Николай Досталь: Прихожане выходили на митинг против фильма

|
…Николай Досталь простудился накануне поездки в Киев и вышел на сцену Национальной оперы Украины в день открытия кинофестиваля «Покров» с температурой 38. Представляя свою новую картину «Монах и бес», был краток: когда работа окончена, режиссер должен молчать — за него говорит кино. Но буквально сразу же уточнил: «Некоторые прокатчики обзывают мой фильм комедией. Но, друзья мои, это не комедия. Да, возможно, в зале будет смех, но это для меня серьезное человеческое кино о вере и любви». Откуда взялись «Монах и бес», как реагируют на фильм зрители и чего он стоил самому режиссеру, Николай Досталь рассказал в интервью «Правмиру».

Церемония открытия фестиваля длилась уже почти два часа, и Николай Досталь явно переживал за судьбу украинской премьеры своего фильма. «Мне вас жалко, друзья мои, фильм идет 1 час 54 минуты, а вы столько уже сидите в этом зале. Это будет подвиг. Я вам заранее благодарен, если вы фильм досмотрите до конца», — поставил точку режиссер и дал слово своему фильму “Монах и бес”.

Опасения были напрасны: большинство зрителей остались смотреть кино, тем более что на улице их ждал дождь и сильный ветер. Многим фильм понравился, но далеко не всем. «Самым симпатичным в фильме мне показался бес, — рассказала зрительница, — и ощущения после просмотра картина оставляет не самые приятные…» «Вряд ли оправданы сцены с демонстрацией интимных частей тела, как можно такое показывать детям?» — заметил преподаватель воскресной школы одного из киевских храмов. «Кино вполне подходит для светской аудитории, интересующейся вопросами духовности, но я бы не стала рекомендовать его православным», — комментировали выходящие с кинопоказа люди.

Это было девятого октября, а утром следующего дня Николай Досталь провел творческую встречу с участниками фестиваля в киевском Доме кино. Спрашивали у режиссера много, а он пил горячий чай и с удовольствием отвечал.

Фото: Екатерина Гура

Фото: Екатерина Гура

Откуда взялись «Монах и бес»

Многосерийный фильм «Раскол» я снимал в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, а в 15 километрах от города Кириллова находится Нило-Сорская пустынь, от которой почти ничего не осталось. И я стал читать о монахах этой обители.

В середине XIX века был там такой Иван Семенович Шапошников. Убогий, хромой, но большой праведник. Даже кого-то исцелял. Рассказывали о нем, что слышали в его келлии по ночам какой-то шум, а наутро у него появлялись царапины на лице. Там не было сказано, что он воевал с бесом, но, тем не менее, так можно подумать. И вот этот Иван Семенович запал мне в душу как персонаж.

После премьеры «Раскола» меня старообрядцы пригласили в Великий Новгород. И я побывал в Софийском Соборе, в Кремле, где лежат мощи преподобного Иоанна Новгородского. А в его житии написано, как, будучи простым монахом, он поймал беса в рукомойнике. Бес просил: «Отпусти, отпусти», а он отвечает: «Отпущу, если свозишь меня в Иерусалим». Тот свозил, но стал мстить: подкидывать разный компромат в его келью. Братия узнала, Иоанна схватили, связали, положили на плот и пустили в речку Волхов. Но плот поплыл обратно. Все монахи на колени: чудо! Вернули его в монастырь. И со временем он стал архимандритом и даже был прославлен как святой.

Эти две истории у меня срослись. И я думал, кто такое может написать? Только Юрий Арабов. Он и стал автором сценария.

Но ради тщеславия я написал в титрах: режиссер и автор идеи Николай Досталь. Ну, надо же тщеславие подкармливать как-нибудь…

Кадр из фильма "Монах и бес"

Кадр из фильма “Монах и бес”

Как вернуть государству миллион

Сценарий был написан в 2012 году, и четыре года я собирал бюджет и искал продюсера, который бы взялся за этот проект. (Наш бюджет тогда составлял около 4 млн долларов). Юра привел меня в «Православную энциклопедию», снимавшую фильм «Орда». Там нашли для нас 1 млн и стали искать остальные деньги, но не справились. А потом я читаю заголовки: «Досталь вернул государству миллион долларов». Ну, действительно, они должны были вернуть эти деньги государству.

Потом нашелся продюсер Игорь Толстунов и компания «Профит». Он сразу нашел 50 млн рублей, а потом еще 70. В результате я снял картину. И в итоге от написания сценария до выхода ленты на экран у меня ушло четыре с половиной года.

Все это время я отказывался от других заманчивых предложений, в основном на телевидении. Там проще, потому что их бюджет — это деньги возвратные. За счет рекламы за 1-2 показа фильм окупается. Но я отказывался от этого ради моего замысла.

Спрашиваете, когда мой фильм окупится и принесет ли какую-то прибыль? Никогда он не окупится! Из российского кино окупаются только единицы, и то лишь комедии и картины про героев. Здесь все зависит от проката и рекламы. Мы особо не надеялись на большой прокат или большое количество копий. У нас их всего 200, поэтому и прокат очень скромный.

Афон и Легион

У меня принцип — не снимать явно медийных актеров. Зрителю легче поверить в персонажа, если за ним шлейфом не идет десять ролей.

По поводу актера на роль беса, у меня была задача, чтобы это вообще был неизвестный артист, потому что он играет того, кого мы никогда не видели. Я нашел его в московском театре Васильева. Это был его дебют в большом кино. И я как увидел его, сразу понял, что нашел. Внешне он такой и в жизни — с бородой и усами. Но без рогов, конечно.

Странная вещь. Георгий Фетисов, который играл Легиона, дважды был на Афоне, а Тимофей Трибунцев, игравший монаха, ни разу не был и даже не собирается. Когда мы стали делать картину, я Георгию говорю: ты забудь про Афон, забудь про это все. Ты бес, черт.

13765874_1395595817124042_7400689474767670923_o

Георгий Фетисов в роли Легиона

Некоторые сцены мы хотели снимать в Израиле и Иерусалиме, но когда подсчитали, сколько это будет стоить, поняли, что не осилим. Единственное, что было по карману — город Петра и Мертвое море в Иордании. Все остальное снимали в Крыму, в Бахчисарае и под Судаком в Генуэзской крепости.

Прихожане против

Мы снимали в городе Кириллове, и одна из сцен была возле храма. И вдруг народ вышел на демонстрацию против наших съемок.

Мне потом звонит митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и говорит: «Все-таки воздержитесь от съемок возле этого храма, потому что народ против». Они ведь сценарий не читали, а фильм называется «Монах и бес», вот и начали протестовать.

Съемки фильма "Монах и бес". cultinfo.ru

Съемки фильма “Монах и бес”. cultinfo.ru

Исторический детектив

Хочу снять историю о том, как император Александр I сымитировал свою смерть, а потом в Сибири появился старец Иван Кузьмич. Юрий Арабов написал сценарий и неплохо его закрутил. По сюжету следователь едет из Петербурга в Сибирь инкогнито, а-ля Фандорин, чтобы узнать, император ли Иван Кузьмич или нет, но ему все мешают это выяснить.

Есть такой киносценарий исторического детектива, но денег никто на него не даст. Мы предложили Первому каналу. Если клюнут, то Юра будет делать сценарий восьмисерийного фильма.

Беспокоит отсутствие любви

— Николай Николаевич, последние ваши работы неизменно говорят о проблемах веры и Церкви. Чем вас привлекает религиозная тематика?

— Это совпадение. Ведь проекты и новые работы рождаются иногда даже не от моего желания, а от случая, от какого-то поворота судьбы.

— У православных это называется Промыслом.

— Наверное.

Меня беспокоит отсутствие любви в нашем обществе, любви друг к другу, к миру, к окружающей природе, ко всему. И от этого много всяких негативных последствий. Фильм «Монах и бес» тоже о любви. О том, что любовью можно бороться даже со злом. Вот о чем речь. Не только самолетами, ракетами, хотя и это тоже должно быть.

Хороший девиз у кинофестиваля «Покров» — «Вера без дел мертва». Я бы добавил: и без любви тоже мертва.

— Когда человек хочет по-настоящему полюбить своих близких и всех окружающих, он сталкивается со своей черствостью и эгоизмом. Оказывается, все не так просто, приходится упорно работать над собой. Вы хотели рассказать именно об этом — как бороться со злом, в первую очередь, внутри себя? Есть ли у вас такой опыт?

— Может быть, с годами становишься терпим к разным негативным вещам, более терпим к тому, что вокруг творится. Когда какое-то зло вокруг тебя происходит, стараешься сам не стать злобным. Потому что когда говорят, что «добро должно быть с кулаками», я вот не очень с этим согласен. Уже если добро с кулаками, то это уже не любовь, это уже борьба, война, ожесточение. Это как-то не очень правильно. Конечно, кулаки должны быть, если это касается защиты Отечества. Но в повседневной жизни кулаки — это не орудие общения с людьми.

— В фильме есть эпизод, где бес искушает монаха, а тот говорит ему — не буду это делать, отстань от меня. Вот такие случаи с вами лично были?

— Такие искушения бывают и даже ежедневно, но более мелкие. Иногда с ними удается бороться, а иногда нет. Иногда идешь на какой-то компромисс, на который нельзя идти. Это наше несовершенство, трудно быть таким. Одно дело, когда я что-то декларирую, говорю о чем-то. Непросто следовать постулатам, которые ты исповедуешь. Это естественно.

Кадр из фильма "Монах и бес"

Кадр из фильма “Монах и бес”

— А вы хотите, чтобы зрители следовали примеру этого монаха, который боролся с бесом до последнего?

— Конечно. Ведь, как написано в житийной литературе, «и бесы веру укрепляют и о Боге вопиют». То есть чем сильнее враг, тем ты должен быть более упругий, вот что важно. Бесы помогают становиться крепким.

— Некоторые зрители заметили, что в фильме бес намного симпатичней, чем монах. Вы не боитесь, что люди могут полюбить беса больше, чем монаха?

— Нет, не боюсь. Бес всегда должен подавать себя таким. Они же себя всегда показывают обворожительными, симпатягами, ловкими. И чудо он сотворит, и в Иерусалим отвезет. Бесы всегда так маскируются. Но это обаяние поверхностное, оно снаружи, но на самом деле это бес.

Но я бы не хотел, чтобы он зрителей заворожил. Если это случилось, значит, они плохо вооружены против него. Нужно искать причину в себе: почему мне вдруг бес нравится, с какой стати? Ведь он не должен нравиться, его нужно остерегаться, быть все время начеку, чтобы он нас не обаял, не соблазнил.

— Все чудеса в фильме совершает бес. Почему в картине не показаны сверхъестественные события со знаком плюс — Божьи чудеса?

— Эта картина о другом. Мы же не снимаем картину о святом. Я бы никогда не стал снимать просто про святого, про человека, который совершает чудеса. У нас же Иоанн Семенов не святой. Он обычный монах, борется всю жизнь, а в конце отдает Богу душу, берет на себя какие-то грехи рода человеческого, но он не святой. Его чудо в том, что он преодолел беса. Он у нас не чудотворец.

— Когда снимают фильмы, в которых присутствует нечистая сила, иногда случаются всякие необъяснимые происшествия…

— Сразу отвечаю: у нас не было таких случаев.

mosfilm.ru

mosfilm.ru

— А чудеса в вашей жизни случаются?

— К сожалению, нет. Хотя, наверное, чудом можно считать то, что я все-таки снял эту картину. Нам даже священники говорили: «Это вам бес не дает бюджета».

— Вы говорите, что фильм о любви. Но это легко сказать, а как ее достичь, как стать человеком любящим?

— Я не знаю. Есть заповеди, им нужно следовать. Каждый сам должен искать в себе силы на любовь. Нет учебных пособий для этого. Я сам каждый раз ставлю такую задачу перед собой. Пытаюсь быть доброжелательным, любящим окружающих меня людей, близких и не только. Рецептов тут я дать не могу.

— Если бы вам предложили стать святым ценой таких страданий, какие перенес герой вашего фильма, что бы вы ответили?

— Это из области фентези. Надо, наверное, с детства идти по этой дорожке, а когда уже столько лет, тут уже до святости какой-то далеко. Лишь бы в самый жуткий ад не попасть. Уж где-нибудь на маленькой сковородке, чтобы не на большой.

***

На следующий день Николай Досталь поехал по святым местам Киева. А на закрытии фестиваля фильм «Монах и бес» получил Гран-при.

Фото: Екатерина Гура

Фото: Екатерина Гура

Беседовал Олег Карпенко

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Христиане в Голливуде: хорошее, плохое и уродливое

О партизанской войне, которую в киноиндустрии ведут люди Евангелия

«Монах и бес» и ТОП-5 лучших христианских фильмов года

Директор православного кинофестиваля «Покров» рекомендует