Президент России поддержал преподавание религии в школах и введение в армии института капелланов

3c8p1259Президент России Дмитрий Медведев принял решение поддержать идею преподавания в школах России предметов по основам религий и отметил целесообразность введения института воинских и флотских священнослужителей.

Выступая во вторник на специальном совещании, президент РФ сообщил, что в его адрес были направлены обращения лидеров ведущих российских религиозных организаций, в которых содержались предложения по преподаванию в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение, а также о введении в Вооруженных силах института капелланов.

“Я принял решение поддержать оба этих обращения: и идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики, считаю также целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии”, – сказал Д.Медведев.

Эксперимент

Президент предложил для начала провести в 18 российских регионах эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. Он подчеркнул, что “ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения” – будут ли это “основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма”.

Тем, кто захочет изучать “все многообразие российской религиозной жизни”, должен преподаваться “общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий” России, и, наконец, у учеников, не имеющих определенных религиозных убеждений, должно быть право изучать основы светской этики, полагает Д.Медведев.

“Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным”, – подчеркнул глава государства, добавив при этом, что “преподавать все эти предметы должны только светские педагоги”.

3c8p1267

Согласно материалам Минобрнауки, эксперимент начнется в 18 регионах из шести федеральных округов. В эксперименте будет участвовать одна параллель классов в каждой школе. В результате в эксперименте будет задействовано около 20 тыс. классов в 12 тысячах школ – это около 256 тыс. учеников и 44 тыс. учителей. По предложению Минобрнауки первые уроки в рамках эксперимента можно начать уже весной 2010 года. Параллельно в ходе эксперимента, рассчитанного на три года, предлагается подготовить и напечатать необходимые учебники и учебные пособия, сформировать коллективы тех, кто будет готовить учителей по этим предметам.

Институт военного духовенства

Президент России также призвал при введении в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей руководствоваться “реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений”.

“Можно было бы подумать как вариант о том, что, если более 10% личного состава, бригады, дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией – священнослужитель данной конфессии может быть включен в штат соответствующего соединения”, – сказал Д.Медведев, отметив, что воинские и флотские священнослужители должны оставаться гражданскими лицами.

Согласно данным социсследований, проведенных Минобороны РФ, в настоящее время 63% военнослужащих считают себя верующими, из них 80% исповедуют православие, 13% – ислам, 3% – буддизм, 1% – иудаизм и другие религии.
3c8p1111
Как сообщил во вторник журналистам министр обороны РФ Анатолий Сердюков, институт воинских и флотских священников будет вводиться в российских Вооруженных силах в три этапа. До конца 2009 года по одному священнослужителю появится в воинских соединениях за пределами России – на 102-й военной российской базе в Армении, 201-й военной базе в Таджикистане, в соединениях и бригадах на территории Южной Осетии, Абхазии, на Украине (в Севастополе) и в Киргизии. Также на первом этапе священнослужители появятся в Северо-Кавказском военном округе.

На втором этапе священнослужители появятся в военных подразделениях на территории России, а на третьем этапе будут созданы соответствующее управление при центральном аппарате Вооруженных сил РФ и отделы в военных округах и на флотах. При этом во всех этих структурах будут представлены священники всех основных религий. По оценке А.Сердюкова, весь штат военных священников в российской армии и на флоте должен составлять около 200-250 человек.

Добровольность и альтернативность

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время специального совещания президента РФ с религиозными лидерами страны отметил, что базисом, на котором будет создаваться предложенная Д.Медведевым система, станут два принципа – “добровольность и альтернативность”. По словам патриарха, “важно, что вся эта система укладывается в конституционное и законное поле”.

Есть старая пословица: “Невольник – не богомольник”. Опыт показывает, что только добровольное восприятие такого рода идей, которыми являются религиозные идеи, может быть полезным для человека“, – заявил патриарх Кирилл, подчеркнув также важность того, что обучать школьников основам религии будут светские педагоги.
3c8p1197
Положительно патриарх оценил и предложение о введении института священнослужителей в армии и на флоте. “Даже самый пристальный анализ свидетельствует, что ничего опасного для государства не происходит, а опыт – положительный”, – подчеркнул он.

Представители мусульманских и иудейской общин России также высказались в поддержку идеи преподавания в школах основ религий и светской этики и введения в Вооруженных силах РФ института священнослужителей.

“Конечно, когда родители отдают своих детей в армию, они беспокоятся и за духовно-нравственное окормление своих детей. Считаю, что присутствие священнослужителей в армии будет способствовать росту патриотизма”, – заявил глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин на специальном совещании президента с религиозными лидерами страны.

В положительном ключе он высказался и о введении преподавания основ религий в школах, заявив, что это “способствует духовно-нравственному воспитанию”.

В свою очередь председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев также поддержал решения президента России, отметив, в частности, что “когда дети начинают познавать религию, они меньше балуются”. Он обратил внимание и на тот факт, что в последние годы религия зачастую берется на вооружение террористами.

“Одна религия начинает превосходить другую, а мы своим молчаливым согласием даем им повод использовать это. Эти моменты необходимо знать и вовремя пресекать”, – убежден муфтий.

Со своей стороны главный раввин России Берл Лазар Б.Лазар заявил, что “очень благодарен министерству образования, что оно нашло такое решение, которое уважает духовность каждого ребенка, каждой семьи”.

“Не менее важно духовное воспитание в армии. В армию приходит юноша, а выйти должен самостоятельный мужчина. Здесь без воспитания, без основных моральных ценностей не обойтись. Там, где такого воспитания нет, возникают межнациональные конфликты, появляются разрушительные идеи ксенофобии и экстремизма”, – констатировал главный раввин.

Он выразил уверенность в том, что прошедшая встреча с президентом даст всем “новый импульс в работе – чтобы новое поколение граждан России росло более здоровым”.

Венец серьезной дискуссии

Решения президента России Дмитрия Медведева поддержать изучение в школах предметов по основам религий и введение в армии института капелланов послужат укреплению межнационального и межрелигиозного согласия в обществе, убеждены в Московском патриархате.

“Очень радует, что благодаря тщательному согласованию позиций эти решения удовлетворяют интересам практически всех мировоззренческих и религиозных групп, реально представленных в нашем обществе”, – сказал “Интерфакс-Религия” глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя итоги состоявшейся встречи Д.Медведева с российскими религиозными лидерами.

Отец Всеволод отметил, что объявленные главой государства решения “венчают собой очень серьезную дискуссию”, которая велась в российском обществе по вопросу преподавания в школе знаний о религии и присутствия духовенства в Вооруженных силах. По словам священника, “эти решения были приняты в ответ на совместное обращение руководителей крупнейших религиозных общин, и их принятие стало возможным благодаря совместной работе, которую вместе вели администрация президента и религиозные деятели нашей страны”.

“Неслучайно руководители крупнейших религиозных общин совместно обратились к президенту с набором общих предложений (по изучению религии в школах и духовенству в армии – “ИФ”), и президент предложил такую модель их реализации, которая была единодушно поддержана религиозными лидерами России”, – подчеркнул отец Всеволод.

Он выразил надежду, что предложенные президентом эксперименты по преподаванию в ряде регионов основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики и по введению в Вооруженных силах института воинских и флотских священнослужителей “позволят нашему обществу увидеть, что присутствие религиозной культуры в школе и духовенства в армии – это естественная и нормальная для современного общества вещь”.

Данные “масштабные эксперименты”, считает представитель Московского патриархата, должны продемонстрировать, “что та практика преподавания религиозной культуры и присутствия духовенства в армии на волонтерской основе, которая уже сложилась во многих регионах, достойна не только сохранения, но и развития”.

“Тем более что модель, предложенная президентом и основанная на принципе свободного выбора, давно утвердилась в большинстве стран Европы и мира и везде способствует не только нравственному воспитанию людей, но и укреплению межрелигиозного и межнационального согласия и сотрудничества”, – отметил отец Всеволод.

Источник: Интерфакс, фотографии Пресс-службы Московской Патриархии

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!