О памятнике Ивану Грозному и любви к сапогу

|
Идея установить в Орле памятник царю Ивану Грозному привлекала общее внимание из-за оговорки губернатора Орловской области Вадима Потомского, что сын Грозного умер по дороге из Москвы в Петербург. Наверное, это просто оговорка, которой не стоит уделять много внимания - со всеми бывает - но вот само желание прославить Грозного стоит обсудить.
Сергей Худиев

Сергей Худиев

Любая историческая фигура многомерна; но за годы и столетия формируется некий обобщенный образ, то, что в сознании людей ассоциируется с этим человеком. В правлении Иоанна Грозного было не только жестокость и беззаконие; но запомнился он потомкам, прежде всего, именно жестокостями и беззакониями. Воздвигать ему памятник – значит одобрять именно эту, наиболее хорошо известную сторону его правления. Как еще сказал Вадим Потомский, “Лично для меня, существует три выдающихся правителя: Иван Грозный, Петр I и Иосиф Виссарионович Сталин”.

Что объединяет этих трех правителей? Геополитические достижения? Можно сказать и так. Но великие победы одерживал и, например, Александр I – “он взял Париж, он основал лицей”, и матушка Екатерина, и другие правители в истории России. Что выделяет из общего ряда именно этих троих? Явно избыточная грубость и жестокость.

Конечно, любой правитель, тем более правитель той эпохи, всегда опирался на насилие, вел войны и подавлял мятежи. Удержать власть и порядок в государстве, отбиться от внешних врагов исключительно кроткими увещеваниями еще никому в истории не удавалось. Но вот например Алексей Михайлович Тишайший показывает, что вполне можно успешно исполнять все обязанности государя, воевать, подавлять мятежи, проводить реформы, и запомниться людям именно “тишайшим” а не “грозным”.

Для государственной власти проливать кровь может быть тяжелой необходимостью; иногда сложно понять, когда эта необходимость заканчивается, и потомки могут высказать правителям прошлого упрек в том, что они обрекли людей на смерть и страдания напрасно, когда без этого можно было и обойтись.
Но бывают случаи совершенно явной, чрезмерной жестокости, явно избыточной для решения любых государственных задач, более того, с государственной точки зрения явно вредной. Когда людей мучают и убивают не в силу тяжкой необходимости – как например, при отражении войны или подавлении мятежа – а в силу дурного характера правителя и его окружения. И вот что было общего у Ивана Грозного, Петра и Сталина – так это явная чрезмерность насилия. Тех же результатов можно было достигнуть значительно меньшей кровью.

Убивать и мучить невинных людей было совершенно не нужно и излишне для утверждения государства. Страдания и смерть всех этих невинных жертв – это не цена, заплаченная за какие-то победы и достижения. Это цена, заплаченная за дурной характер правителя и правления, и только. Никакие объективные причины, никакая государственная необходимость не вынуждала ее платить.

Как сказал в своей знаменитой обличительной речи святитель митрополит Филипп, “В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!”

Святитель Филипп был убит по приказу Ивана Грозного; В 1652 году царь Алексей Михайлович решил с великим почетом перенести мощи святителя в Москву. В грамоте царь выражает глубокое сожаление о поступке своего прадеда: “…молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием…”

Неправда грозного царя была признана и Церковью, канонизировавшей святителя Филиппа, и всеми русскими историками.

Зачем же из всей нашей богатой национальной истории выделять именно Грозного? Это феномен человеческой психологии, который, увы, проявляет себя в самых разных странах и обстоятельствах – поклонение могуществу, которое проявляет себя в насилии. Для такого поклонения именно произвольность, беззаконность насилия и является привлекательной чертой – потому что в этом видится квинэссенция Власти, “а казнить мы своих холопьев вольны, а жаловать – вольны же”. Люди поклоняются Грозному или Сталину не потому, что они сделали нечто для державы – а именно потому, что они творили беззаконное, ничем не оправданное мучительство и убийство. Это именно любовь к сапогу, попирающему человеческое лицо – не потому, что сапог при этом как-то послужил стране, а именно потому, что он попирает.

Это нечто прямо противоположное христианской вере и с ней несовместимое. Христианин в этой мрачной истории почитает именно святителя Филиппа, а не его убийцу.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Иван Грозный и информационная война (+видео)

Лекция Владимира Мединского в Государственном Историческом музее

Еще один памятник Ивану Грозному установят в Александровской слободе

Монумент установят напротив резиденции царя во Владимирской области ко Дню народного единства