Отвергнуться себя? Зачем?

Проповедь на слова Христа «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».

В Евангелии есть места весьма приятные для слуха, и есть места весьма горькие. 

Заповеди блаженств или прощение блудницы приятно слушать.

А просьбу Христа раздать свое имущество — не очень. А про то, что надо любить Бога больше матери или жены, совсем неприятно.

Слова о тех, кто хочет сберечь душу, но не хочет при этом взять крест, слушать вообще страшно.

2046-jpgКрест – место смерти. Перед крестом Христа избивали. Над Ним глумились. Ему плевали в лицо. Его не кормили. Его раздевали. Ему пробили руки и ноги гвоздями и выставили на позор.

Как-то уж велика цена Царствия Небесного. Тут поневоле задумаешься о том, нужно ли оно, и такой ценой – через гвозди и кровавый крест?

Но Христос утверждает, что другого пути нет: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».

Как это можно — отвергнуться себя? Зачем?

Зачем я должен забыть свою мать, свое детство, свою жизнь, свои чувства?

Зачем я должен отвергнуться своих чувств, своих мыслей, своего опыта? Ведь Бог дал мне ум не для того, чтобы я пренебрег им. И если мой ум неугоден Богу, пусть бы Господь при рождении всем нам отрезал часть мозгов, чтобы не уклонялись умом на лукавство, а дружно думали «как положено».

Что за странная просьба — убить в себе всё свое? Убить, по сути дела, себя. Убить не просто так, а мучительным крестом.

Ну нет, — скажет человек, — в этом какая-то ошибка. Так не может быть.

В самом деле, Бог же благ. И всё, что приносит душе боль и недоумение, — не от Бога. Если душу терзает червь сомнений, значит, душа просто не нашла Божьего ответа и ошибается.

Ответ рядом.

В Церкви есть традиция чтение Евангельского текста дополнять отрывком из Апостола.

Читаем Апостол: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». 

Здесь мы видим, как недоумение разрешил апостол Павел.2043-jpg

Он не был распят на кресте. Его усекли мечом.

Крестом он называет жизнь в Боге или то состояние, когда в душе живет Христос.

Вот это и есть то самое, когда мы свое меняем на Христово.

Как это бывает и что происходит в это время с моей памятью, моей любовью, моим умом, моей личностью — когда Христос начинает жить во мне?

Всё просто. Мы имеем такой опыт.

Когда бываем на Литургии, можем заметить, как душа постепенно наполняется Христом. И выходя из храма, можем почувствовать, что душа, как чаша, полна светом и благодатью. В этом свете люди нам кажутся проще и добрее. Под действием благодати мы сами становимся как-то неуязвимы для мира и великодушны.

Затем приходим домой, и какое-то время нас не могут уколоть ни нападки родных, ни неприятные известия со стороны. Мы все еще пребываем в божественной благодати, и в ней тонет действие зла. Благодать делает нас независимыми от греха и свободными от тленной силы материи.

Мы в это время почти неуязвимы для зла.

«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем».

Но проходит совсем малое время, и в душе рождается росток самолюбия.

— Почему со мной несправедливы?

— Почему мне не додают того, что мне положено?

— Почему меня оскорбляют?

Этот росток самолюбия начинает стремительно развиваться и в считанные минуты заполняет всю душу, прогоняя благодать и вытесняя Христа.

И человек вновь желает СВОЕЙ свободы, сбрасывает с себя Крест, который только что сделал его по-настоящему свободным.

Христос всего полчаса пожил в нашей душе и сразу был вытолкан тем, что мы называем «нашей душой».

Вот что имел ввиду Христос, говоря о том, что если кто хочет сохранить свою душу не ради Него, тот ее погубит.

В самом деле, как только мы выталкиваем Христа из души, тут же становимся уязвимы для зла, для греха, для действия тяжкой материи. С уходом Христа приходит непрекращающаяся боль души. Без Христа душа болит и болит, болит и умирает.

А что же с моей памятью? С мыслями и чувствами?

10629612_688753957884421_1127672280495040752_nКогда мы полны Святым Духом и еще на пути между домом и храмом, можем глянуть внутрь себя.

Ушла память о детстве? Нет.

Ушли мои мысли? Нет.

Ушли мои чувства? Нет.

Нет, ничто не исчезло, но все в душе стало чище и светлее. Мысли без греха. Чувства соединены со Христом. Память озарена памятью о Боге, и в ней остается только все доброе. Счастливое свойство памяти – сохранять в себе только все доброе и забывать злое.

Итак, в тот момент, когда Христос приходит к нам в душу, не происходит ее смерти. Не происходит такого: либо Господь, либо я.

Все смешивается. Это смешение подобно смешению в Троице. Мы становимся единым телом в рамках Тела Христа. Это Тело Христа есть Церковь.

При этом каждый сохраняет свою личность. Слияние со Христом преображает личность и очищает её от греха, но не уничтожает.

Мы имеем такой опыт. Достаточно обратить внимание на свою душу после причастия. Мы легко увидим в ней Христа.

В это время мы ярко ощущаем в нашей душе действие благодати.

Приходя домой, мы ошибочно думаем, что наши ближние крадут нашу благодать и сдергивают нас с неба за ноги.

Нет, мы сами позволяем своему самолюбию родиться как росток зла и заполнить душу полынью греха. Ближние могут спровоцировать рост зла, но виноваты и несем ответственность за рост своего зла только мы сами. Не родня прогоняет Христа из нашей души, а наша собственная невнимательность к духовной жизни и семя зла, с которым мы никак не расстанемся.

Наша задача — хранить в себе благодать, даруемую Христом. Нам критично важно регулярно очищать свою душу от мусора зла и постоянно держать дом нашей души в виде чистой горницы, готовой для Христа, Который хочет жить в ней. В этом усилии есть наш крест.

И никто нам не помеха в этом, кроме нас самих.

Всё начинает портиться, когда мы бережем свою душу — такую, как она есть, с ее достоинствами и грехами. Грех, как червоточина на яблоке, рано или поздно погубит все яблоко.10592936_688743794552104_275147907010880148_n

Всё начинает меняться, когда мы, воздерживаясь от греха, зла и болезненного самолюбия, принимаем на себя таким образом крест Господень и сорастворяемся в Боге.

Соединяясь с Богом, наша душа многократно усиливает свои добрые способности. Мы сами расстаемся с тяжестью в душе и обретаем жизнь вечную.

А начинается все легко и просто: «Законник, искушая Его, спросил…

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

На самом деле, в Евангелии нет тяжелых, печальных или скорбных слов Христа. Есть только скорбное состояние нашего сердца, не вмещающего в себя Духа Господня.

Что плохого в любви? Возлюбить-то — не камни таскать, не мучиться и не страдать.

Помоги нам, Господи, увидеть, что любовь к Богу и к людям слаще любви к себе, и то, что она несет благодать и жизнь вечную, в то время как любовь к себе несет боль и смерть: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи