Подвиг захожанина

|
Как священнику встретить захожанина, который решил сделать первый шаг в сторону Церкви? Как удержаться от осуждения и поучений? О психотерапевтах на исповеди и другие истории рассказывает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке (Москва).

Порадуемся

Человек приходит в храм к Богу. Встреча происходит между Богом и человеком, и священник должен помнить, что он только служит этому событию.

Протоиерей Федор Бородин

Поэтому с какой бы ерундой в голове – пусть совершенно ничего не понимая в покаянии, в вере – человек ни пришел в первый раз в храм по-настоящему, надо помнить, что это пришел сын к своему Небесному Отцу. Потому что все мы – сыны и дочери Божии, Его дети. Причем дети очень любимые.

Итак, измученный, искалеченный, исстрадавшийся, изуродованный грехом человек сделал большой шаг навстречу Господу. Он о Нем знает очень мало. Понятия его пока чрезвычайно далеки от православия, но все-таки он сделал этот шаг. И, вне всякого сомнения, Отец Небесный радуется.

Нам Господь оставил очень много подтверждений этому. Он оставил нам притчу о блудном сыне, притчу о потерянной драхме, о потерянной овце. Он очень четко обозначил свое отношение к человеку, который пропадал и нашелся.

Потому задача моя как священника – это движение подхватить и направить его дальше ко Господу, настолько его откорректировав, насколько человек может понести. Не теряя памяти о том, что это – встреча с Богом, и нужно испытывать радость, благоговение от того, что тебе дано рядом с этим присутствовать.

Небиение совести ближнего

Какую ошибку могу совершить я как священник? Могу больше ругать человека за его грехи, чем радоваться тому, что он пришел, и пугать его карой, которая может потом последовать. Этого нельзя ни в коем случае делать. Надо выполнять совет святых отцов, что отчитывать за какие-то прегрешения надо настолько строго, насколько человек может понести. У аввы Исайи это называется таким очень интересным термином: «небиение совести ближнего».

В любом случае человек должен почувствовать, что я рад тому, что он «нашелся». И как бы ни был грешен человек, пусть видит, что я не осуждаю его за его грехи.

Вообще навык “не осуждать” – обязателен для священника. Без такого умения нельзя рукополагать.

Если не осуждаю, значит, не могу его жестко ругать, не отталкиваю. Могу попытаться дать почувствовать, какая это тьма, какое горе – его греховное состояние, но я должен быть на стороне человека, а не смотреть на него свысока, извне.

Я понял, что гораздо продуктивней говорить человеку не о том, что он грешен, виноват, потому что всю жизнь не ходил в храм, не причащался, а объяснять – какая это колоссальная потеря.

Допустим, был праздник или воскресный день, а ты валялся в кровати и переключал каналы. Бог пришел к тебе на встречу в храм, а ты не пришел. Ты не приобрел те дары, которые тебе хотел дать Господь. И так всю жизнь. Представляешь – сколько ты потерял!

Кто для Бога важнее

Это очень трудно – подойти к незнакомому священнику и открыть ему душу. Это подвиг самоуничижения и смирения. И если человек такой героический поступок совершил, – нужно это ценить. Он должен почувствовать тепло от священника, и прежде всего – внимание.

Часто так бывает, что человек приходит в самый неудобный момент. Допустим, второй священник в отпуске, ты один, надо начинать воскресную литургию и закончить ее в определенное время – потом оглашение и венчание – в определенные часы. И тут на исповедь подходит последний человек  и сообщает: «Мне с вами надо поговорить, я пришел поисповедоваться за всю жизнь». А уже колокольный звон к литургии закончился и тебе надо идти начинать. И ты понимаешь, что можешь сказать: «Сейчас не вовремя, надо было, как все, исповедоваться на всенощной». То есть формально подойти к вопросу и человека отпугнуть.

Но ты можешь сделать по-другому, сказать: «Брат мой, сейчас вот такая ситуация, времени мало, вот тебе номер моего мобильного, вот тебе книжка отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» (или какая-то другая). Пожалуйста, подготовься повнимательней. То, что ты собираешься сделать, – чрезвычайно важно. И Господь этому очень радуется. Пожалуйста, ни в коем случае не потеряй этого желания и обязательно сделай. Позвони мне, мы с тобой выберем отдельное от богослужения время, в будни, вечером. Ты приедешь, и у нас будет столько времени, сколько понадобится. Ты будешь один на исповеди».

И это действительно помогает. Человек приходит. Никто уже никуда не торопится. И ты можешь вдумчиво, с молитвой за этого человека, принять его исповедь.

Фото: spb.optina.ru

Фото: spb.optina.ru

Вот стоят 98 прихожан и я, священник – все одинаково давно в Церкви, одинаково грешные и ничего в общем-то хорошего из себя не представляющие. А этот сотый, захожанин, решивший сделать серьезный шаг к Церкви – он сейчас для Господа важнее, чем мы все здесь вместе взятые.

Чем все – почему? Потому что Господь сказал: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся» (Мф. 18:12-13).

Так что если я своим раздражением, формальным подходом или невниманием воспрепятствую встрече человека с Богом – с моей стороны это будет страшный грех.

Мера новоначального

На человека, который начинает делать первые шаги в храме, не надо накладывать неудобоносимые бремена. Это касается молитвенного правила, постов. Я обычно говорю: «Купите себе молитвослов. Там есть утренние и вечерние молитвы. Возьмите карандаш и подчеркните те молитвы, на которые ваше сердце глубоко отзовется. Выберете ту меру, которую вы можете исполнять каждый день. Также старайтесь читать каждый день хоть чуть-чуть Евангелия: главу, страницу, абзац».

Если человек пришел в первый раз, нередко я даю ему что-то из доступной литературы: книги, наиболее полезные в его состоянии, возрасте, с его образованием, при его роде деятельности – то что может его еще больше приблизить ко Христу.

Если человек спрашивает о постах, я ему рассказываю про устав. Но полный устав Церкви – не для новоначальных. К этому надо прийти. И здесь я тоже предлагаю выбрать подходящую и подъемную меру.

Психотерапевты на исповеди

В последнее время на первую исповедь очень много приходит психологов, психотерапевтов. За 23 года такого не было. Часто они высокие профессионалы, глубокие люди, но многие из них уперлись в какой-то тупик, не находят сил на свое служение. И они приходят и каются в своих грехах, спрашивают, где найти источник силы для помощи людям.

Любой священник – это человек, который присутствовал при исповедях в страшных грехах. В убийствах, в немыслимых количествах абортов. Вспоминаю пожилую женщину-гинеколога, которая со слезами на глазах каялась, что всю свою рабочую жизнь, по нескольку раз в день она делала аборты.

Я все время вспоминаю удивительные слова Исаака Сирина, что покаяние – это трепет души пред вратами Рая. Мы часто воспринимаем покаяние как условие для того, чтобы присутствовать на литургии и причащаться. А вот Исаак Сирин говорил, что настоящее покаяние ставит человека, еще живущего здесь, пред воротами Рая, то есть настоящее покаяние – есть уже состоявшаяся встреча с Богом.

Есть Господь в этих вратах, есть человек перед Ним, а есть священник, который стоит рядом и все слышит. Насколько это велико, страшно и прекрасно. То, что священник присутствует при возрождении человека – удивительно и ни с чем несопоставимо.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Неудачники тоже нужны Богу

Вы крестились в один год со мной. Я стал священником. А у вас какой рост произошел?

Помогите ктосколькоможет

Давать ли деньги на "опохмел" и говорить ли о Боге с нуждающимися

Милостыня без фанфар

«Мы не просто так, мы вон какую пользу приносим!»