Неделя до Прощеного воскресенья. Что происходит, если человеку никто не нужен

Как подготовиться к Великому посту в последнюю неделю? На что обратить внимание прежде всего? Рассказывает протоиерей Алексий Потокин, клирик храма Входа Господня во Иерусалим — Патриаршего подворья в Бирюлево Восточное г. Москвы.

Как в отношениях между людьми, так и в отношениях между человеком и Богом нет промежутков важных и не важных. То есть если человек позвал другого на дружбу, разве можно сказать, что не важен тот период его жизни, когда они были незнакомы, когда он был ребенком, учился.

Протоиерей Алексий Потокин

Протоиерей Алексий Потокин

Подготовка к посту начинается не в последнюю неделю перед ним, а идет давно. Вспомним первую неделю, когда читается Евангелие о слепце Вартимее, который просил для себя исцеления, прозрения. Бог исцеляет не только очи. Прозрение касается всего: и ума, и сердца.

Следующее Евангелие о том, что когда я начинаю видеть и способен видеть, вдруг оказывается, что меня что-то не насыщает. Поэтому если человек не увидел ближнего, то он захочет его увидеть. Если человек догадывается о том, что есть Бог, но он Его не увидел, тогда пожелает Его увидеть. И вот это уже желание зрячего человека, Закхея, увидеть Христа.

Если я живу просто как обыватель, живу замкнуто, у меня, собственно, никогда не будет грехов. Вот если у меня была бы дружба с кем-то, если были бы отношения, то я мог бы впасть в грех – в предательство отношений, предательство взаимности. То же случилось, когда Адам отказался от взаимности с Богом. Он сказал, что да, мы с Тобой – вот здесь, а вот здесь – я без Твоих желаний и без Твоей воли обойдусь.

Поэтому и рождается у мытаря его молитва. Он понимает, что на Того, Кого предал, не может смотреть, поэтому боится поднять глаза. Он понимает, что солгав единожды – не может сказать правдивых слов. Поэтому даже не говорит, а бьет себя в грудь.

А потом, когда человек увидел, что он неправ, побежал назад, решил вернуться – об этом – следующее Евангелие. Там тоже сын не смеет назвать себя сыном, он говорит: «Лучше я буду наемником». А до этого, раньше, он сказал отцу: давай представим, что ты умер, ты для меня умер, поэтому я получаю часть наследства. Потом было раскаяние.

Допустим, как блудный сын, я сказал Богу: «Прости». Но сказал ли я это всем людям? А если у меня есть люди, которых я вообще не уважаю, не ценю, которые для меня чужие или к которым я безразличен?

И вот Страшный суд ставит всех людей перед лицом друг друга. Страшный суд прежде всего – это последняя степень прозрения человека, когда вся его совесть станет живой. И ему не нужно будет объяснять, что хорошо, что плохо. Он скажет себе: я всегда мог это понять и не понимал, что хорошо, что плохо, потому что сам этого не хотел, а теперь все вижу. Воскресение на Страшном суде – когда человек смотрит: а, собственно, что он принес другим?

В Евангелии все время говорится: я начинаю согрешать не с того момента, как вас ударил, но если я не хочу вас слышать, я уже не впустил вас в себя.

В чем была жизнь Богородицы, в чем была ее проповедь ко всем другим: послушайте Его. Надо с доверием услышать другого человека. Мы все судим своим опытом, судим каждого человека своим мнением, не даем ему высказаться. Как услышать другого? Мы же отличаемся друг от друга. Я не буду никогда такой, как вы и вы не будете никогда такой, как я.

И вот впустить другого человека – это значит увидеть его представление о мире, его особый склад, его неповторимость. Когда человек начинает смотреть на себя: собственно, а кого он услышал, кого он захотел в свою жизнь принять, и оказывается, что никого. И спокойно обходится без других.

После того как человек убеждается, что и Бог-то ему не очень важен, и люди-то не очень важны, он ищет, как преодолеть разделение, высказать себя в покаянии.

Фото: spbda.ru

Фото: spbda.ru

В Евангелии все время говорится не только о тех людях, которые не слышали, но и о людях, у которых был связан язык: одержимых, бесноватых, которые и не могли высказаться. И поэтому – мало услышать. Открыть себя очень тяжело.

И вот эта неделя перед Прощеным воскресеньем – когда человек хоть немного заметил свою неправду, он потом хочет прийти и сказать всем об этом, и живым, и мертвым, и Богу. Почему в этот день и покаяние происходит публично.

Человек убеждается, что если бы совесть его была живой, он бы в любом месте поклонился бы в сердце своем Богу и сказал: «Господи, прости окаянного». Поклонился бы перед любым человеком: «Простите меня, что я знать никого не знаю и знать не хочу».

Поэтому, мы приходим, чтобы сказать это хотя бы устами, если сердцем не могу. Наша служба – это собрание всех. Но на службах, на литургии мы в основном думаем о себе, о своих нуждах. Мы уже даже службу саму по себе предаем ради своих сиюминутных интересов.

Слава Богу, нам Церковь дает хотя бы один день вот прийти к Нему и вместе со всеми это высказать, чтобы потом опять Его искать. Бог говорит, «будьте совершенны» (Мф. 5:48). Когда мы читаем молитвы про чистую совесть, мы произносим, что хотим раскаяться до конца, не хотим в себе иметь ничего.

Поэтому мало признать что-то одно, нужно спросить себя: «А могу ли я высказать всего себя, всю свою неправоту? А могу ли я довериться, чтобы меня простили и помиловали».

И вот мы просим это прощение, а дальше – путь поста, первая неделя. Вот я просил, я хотел, я желал, я сам этого пути искал. Но вдруг оказывается, что моих сил совершенно недостаточно. Однако были и учителя покаяния, и на первой неделе читается канон Андрея Критского, где собран живой опыт Церкви. Он приносится и говорит: вот посмотри, вот твои возможности, а вот наши возможности вместе.

Фото: spbda.ru

Фото: spbda.ru

Дальше весь путь поста – это путь покаяния. И на Страстной Седмице мы убеждаемся, что вера наша не крепка, наше добро не сильное, в момент реальной опасности, в момент настоящий встречи смерти и жизни мы всегда предадим и убежим, как все ученики Христа. Тогда человек начинает понимать: «Господи, я могу быть утвержден только Твоим прощением».

Прощение – это синоним слова воскресение. Прощая меня, ты воскрешаешь меня, и я могу жить. Наша вера пасхальная.

Почему именно сейчас все люди хотят биться со злом? Потому что не чувствуют, что эта победа уже совершена. Она выиграна Христом. Он все и всех победил. Нужно войти только в Его победу. Не видят, не слышат, не знают. Вот и появляются расхожие слова, наподобие идеологических штампов в СССР.

Нам тяжело даются любые благие поступки. Мы заставляем себя, мы готовимся к ним, мы решаемся на них. Хотя добро для меня должно быть естественно. Естественно для человека забыть про себя, а другого поставить на первое место.

И поэтому надо разочароваться в своем добре, ведь Евангелие все время говорит: есть языческое добро, когда язычники любят друг друга, но Господь-то принес другое. Он – Истина.

Разбойников, злодеев, грабителей повесили рядом с Христом на крестах. А те люди, которые думали, что они уже знают добро, они как раз со Христом бились и пинали Его, и думали, что если Он придет, так привычные устои разрушатся.

Так что выделить какую-то особую неделю в нашем богослужебном году невозможно. А с другой стороны, у людей разная жизнь. Может быть, тому, кто привык унывать, тосковать, печалиться, Масленица поможет. Но человеку, привыкшему жить в храме, все эти гулянья, блины солнечные, вся эта «подготовительная неделя» к встрече весны – не нужна. С третьей стороны, человек, который забыл про родственников, может к теще съездит, например. Все, что нам дано, может быть на пользу.

Если человек находится в полном беспамятстве, то ему полезно хотя бы посмотреть на то, что есть в традиции. Даже язычники когда-то были едины, плясали, хоровод водили, радовались солнышку. А сейчас люди ничему не радуются.

А потом, когда душа человеческая пробудится и поймет, что ей мало смотреть на солнце, на хороводы, ей нужно больше. И обратится ко Господу.

Записала Оксана Головко

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Высокие технологии примирения

Учимся прощать даже в исключительных случаях

5 шагов к прощению – если не можешь себя заставить простить

Должен простить. Хочу простить. Стараюсь простить. И чувствую, что не могу

Масленица: Прощая, мы считаем, что делаем одолжение

Полностью очистить себя к Прощеному воскресенью – вот полезное занятие на Масленицу