания библиотекаря, попечителя и духовника школы-интерната в Вильнюсе.

27 сентября 1990 года рукоположён в сан диакона. В 1991—1993 годах учился в Московской духовной семинарии по сектору заочного обучения.

13 апреля 1992 года был пострижен в монашество, а менее, чем через месяц – рукоположён во иеромонаха.

29 марта 1998 года в Богоявленском кафедральном соборе рукоположён во епископа Петропавловского и Камчатского.

В том же году в составе экипажа атомного подводного крейсера «Томск» совершил переход подо льдами Северного Ледовитого океана, являясь духовником и корабельным священником (в первый и пока единственный раз в истории современного российского флота).

8 февраля 2008 первым из действующих архиереев Русской Православной Церкви создал персональный блог. Считает интернет одной из актуальных форм миссии:

“Миссия имеет не только разные средства, но и разные формы. Это и проповедь, и диалог, и конференция, и богослужение — это, как оказалось, ещё и возможность поделиться с многочисленными слушателями и читателями своими размышлениями, рассуждениями — то, что на современном языке называется блогом. Мой опыт может оказаться полезным многим из тех, кто сейчас приходит к вере.

… Один из главных принципов православного пастырства — это беседа лицом к лицу, душа к душе. Интернет как раз даёт такую возможность. Пусть я не могу видеть глаза, лицо человека, но по его словам можно почувствовать его настроение, характер, понять, что им движет, какие проблемы его заботят, что у него на душе. Даже по печатной форме. Появляется возможность одновременной беседы с огромным количеством читателей, что может содействовать их воцерковлению”.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 назначен на Хабаровскую кафедру.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Научить человека думать

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий

Родился 21 января 1964 г. в г. Порхове Псковской области.

В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989 г., получив диплом врача-педиатра.

12 марта 1988 г. пострижен в монашество. 15 января 1989 г. рукоположен во иеродиакона, 6 августа — во иеромонаха.

6 февраля 2000 г. хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, назначен управляющим Патриаршими приходами в США.

Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию. Доктор богословия.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

10 октября 2009 г. решением Священного Синода назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва).

С декабря 2010 г. по июль 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние).

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Владыка Меркурий принимал самое живое участие в обсуждении апробации курса Основ православной культуры, подчеркивая светский характер дисциплины:

Мы не можем отрицать того, что на уроке Основ православной культуры мы говорим о вере и вероучении, о традициях и обрядах Церкви, но мы не понуждаем ребенка участвовать в церковной жизни, как, например, это делается в православных общеобразовательных школах, когда дети ходят к причастию и исповедуются, где учебный день начинается с молитвы и т.д. То есть в обычной общеобразовательной школе мы только знакомим, даем знания об основах культуры нашей религиозной традиции, давая одновременно возможность задать свои вопросы живому носителю этих традиций ― православному священнику (или представителю другой конфессии, если речь идет о другом модуле ОРКСЭ). Это взаимообогащает.

Светский педагог, каким бы верующим он ни был, может говорить на уроках только о культуре и традициях, а привить религиозные навыки могут лишь родители и священнослужитель, вовлеченные в таинственную жизнь Церкви.

… Нужно научить человека думать. Нужно ребенка воспитывать таким, чтобы он чувствовал ответственность с самого маленького возраста за себя, свою жизнь, окружающих людей, чтобы он задумывался над теми событиями, которые происходят вокруг и участником которых он является. Нужно его научить анализировать свою жизнь, понимать, что нет в ней случайностей, а есть закономерное течение событий. Если этот маленький человечек научиться думать, понимать, где добро, а где зло, он придет к вере, и это будет дар Божий. И молитва станет для человека естественным состоянием”.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Епископ должен надзирать

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Родился 31 июля 1961 года в городе Сухуми Абхазской АССР.

В 1977—1982 годах учился на вечернем отделении филологического факультета Абхазского государственного университета; работал экскурсоводом, преподавателем русского языка и литературы в средней школе.

В 1983—1985 годах служил в рядах Советской Армии. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию и был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. 21 июля 1986 года пострижен в монашество, 29 августа 1986 года рукоположён во иеродиакона, 7 июня 1988 года — во иеромонаха.

В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию и был направлен на учебу в Софийскую духовную академию. В период обучения в Болгарии служил священником в русском храме во имя святителя Николая в Софии.

В 1992 году вернулся в Троице-Сергиеву лавру, исполнял послушание помощника эконома. 15 декабря 1992 года был назначен настоятелем Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. В мае 1994 года был возведён в сан игумена, а 15 апреля 2000 года — в сан архимандрита.

7 мая 2003 года определением Священного синода Русской православной церкви был назначен епископом Саратовским и Вольским. 13 августа того же года в домовом храме Патриаршей резиденции в московском Свято-Даниловом монастыре состоялось наречение архимандрита Лонгина во епископа. 19 августа 2003 года в храме Христа Спасителя в Москве был хиротонисан во епископа Саратовского и Вольского.

Является ректором Саратовской православной духовной семинарии ― высшего религиозного учебного заведения; председателем редакционного совета журнала «Православие и современность», членом редакционного совета журнала «Альфа и Омега».

Член Общественной палаты Российской Федерации с 2005 года.

Владыка Лонгин крайне ответственно относится к архипастырскому служению: по его собственным словам, он служил почти на всех приходах своей епархии.

“Епископ должен надзирать… за всем: за нравственностью духовенства, за совершением богослужения, за правильным устроением церковной жизни во вверенной ему епархии, а она включает в себя не только литургическую жизнь, но и управление церковным имуществом. При всех наших духовных потребностях мы не можем совершенно отстраниться и от каких-то внешних забот.

Как это происходит на практике? Лучше всего об этом сказал Апостол. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2)”.

По материалам открытых источников

 

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Архиерей впервые за сто лет совершил литургию в Эрмитаже

Богослужение возглавил ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий

Митрополит Каллист (Уэр): Христиане в Великобритании – в меньшинстве

Благодаря диалогу с англиканами мы, православные, можем лучше понять наше православие, особенно видя те проблемы, которые…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!