Путевые заметки православных журналисток

Представляем вниманию читателей работы студенток Лаборатории Удаленного Доступа факультета журналистики РГСУ православной журналистики в Малоярославце.

В паломничество с молитвой

Прохладное майское утро, воскресение. Повсюду цветет душистая сирень. Настоятельница нашего монастыря игумения Николая благословила нас на паломничество в с. Клыково (Козельский район)вСпаса Нерукотворного Пустынь.

Мы – это студенческая группа факультета журналистики (направления церковная журналистика) Российского Государственного Социального Университета, а именно – первый курс лаборатории удаленного доступа, открытой в 2011 году при Свято-Никольском женском монастыре г. Малоярославца. В паломничество с нами поехали еще две монахини, одна из которых была за рулем микроавтобуса. Несколько девочек из приюта «Отрада», действующем при нашем монастыре, также отправились в это путешествие.

В этот день, 13 мая 1997 года почила блаженная старица схимонахиня Сепфора.Матушка при жизни помогала многим, приходившим к ней за советом и наставлением,но и по смерти она не оставляет своих духовных чад, подавая помощь всем, с верою приходящим поклониться ее могилке, и попросить заступничества перед Богом.

* * *

Как только наш микроавтобус выехал за монастырские ворота, мы запели радостное «Христос Воскресе» – Часы Пасхи,а затем и Акафист Святителю Николаю, без чего трудно представить любое паломничество. Дорога предстояла довольно долгая, поэтому мы успели еще прочитать вслух жизнеописание матушки Сепфоры и проникнуться духом ее наставлений.

Примерно через три часа пути мы остановились у ворот Пустыни Спаса Нерукотворного. Это действующий мужской монастырь. Сегодня сюда приехало много паломников, не только из Калужской епархии, но и из других областей.

Литургия еще не началась, и поэтому мы направились прямо к месту захоронения старицы Сепфоры. Там была небольшая очередь. Все благоговейно, в молчании подходили и целовали крест, касались рукой земли, прикладывались к мраморной плите с барельефным изображением блаженной, похожим на объемную икону. Могилка находится около храма с южной стороны, а памятная плита с изображением Матушки расположена прямо у стены храма.Подойдя ближе, мы дружно запели Стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!»

Тем временем в храме началась служба. Храм был переполнен молящимися. Все они приехали почтить память Матушки Сепфоры, помолиться на месте ее упокоения. Мы пробрались к самой солее, начиналась Божественная Литургия: «Благословенно Царство Отца И Сына И Святаго Духа…»

Гл. 2. Домик матушки Сепфоры

В конце службы, после «Отче наш», отец Михаил сказал, чтобы все после причастия выходили на улицу, так как потом будет крестный ход и затем сразу панихида. Наши дети причастились, и мы тоже вышли из храма, а чтобы долго не стоять, решили зайти в домик, где раньше жила матушка Сепфора. Еще при жизни на вопрос келейницы, почему Матушка живет в мужском, а не в женском монастыре, схимонахиня отвечала: «Я по велению Пресвятой Богородицы здесь. Мне было во сне такое видение…я скорбела, что мне, схимнице, придется умереть в миру, а Она мне сказала: «Ты в миру не умрешь, ты умрешь в монастыре в Клыкове».

***

Весной 1993 года матушка Сепфора посетила Оптину Пустынь. Там она познакомилась с будущим настоятелем Клыковского монастыря. Когда он подошел к ней под благословение, матушка сказала: «А нам с тобой вместе жить». Немного помолчав, добавила: «А пока бегай, бегай!…» Через несколько лет матушка действительно оказалась в Клыково, в этом домике, куда мы зашли.

***

Маленький деревянный домик, всего 4 комнаты, все очень скромно, в келье, где жила Матушка, все осталось так же, как и было: уголок с иконами и кровать. На столе лежит фотография, которая после смерти матушки Сепфоры начала мироточить. Приходящие паломники прикладывались к ней, а трудница мазала всех маслом из лампадки, после чего все выходили на улицу. Когда мы вышли, крестный ход уже начался. Мы тоже присоединились, на улице было прохладно, поэтому, когда батюшка кропил водой, хотелось прятаться, чтоб не замерзнуть еще больше, а остальные люди, наоборот, просили, чтобы отец Михаил еще покропил.

По окончании крестного хода, все остались на улице, так как сразу началась панихида Преображенский храм. Раньше на этом месте его никогда не было

Гл. 3. У могилки блаженной старицы

Крестный ход плавно перешел в панихиду. Для этого на улице, рядом с храмом, установили возвышенную площадку (для священнослужителей), микрофоны и колонки. Люди могли спокойно, не толкаясь, стоять и, главное, все слышать и участвовать в молитве. Мы стали рядом с могилкой.

Панихиду служили «пасхальным» чином. Пели Пасхальный канон и «Христос Воскресе», отчего было не грустно, но радостно. Ведь смерть побеждена Христом. По окончании панихиды настоятель монастыря отец Михаил обратился к людям с проповедью:

«Многие из нас ощутили на себе силу молитв блаженной старицы, и мы не сомневаемся в святости матушки, – говорил отец настоятель. – Но в Церкви есть правила, согласно которым канонизировать можно не раньше, чем через 40 лет после смерти. Поэтому не нужно задавать вопросы «почему не продаются акафисты?» и т. п. Всему свое время. И второе. Все кладут к могилке разные бумажечки, записки. А зачем? При жизни матушка Сепфора говорила мне: «Если тебе что-то будет нужно, подойди к могилке и говори со мной, как с живой». А традиция с записочками – это маловерие, это неправильно …»

Пора было уезжать. Перед отъездом мы с детьми пошли еще раз поклониться блаженной старице. Пока дети фотографировались, к могилке подошел иеромонах служить литию.

Батюшка читал молитвы, а мы пели. Стали подходить и другие люди. Так, мы вместе еще раз послужили и поблагодарили блаженную матушку Сепфору. Слава Богу за все!

Нельзя не упомянуть про палочку матушки Сепфоры. К матушке, еще при жизни, стали стекаться люди. Кому-то она помогала советом, кому-то – молитвой, а еще каждого приходящего матушка слегка ударяла своей небольшой палочкой. По ногам – чтобы ноги по путям Божиим ходили. По рукам – чтобы делали добрые дела … Некоторые люди чувствовали, что их боль отступала, если матушка постучит по больному месту.

Сейчас палочка храниться в домике матушки, но ежегодно, в этот день, ее выносят в храм.

Гл. 4. Трапеза.

Трапезный корпус

Продолжением богослужения является трапеза. К этому времени мы очень проголодались, потому что была длинная благодатная служба, крестный ход, панихида, поклонение на могилке матушки Сепфоры. После панихиды игумен монастыря о. Михаил в своей речи пояснил дальнейшую программу дня. По окончании панихиды была устроена трапеза, для всех, кто пришел поклониться матушке Сепфоре. В этот день в монастырь приезжает очень много людей. Все сразу в трапезный корпус поместиться не могут, поэтому были предложены вторая трапеза, для тех, кто может подождать, и фуршетные столы на улице для тех, кто спешит.

Когда народ немного разошелся, так как на улице было прохладно, мы решили зайти в корпус, что бы немного согреться. Как только мы зашли в здание, нас сразу пригласили в трапезную. За трапезой чтения не было, что для нас показалось немного удивительным. По окончании трапезы игумен монастыря о. Михаил сказал слово, в котором представил гостя обители – игумена монастыря о. Георгия в городе Мещовске и поблагодарил его за дружественную поддержку.

После трапезы мы взяли благословение у игумена монастыря о. Михаила. Перед тем, как уезжать, мы пошли на могилку помолиться и поклониться матушке Сепфоре. Поклонившись и сделав несколько фотографий, мы уже хотели уходить, но вдруг пришел батюшка и стал сл жить литию. Помолившись на литии, мы еще раз поклонились матушке Сепфоре. Затем зашли в храм, приложились к святыням обители и отправились дальше.

Не очень хотелось уезжать, но нас еще ждала дорога в Оптину пустынь.

Благословенная Оптина

матушка сепфора

Неожиданно осуществилось мое давнее желание. Наша студенческая группа Российского Государственного Социального Университета отделения церковной журналистики отправилась в паломническую поездку в Оптину Пустынь. Только подходя к воротам монастыря, мы уже чувствовали радушное дыхание благодати.

Оптина пустынь – монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области. По преданию, основан в конце XIVвека раскаявшимся разбойником по имени Опта, в иночестве — Макарий. До XVIII века материальное состояние монастыря было тяжелым. В нем было всего два монаха – оба глубокие старики. В конце века здесь стали селиться «пустынники» – люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал заведовать «старец» (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

***

Дружелюбие проявлялось во всем. Оптина, безусловно, ждала нас. Даже строгий охранник разрешил нам припарковать наш автобус на территории.

Дорога к главному входу в обитель

Тишина вокруг.

Зашли в храм Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для обретенных 1998 г. святых мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Варсонофия, Анатолия, Иосифа. Святые мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих.

Многолюдное пение. Торжественно соборно поется акафист преподобным старцам Оптинским. Мы прикладываемся к святым мощам и каждый просит святых угодников Божиих о чем-то своем.

***

На улице шел дождь, но даже он был гостеприимным. Мы прошли к часовне Воскресения Христова. Здесь погребены новомученики. На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». В честь убиенных монахов построена эта часовня.

Здесь мы поклонялись новомученикам у их могил под величественное пение сестер стихир Пасхи на русском и греческом языках. Все маленькое пространство наполнилось звучанием хвалящих Господа голосов. Люди оживились и радовались вместе с нами.

Воскресенская часовня в честь новомучеников

При выходе из храма к нам подошла женщина и рассказала о чуде, произошедшем с ней. Однажды они с мужем впервые отправились поклониться новомученикам. Они ехали летом по ночной пустой дороге, читали акафист. Вдруг машину резко развернуло и отбросило на край дороги к обрыву. Она встала перпендикулярно пропасти, и семейная пара оказалась в плену собственного автомобиля, который в любую минуту мог сорваться с обрыва. Надежды на помощь не было. Неожиданно темноту прорезали фары подъехавшего грузовика. Из него вышло трое мужчин, что тоже необычно, т.к. в таких машинах ездят по двое. Они вытащили женщину, а мужу сказали не двигаться. Руками переставили зависшую над пропастью машину. Женщина бросилась к мужу, и они решили отблагодарить своих освободителей, но те исчезли также внезапно, как и появились. Семья доехала до Оптиной и рассказала настоятелю о том, что они пережили в пути. Настоятель показал им фотографии святых иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима, в которых муж и жена узнали своих спасителей. С тех пор вся семья частые паломники в святой обители.

После краткого пасхального молебна у могилок новомученников, мы пошли поклониться святым Оптинским Старцам, мощи которых частично находятся в Казанском храме. Этот, самый большой храм в Оптиной Пустыни, был построен в 1811 году, в годы революции – разрушен. В 1996 году его восстановили и освятили.

В храме имеются три престола: центральный — в честь Казанской иконы Божией матери; северный — в честь святых великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный – Кресто-воздвиженский. Силами монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.

Здесь находятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I, которые покоятся под спудом.

Подходя к мощам Старцев, чувствуешь сильное благоговение и трепет, а, главное, обретаешь веру, что по их молитвам Господь поможет.

В храме проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.

Преображенский храм

Так как времени на наше паломничество у нас осталось совсем немного, мы зашли в небольшой храм в честь Преображения Господня. Это совсем новый храм, раньше на этом месте его никогда не было. Храм был заложен в августе 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. В 2007 году его освятил наместник обители – архимандрит Венедикт.

Со стороны кажется, что это совсем маленький храм, будто игрушечный, но внутри довольно большой. Здесь находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко), а также камень с горы Фавор.

В храме всем желающим можно набрать святой воды, купив специальную для этого бутылочку с надписью «Оптина Пустынь».

Несколько раз в неделю здесь совершается Литургия, и служатся водосвятные молебны.

Вот и подошло к концу наше паломничество, но как можно его завершить, не побывав в Иоанно-Предтеченском скиту!

Вот идем мы по тенистой аллеи, ведущей в скит. Сразу представляется, как здесь ходили великие Старцы и освящали эти места своей молитвой за весь мир.

В сам скит мы не попали, он был на реставрации, но унывать не стали, прогулка по окрестностям скита доставила нам большое удовольствие. Мы от всей души благодарили Бога и Святых Оптинских Старцев за такое чудесное паломничество.

Святые старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Восхождение на Синай

Путь на Синай очень не прост. Не прост, как духовно, так и физически, потому что в это святое место не каждому суждено попасть.

Эта Библейская история известна всем с детства: во время сорокалетнего странствия евреев по пустыне Моисей получил от Господа Скрижали Завета. Так же Синайская гора известна тем, что Ангелы перенесли туда тело Святой Великомученицы Екатерины. Позднее мощи были обретены на самой вершине горы. Часть мощей (глава и десница) находится внизу в монастыре Святой Екатерины, и каждый день выносится из алтаря для поклонения. Именно по этой причине паломники стараются посетить это святое место.

Мне казалось это непреодолимым, потому что гора очень высокая и крутая.

В начале пути подъем был не так ощутим, так как дорога к вершине идет вокруг горы. Весь путь занимает три часа, и последние сорок минут подъем идет по крутым, высоким ступеням.

Подъем начался в два часа ночи. Когда мы поднимались на гору, было такое чувство, что я поднимаюсь одна, что вокруг меня никого не существует. Только я и Бог. Но вдруг я наткнулась на что-то твердое и, в тоже время мягкое и пушистое. Присмотрелась, сначала увидела ногу, а потом и самого верблюда. Оказывается, что вокруг меня очень много верблюдов, которые тоже идут на вершину Святой Горы, и помогают подняться тем, кому трудно идти пешком. Если посмотреть по сторонам, то в темноте можно разглядеть много движущихся огоньков – по другим дорожкам тоже поднимаются люди самых разных национальностей. Всех нас объединяет одна цель: обязательно дойти и встретить восходящее солнце.

Во время пути мы делали остановки для того, что бы отдохнуть и прийти как раз к рассвету. Во время отдыха было холодно, так как на Синае ночи холодные, а дни жаркие. По дороге нам рассказали, что тропа, по которой мы идем, легкая, потому что есть еще Монашеская тропа, которая короче и состоит из одних ступенек.

Вот мы достигли вершины горы. Солнца еще не было видно. Через несколько минут показались первые лучи. В душе все трепещет! Это единственное в мире место, где бывает такой красивый рассвет. При виде его, в душе вспоминаются слова из Славословия – «Слава Тебе, показавшему нам свет».

___________________________________

Первый в России вуз, в  котором готовят кадры для  православной журналистики на базе РГСУ, открылся год назад. Проект был абсолютно  новаторским – никогда раньше в системе высшего образования  России не обучали журналистов

православной специализации.

«Обычно журналисты, которые  работают в православных СМИ, знают, о чем рассказать читателям, но при  этом не всегда располагают необходимым  для работы мастерством, — отмечает директор отделения Елена Зелинская. — «В свою очередь профессиональные журналисты светских изданий не имеют  необходимых знаний богословия. Перед  нами стоит амбициозная задача: подготовить специалистов, которые были бы с одной стороны специалистами в области православия, а с другой стороны – профессиональными журналистами. Наши студенты прошли практику на радиостанции «Маяк», на телевидении, регулярно изучают работу православных порталов, посещают экскурсии. С ними работают, например, такие специалисты, как известный православный журналист Сергей Чапнин и руководительница радиостанции «Орфей» Ирина Герасимова».

Методики и образовательные  курсы составлялись с нуля. Над  этим работали ведущие преподаватели  столичного РГСУ и филиала университета в Обнинске, богословские дисциплины читают священники Калужской епархии. Занятия проходят в учебных корпусах приюта «Отрада». Однако в будущем году при поддержке руководителей Калужского региона планируется перебраться в собственные образовательные площади в Малоярославце.

Справочная информация

Очная форма обучения – 4 года.

Основа обучения: бюджет и контракт.

Проживание на территории монастыря (при необходимости).

Стипендия выплачивается  по итогам экзаменов.

По окончанию бакалаврской программы выпускники получают диплом государственного образца по специальности  Журналистика (бакалавр) (031300.62)

Выпускники имеют возможность  продолжить обучение в аспирантуре  РГСУ.

Основные дисциплины: Журналистское  мастерство, Основы творческой деятельности, Богословские дисциплины, Техника и  технология СМИ, Технические средства журналистики, Стилистика и литературное редактирование, Компьютерный набор  и редактирование, Организация работы пресс-службы, Организация работы редакции, Книгоиздательское дело.

 

Условия поступления (2012-2013 уч.год):

Сдача документов с 20.06.2912 по 05.07.2012

Ксерокопия паспорта

Оригинал документа государственного образца об образовании

Оригинал свидетельства  о результатах ЕГЭ (профильные предметы русский язык и литература)

Оригинал документа, дающего  по законодательству Российской Федерации  право на льготы при поступлении  в вуз (при наличии льгот)

6 фотографий (матовые, 3*4)

 

Вместе с указанными документами абитуриент подает заявление.

Собеседование.

Сдача вступительных экзаменов  по предметам:

Русский язык (по результатам  ЕГЭ)

Литература (по результатам  ЕГЭ)

Творческий экзамен (06-07.07.2012)

 

По всем возникающим вопросам поступления и обучения обращаться к Директору учебно-научной Лаборатории:

Череховской Лидии Сергеевне, 8 985 152-65-02; lch@inop.ru

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: