Православный падре Рафаэль

|

Читаю – инженер Рафаэль Мартинес Гонсалез, выпускник Ленинградского Энергетического Института. Перевести остальные титулы не позволяют мои сошедшие на нет знания испанского. Слева изображена пиктограмма, скупо изображающая что-то вроде ядра атома, пораженного электрической молнией, с орбитами электронов вокруг. Контактные телефоны зачеркнуты, а сверху от руки написан другой номер. На обратной стороне опять же от руки – Padre Rafael Ortodoxo – у меня в руках визитка батюшки Рафаэля, первого православного священника в Доминиканской республике.

История этого знакомства началась тогда, когда я, собираясь в Доминикану в ноябре прошлого года, пролистывал местный русскоязычный форум в поисках интересной темы для съемки. В голове крутились ставшие штампом картинки с Кубы – пожилые мулатки с сигарами на фоне облупленных цветастых стен, древние «кадиллаки» на улицах Гаваны. Все это ни имело никакого отношения к Доминикане. Про страну, куда я собирался, я не знал ровным счетом ничего. Тем более неожиданно для себя я наткнулся на форуме на ветку, посвященную обсуждению Русской Православной Церкви в Доминикане. К слову сказать, обсуждение не было особенно бурным. Последнее сообщение было датировано прошлым годом. Суть полемики в основном свелась к тому, что оно, в общем-то, и не к чему здесь в тропическом раю, куда наши соотечественники бежали от российских стрессов и холода, и видимо от себя самих, открывать православные приходы.

Договориться о съемке с батюшкой Рафаэлем получилось не сразу. Поначалу я поручил связаться с ним своему гиду. Тот созванивался с ним несколько раз, но внятного ответа на вопрос, когда можно приехать, так и не получил. Чтобы было понятно, базировался я в окрестностях городка Баваро, что на востоке острова, приход же находится в Сосуа, на севере. Для встречи необходимо было пересечь фактически весь остров, и делать это впустую не хотелось. Когда я понял, что гид не в состоянии объяснить цель визита и достичь договоренности о встрече, я позвонил о. Рафаэлю сам. Сначала батюшка сослался на занятость. Я долго объяснял, что хотел бы сделать фотоисторию о нем, чувствуя, что батюшка не совсем понимает кто я такой и что мне надо. Несмотря на это, мой второй звонок увенчался успехом – о. Рафаэль готов был принять меня. Выехав из гостиницы в половине шестого утра, мы были на месте только к двенадцати дня. Всю дорогу я думал о том, насколько удивительны дела Господни.

Говоря о православном храме, мы всегда подсознательно имеем перед глазами некий типичный образ пусть небольшого, но именно храма, с куполом, увенчанным крестом. Рассчитывать найти в Доминикане что-то подобное не приходилось. Приход в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Сосуа находится на втором этаже неприметного двухэтажного здания расположенного чуть в стороне от трассы, ведущей к городу Пуэрто Плато. Объясняя дорогу, о. Рафаэль попросил обратить внимание на указатель на Сосновку. Въехав в Сосуа, мы через пару километров действительно увидели слева от дороги небольшой виниловый баннер с российским триколором и надписью “Сосновка”. Это, как понимает читатель, не традиционно доминиканский топоним, а просто строительный проект одного из российских инвесторов, коих на острове за последние пятнадцать лет появилось немало. На первом этаже разместился какой-то магазинчик, к слову, перманентно закрытый. Боковая же лестница ведет на второй этаж, где над входом мы увидели лик Спасителя. На перилах балкона растянут немного выцветший баннер гласящий – Русская Православная Церковь.

О. Рафаэль выходит из алтаря во время службы

Мы попали как раз к концу воскресной службы. Небольшой зал, миниатюрные царские врата с рисованными акварелью ангелами и немногочисленная русскоязычная паства. Кто-то приезжает на службу из Пунта каны с востока страны, кто-то окормляется у батюшки раз в полгода приезжая в Сосуа из Канады. На вопрос – сколько постоянных прихожан в приходе, о. Рафаэль затруднился ответить – его служение началось всего несколько лет назад и сам приход открыт не так давно. По праздникам собирается много людей, в основном наших бывших соотечественников.

Во время службы

 

Во время службы

 

На обычные субботние и воскресные службы, а о. Рафаэль служит пока только в эти дни, людей приходит значительно меньше. Я спрашиваю: нет ли противостояния с местной католической общиной. О. Рафаэль улыбается. Нет совершенно, – традиции веротерпимости здесь очень сильны, и в качестве примера о. Рафаэль рассказывает, что для проведения праздничной литургии к Пасхе в этом году католическая община даже предоставила помещение, которое смогло вместить всех желающих.

Так как же случилось так, что в далекой католической стране человек не только обратился в Православие, но и стал священником. Я спросил о. Рафаэля об истории его обращения. Неудивительно, что эта история привела нас в Россию. Доминиканская республика исторически католическая страна. Рафаэль Гонсалес в юности посещал семинарию, и готовился стать католическим священником. Но судьба сложилась таким образом, что в 1977 году он поехал получать светское образование в Советский Союз.

Именно здесь, выучив русский язык, он стал интересоваться Православием. По его словам, прочитав немало духовной литературы и особенное внимание уделив догматическим различиям, он пришел к выводу, что именно Православная церковь наследовала полноту учения Христа. Будущий священник крестился в Одессе в начале 80-х годов. В 1984 году Рафаэль возвращается на родину. Сам он говорит, что вернулся в другую страну. Религиозность присущая прежней Доминикане, какой он помнил ее, стала исчезать.

Умы молодежи были захвачены ценностями потребительской культуры. Близость и политическое влияние Соединенных Штатов сыграло свою роль. О. Рафаэль с горечью констатирует, что эта тенденция удаления общества от своих духовных корней все больше и больше прогрессирует. На это, я заметил о. Рафаэлю, что возможно в России ситуация еще хуже, где после 70 лет сугубо атеистического режима общество получив доступ к благам «цивилизации потребления» безоглядно ринулось потреблять пытаясь заполнить духовную пустоту.

А как же семья восприняла такую новость как его обращение? О. Рафаэль лучезарно улыбается. Конечно, это было удивительно для членов его семьи, но, несмотря на это, спустя какое-то время в Православие обратился его родной брат, который теперь во всем ему помогает. Кроме этого всегда рядом с ним, его супруга – матушка Сесиль. Она улыбается, пытается выговорить звук «щ» в слове «борщ» и жалуется по-испански на то, что русский язык слишком жесткий в произношении.

О. Рафаэль и его супруга, матушка Сесиль

 

По возвращении домой юношеская мечта стать священником не оставляла Рафаэля. Живя мирской жизнью, он искал возможности своего применения на пастырском пути. Но если стать католическим священником было делом по сути обыденным, то вопрос о том, как быть рукоположенным в сан в рамках Православия казался практически нерешаемым. Рафаэль начал писать письма. Сначала в Греческую церковь, потом в Русскую Зарубежную. В конце концов, лишь только в начале двухтысячных годов он был рукоположен митрополитом Илларионом, предстоятелем Русской Зарубежной Православной Церкви. От Его Святейшества Московского Патриарха Алексия Второго он получил письменное благословение на свое служение. О. Рафаэля связывает с Россией его путь к Православию и его паства, поэтому в будущем году он мечтает посетить Москву и надеется получить аудиенцию у Его Святейшества Патриарха Московского Кирилла.

О. Рафаэлю предстоит огромная миссионерская работа, и он с улыбкой говорит об этом. Не так давно, параллельно с приходом в Сосуа, он открыл приход в Пунтакане. Служить там пока некому. Так что батюшка через выходные служит сначала в одном приходе, потом в другом. Сейчас он готовит себе помощника. Юноша готовится к поступлению в духовное училище в Нью-Йорке, и через полтора года, возможно, сможет возглавить второй приход. Более того, с Божьей помощью о. Рафаэль хочет построить православный храм в Сосуа, который станет первым в этой стране. Участок для строительства пожертвовал наш соотечественник. Денег же на строительство пока нет. Батюшка очень рассчитывает на то, что в России найдутся люди, которые смогут помочь совершить хлопотное дело строительства обители Божьей.

Из Сосуа я уехал на следующий день. Батюшка не получил благословение на съемку из епархии. Полноценной фотоистории не получилось, тем не менее, несколько кадров, которые вы можете видеть, я все-таки сделал. Мы тепло попрощались утром, и я выразил надежду увидеть его весной в Москве.

О. Рафаэль на месте, выделенном для строительства будущего храма

 

Читайте также:

Португалия православная

Игумен Василий Паскье: Француз и его бабушки

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Протоиерей Евгений Попиченко о суде, христианской любви и мертвых душах
О чем договорилась с мэром Москвы Нюта Федермессер

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: