Пастырский эпатаж, или Почему батюшка «чудит»

|
17 января – день памяти преподобного Ахилы, диакона Киево-Печерского, жившего в ХIV веке. Святой этот прославился как великий постник, долгое время проведший в затворе. Предание гласит, что он не ел ни вареной, ни сладкой пищи, овощи употреблял редко и в малом количестве, а во время поста вкушал только одну просфору. Мощи преподобного покоятся в Дальних пещерах, а к его заступничеству прибегают жаждущие избавиться от чревоугодия и желающие научиться воздержанию.
Пастырский эпатаж, или Почему батюшка «чудит»
Преподобный Ахила, диакон Печерский

Известен также и другой Ахила-диакон – герой повести Лескова «Соборяне». Это натура особо колоритная, мятущаяся и во многом эпатажная, однако симпатии читателя – на его стороне.

Ведь во все времена среди православных верующих и духовенства находится множество ярких, неординарных личностей, которым особо непросто воспитать в себе кротость и смирение. Эпатаж нередко становится проявлением этих блистательных натур, что создает определенные проблемы в общении и священников, и мирян.

Протоиерей Алексий Иродов держит в руках череп, найденный на разоренном православном кладбище. На нем отпечаталась надпись «Святый Боже, помилуй нас» – от венчика, который кладут умершему на лоб.

Протоиерей Алексий Иродов держит в руках череп, найденный на разоренном православном кладбище. На нем отпечаталась надпись «Святый Боже, помилуй нас» – от венчика, который кладут умершему на лоб.

Однако эпатажем считается «умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания». Как же такое может сочетаться с христианским отношением к миру, а тем более с духовным званием?!

Рассказать об эпатажных священниках мы попросили протоиерея Алексия Иродова, настоятеля храма священномученика Владимира в Виннице. Батюшку вполне можно считать экспертом по данному вопросу: общение с ним всегда вызывает фейерверк эмоций у его визави, а поступки его зачастую отличаются поражающей яркостью и неоднозначностью.

Это отец Алексий Иродов умудрился привезти в областной центр старинную деревянную церковь XVII века, которая в захолустном селе многие годы лежала разобранная на дрова, и служить в ней более 15 лет. Это он с группой энтузиастов руками перебрал тонны земли на бывшем православном кладбище, разоренном в 60-х годах прошлого века для строительства на этом месте детской поликлиники. Останки более 300 человек, валявшиеся как мусор под забором, найдены и погребены по православному обряду в костнице под деревянной церковью. Это батюшка Иродов с иконописцем Ростиславом Моцпаном годами разыскивал в селах Виннитчины древние чудотворные иконы, которые сейчас канонизированы как местночтимые святыни.

И подобных вех в жизни отца Алексия за почти 20 лет его священнического служения много. При всей своей эпатажности, неординарности идей, проектов и манер, батюшка строго придерживается православных канонов, любим и ценим многими духовными чадами. Просто в общении с ним нужно сразу настраиваться на непредсказуемость, неожиданную ассоциативность и глубокие параллельные смыслы.

В плену социального стереотипа

Деревянная церковь, привезенная отцом Алексием в Винницу

Деревянная церковь, привезенная отцом Алексием в Винницу. Фото: pravlife.org

– Эпатажные – не то слово, которое стоит употреблять. Оно, мне кажется, вносит понижающий пафос. Само это явление хорошее, хотя кого-то может пугать необычностью.

Преподобный Максим Исповедник: «Страсть есть противоестественное движение души по направлению либо к неразумной любви, либо к неразборчивой ненависти, питаемой к кому-либо из-за чего-нибудь чувственного. Например, [движение] к неразумной любви, либо к яствам, либо к женщине, либо к богатству, либо к преходящей славе, либо к чему-нибудь чувственному или ради них. А [движение] к неразборчивой ненависти – также по отношению к чему-нибудь из названного или ради них».

В основе так называемой эпатажности лежит не до конца осознанная реакция на сервильность окружающих. Сервильность более известна как подобострастие, раболепие, угодничество и подхалимаж. И явление это присуще вообще природе человека в мире сем. Применимо оно ко всем сторонам человеческой жизни – в том числе проявляется у людей и в Церкви.

Апостол Павел пишет «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте» (2 Кор. 13:5). В этом смысле каждый верующий человек должен испытывать, что лежит в основе его веры, какова она. Очень часто вера ближнего вызывает небезосновательное подозрение, что им движет легкомысленная эмоция, легкая и поспешная, но на самом деле под этим скрывается безразличный прагматизм, который хочет узнать закон праведности, и при этом не утруждать себя самой праведностью.

Сервильность выражается в легкомысленной любви или ненависти к какому-то предмету. Легкомысленность проявляется в постоянном эмоциональном перехлесте. Человек начинает легкомысленно дарить Богу и людям то, чего не имеет сам.

Толчком этому служит потребность человека к самореализации, его вера, горячее желание исправить свою жизнь и т.д. Не подозревая опасности на этом пути, человек попадает в плен социального стереотипа, ведь так ведут себя, по его мнению, все.

Потребность сохранить дистанцию

Переживание подобострастия дается каждому человеку мучительно. Душа чувствует непонятную неестественность. Одни люди легко и привычно переступают это ощущение, другие не могут избавиться от него, но в большинстве случаев человеку недостает решимости разобраться, и человек попадает в плен другого стереотипа: «Все идут не в ногу, ты один в ногу?»

Многие люди на этом этапе уходят из Церкви. Те же, кто остается, находят компромисс, и изобретают себе некий образ, удачный или не очень, за который прячутся от переживания чего-то грязного, с чем не хотят согласиться.

То, что вы назвали «эпатажностью», скрывает под собой потребность остаться чистым, сохранить себя, создать дистанцию, чтобы легче было думать. Чтобы не запутаться. Чтобы разобраться. Так и получаются «эпатажные батюшки».

Мое личное убеждение, что «входите узкими вратами» в наше время означает то же, что идти не в ногу со всем миром. Конечно, это, как всё в мире, не безопасно, но, как и всё в мире, при наличии любви и живого сердца, не станет наносить вред. Воздержится от разрушения, и будет созидать. Хотя, к прискорбию, это не всегда так.

Ревность не по разуму

Оставшись один, человек может стать одиноким. Это случается с непривычки, от незнания того, что так всегда и было, просто раньше он испытывал одиночество от того, что хотел и искал Бога, и теперь, когда близкие стали немножечко чужими, нужно вспомнить, что для всех и для всего, что есть в мире хорошего, Богом предусмотрено место в душе человека. Близкие никуда не исчезнут, просто таким образом освободилось место для радостного общения с Богом. Возможно, пришло время вынуть бревно из своего глаза, чтобы потом вернуться к ближним и укрепить их.

Если человек не сможет удержаться от желания укорить ближних, то он будет погружать себя в ощущение одиночества. И вслед за этим, в очередной раз отвергнув шанс возлюбить-таки Бога, ударится в сервильность, только в другую ее сторону – ненависть и раздражение.

В таком случае человек, убегавший от неправильной любви, сам будет делать то же самое – впадет в эмоциональный перехлест, только с другим знаком. Будет не прелюбодейно любить, а несправедливо ненавидеть.

В некоторых случаях получается еще проще. Когда человек приходит, и на том месте, на котором хотел бы быть сам, видит другого, и ревнует не по разуму. Испытывает приступ острой ревности. Ох, если бы хватило ему доброжелательности! Ведь ревность о святом месте испытывал и Сам Господь. И эта ревность законна. Вопрос в том, какой из этого сделать вывод. К сожалению, в этом случае человек уходит раздраженный, не находя ничего лучшего, чем ябедничать по поводу дорогих автомобилей или другого хлама, показывая тем, о чём горит его сердце.

Протоиерей Алексий Иродов. Фото: pravlife.org

Протоиерей Алексий Иродов. Фото: pravlife.org

Неразумная любовь – неразборчивая ненависть

Подобострастие проявляется как две крайности. Одна из них направлена на любовь, другая на ненависть, и проявляются они, сменяя друг друга с разной периодичностью. От одного раза за всю жизнь, для одного конкретного эпизода, до несчетного количества этих перемен, но всегда с эмоциональным перехлестом. На этом основана ненависть многих к Церкви. Легкомысленно подаренная ими привязанность, оказавшись по разным причинам нереализованной, сменяется легкомысленной ненавистью. И всё.

В этом смысле принудительная групповая катехизация, попытки миссионерства могут не достигать своей цели и быть обыкновенной провокацией на сервильность, которая, в свою очередь, будет щедро обеспечена отвращением.

Надо отличать, что именно ты проповедуешь. Глаголы вечной жизни или «свою клёвую мордашку» с «факирски» выбритыми щеками. Действие подобострастия с последствиями, как мне кажется, воспето в песне Алексея Паперного «Пой, соловей»:

Смотрите, хорошие люди,

Идите скорее смотреть.

Идите, смотрите, он будет,

Конечно, он будет свистеть.

Он будет свистеть перепелкой,

потом запоет соловьем.

Потом он окажется волком,

Тогда мы его и убьем…

Всё так хорошо начинается, но конец всегда один – боль в душе и отвержение.

«Мы не ангелы, чтобы быть хорошими или плохими»

Людям кажется, что всё, что связано с любовью – это хорошо, а то, что с ненавистью – плохо. Но это в любом случае не так. Мы не ангелы, чтобы быть хорошими или плохими. Знание добра и зла мы получили от ангелов через змия. Сами же мы очень «сырые», и мы должны научиться любви, а добро и зло – это две «забавные крайности», которые мы не знаем в чистом виде, поскольку еще не созрели как люди, и должны сделать это во Христе – Новом Адаме.

Между двумя крайностями, которые образуют собой подобострастие, лежит та самая добродетель смирения и трезвение. Таким образом, рабочая среда для разумного человека – терпение неопределенности, при этом решимость в желании меняться.

Апостол Павел пишет: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33). В нашей жизни периоды нашего духовного возрастания мы для себя разделяем на периоды горячей веры и охлаждения. По моему глубокому убеждению, самыми продуктивными являются те периоды, которые мы считаем охлаждением. Они наиболее плодотворны. В эти периоды нам не мешают лишние чувства, подобострастные эмоции. Мы спокойны. Мы дома. И если не пытаться бередить в себе чувственную часть души, а пытаться рассуждать о Христе и молиться, то выясняется, что это спокойное состояние, которое мы считали охлаждением, и есть рабочая среда для верующего человека.

Христианин должен стяжать ум Христов, о котором пишет апостол Павел. Человеку нельзя позволять себе быть нерассудительным, равнодушным, благодушествовать беспечно, чтобы не случилось так, что Господь окажется не в силах посетить его сердце.

Относительно же самого греха подобострастия я уверен, что он является основой всех грехов, поскольку воля человека свободна. Напрямую она не подвергается насилию ни от Бога, ни со стороны бесов. Подобострастие рождает ревность не по разуму, которая, в свою очередь, и заставляет человека проявлять неразумную активность. Недаром говорят: «Совестливый дурак опаснее врага».

«Духовник не обязан быть всегда прав»

Отец Алексий с дочкой Машей

Отец Алексий с дочкой Машей

– Как же должно проявлять себя священнику, если он – яркая, неординарная личность? Как сила и блистательность его натуры может сочетаться с духовным званием?

– Спросите у ярких и блистательных натур. Мне кажется, что вполне может и должно сочетаться.

– Однако многие миряне ищут в общении со священниками ответы на важные для них вопросы, разрешение духовных противоречий, выходы из сложных жизненных ситуаций, пути к умиротворению и т.п. Что происходит, когда они общаются со священником, склонным к эпатажу? Как должно им реагировать, если слова и поведение священника обескураживают, смущают, ставят в тупик?

– «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». (Лк. 6:45)

«Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Отлагáютъ помышлéнiя не чтýщiи сóнмищъ: въ сердцáхъ же совѣ́тныхъ пребывáетъ совѣ́тъ). (Притч. 15:22)

Мне кажется, ошибочно воспитывать себе духовника, чтобы он в свою очередь потом исправлял вас. Поле вашей деятельности – вы сами, а не он. Каждый человек выдумывает свой внутренний мир сообразно своей вере, создает то, во что не стыдно поверить ему самому. Духовник – это человек, который должен точить вам зубы, чтобы вам удобней было грызть «дубовый пенек» своей души.

Духовник – это не ларёк по раздаче бесплатной духовной пищи, а скорее ваш личный «Семипалатинский полигон», на котором вы можете без ущерба для окружающей среды проверить ценность ваших внутренних сокровищ.

Всё в мире поучительно для человека, который хочет жить в свете. Как говорит апостол Павел: «Если что из неведомого становится ведомым, то это и есть свет». Духовник не обязан быть всегда прав. Вы обязаны быть всегда правы. Ваша душа должна жаждать веры в Бога, любви Христовой, и научиться всему так, чтобы быть правым перед Богом и полезным самому себе. Не надо исправлять себе духовника – надо исправлять свою душу.

Это у хасидов мессия разделился на множество праведников (цадиков). Мы же не хасиды. Не надо искать Христа в духовнике. Надо искать Самого Христа.

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). И если человек горит верой, то Господь подает ему помощь в любых местах, даже самых неожиданных. В том числе и даже через духовника.

«И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).

По моему убеждению, христианство располагается в жизни человека до того момента, когда он начинает говорить или действовать. После этого начинается уже христианин, которому, как ни крути, приходится жить в мире сем. А в мире сем за житейскими советами, наверное, полезнее обращаться к Анне, Каиафе, Варраве. Они в этой кутерьме больше понимают.

Если же христианин хочет мыслить духовно, он должен вернуться внутрь себя и решать вопрос на уровне своего сердца и Христа, а потом обращаться к духовнику и говорить: «Батюшка, а вот что я подумал».

Подготовила Марина Богданова

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Штурм заповедей

Расширять область дозволенного до пределов, которые сделают заповедь просто бессмысленной

Православные, без фанатизма!

О тех, заходит в храм два раза в год, верит в гороскопы и плюет через плечо

Хромая вера, или Как не пойти ко дну

Христос не прекращает бедствия сразу, не усмиряет бури, а подает помощь, избавляя от гибели