Мы настраиваемся на пост, напряженно его проживаем, подходим к Пасхе, чувствуем радость. А потом начинается обычная будничная жизнь без напряжения, но и без особой радости. Как сохранить и удержать в себе радость о Воскресшем рассказывает протоиерей Феодор Бородин.

У нас духовно-практическая культура по подготовке к празднику хорошо отработана. А способов для того, чтобы удержаться рядом с ним, нет. Это относится не только к Пасхе, но и к встрече любого праздника, и встрече самого причастия. Такое ощущение, что человек ждет гостей, накрывает на стол. Гости приходят, он их встречает, целует, разворачивается и… уходит к себе в кабинет.

Протоиерей Феодор Бородин

Как же удержать пасхальную радость, благодать Божию? Прежде всего, надо стараться не говорить лишнего.

Это очень важно, особенно в первые часы после причастия. Есть старые монашеские традиции, важные для приобретения этого навыка, — когда причастившийся монах в этот день мог говорить только «да» или «нет», а лучше кивать или мотать головой. И не должен был говорить вообще никаких слов. Мы это знаем, когда после причастия, даже если говорим какие-то нужные, важные вещи, все равно ощущаем, будто теряем присутствие Божие, оно утекает, как вода в песок.

Удержать пасхальную радость поможет частое причащение в Светлую седмицу, ведь каждый ее день литургически празднуется как Воскресение. Распространенное заблуждение о том, что на Светлой седмице нельзя причащаться потому, что нет поста, ничего, кроме огорчения, вызвать не может. Было время покаяния, покаянного труда, а теперь время радости. Господь сказал: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк. 2:19). Светлая седмица — это время, когда христианин особенно остро переживает присутствие Небесного Жениха в своей душе. Слава Богу, сейчас все больше храмов, где людей не только допускают, но и призывают причащаться в дни Светлой.

Опыт празднования Пасхи и удержания этой радости зафиксирован в литургической практике, которая сейчас почти утеряна. Мы приходим на воскресную всенощную и в субботу вечером читаем Евангелие о Воскресении Христовом, поем «Воскресение Христово видевши», мы читаем канон и поем тропари, посвященные именно Воскресению Христову. Но на всенощную ходят далеко не все, а большинство людей приходят в сам воскресный день. И практически ничего воскресного там не слышат. Евангелие читают чаще про чудеса Христовы, или притчи, или, реже, Его наставления. То, что священство в алтаре после причастия читает пасхальные стихи — люди этого не слышат.

Мне кажется, это разделение, которое произошло уже много веков назад, когда всенощная перенеслась на вечер накануне, требует от нас некоторого литургического творчества, чтобы именно в сам воскресный день больше было посвящено переживанию Воскресения Христова. Очень важно, что в переживании воскресного дня как малой Пасхи был зафиксирован опыт Церкви, в том числе — в отсутствии земных поклонов. В воскресенье не совершают земные поклоны, как и на Пасху, потому что это не имеет смысла.

Пасхальная радость и покаяние — это самые главные переживания христианина, которые друг без друга не живут, становятся фальшивыми. Но в пасхальный период и в воскресный день акцент духовного делания смещается именно на пасхальную радость. Как один очень хороший священник говорил: «Селедка — хорошо, и варенье — хорошо, но варенье с селедкой — плохо».

Пасха с акцентом на покаянии — это неправильно. Не потому, что нам не в чем каяться, а потому, что сейчас — торжество явившегося нам Христа, все остальное должно отойти на второй план.

Если каждую неделю у нас будет воскресный день, наполненный именно смыслом своего названия — в честь Воскресения Христова, тогда мы о Пасхе будем помнить весь год.

Почему покаяние и пасхальная радость связаны? Чем больше человек живет христианской жизнью, по-настоящему честно и напряженно, тем больше он разочаровывается в себе. Результат духовной жизни — это знание себя погибающим грешником. А второй результат, и более важный, что, вопреки этому, Господь тебя любит. Поэтому чем глубже покаяние с годами у человека, тем светлее у него радость. Думаю, что с годами радостных людей в Церкви будет все больше и больше.

Помните, в любое время года преподобный Серафим Саровский встречал каждого человека словами: «Радость моя, Христос воскресе!» То есть не только Бог был для него радостью, но и другой человек. Почему? Потому что Христос воскрес, и он не мог об этом не сказать другому человеку, именно это и было для него источником радости.

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: