В антикафе с епископом

Сорок дней мы готовились к Рождеству. Собственно, для этого и придуман пост – период очищения в подготовке к чему-то очень важному и уникальному в духовном отношении. Пост – трудный и радостный путь к желанной цели. А на каждом пути, особенно трудном, надо делать остановки. Перевести дух, посмотреть на карту, свериться с маршрутом. В Якутской епархии такие паузы решили делать по воскресеньям, что логично: день особой радости, «малая Пасха», пост ослабевает. А вот духовная жизнь сосредотачивается – главная литургия недели совершается в этот день. Сейчас уже третий день святых Рождественских дней. Помогли ли воскресные беседы о Боге встретить Рождество Христово? Наверное, помогли. Сужу по своему опыту.

Православное антикафе

Самовар, карамельки, домашнее печенье, приглушенный свет и вышитые салфеточки на столиках. На полках – книги: начала православной веры, якутско-русский словарь, психология, даже немного фантастики. За окном – стремительно синеющий северный вечер с исчезающим в сумерках деревянным храмом.

Люди сидят за столом и неспешно беседуют о милосердии и христианском отношении к смерти.

Так проходит первая предрождественская «Встреча с епископом» в антикафе «Трапезная» при Спасском мужском монастыре в Якутске.

Небольшое отступление.

«Трапезная» при старейшей обители Дальнего Востока родилась в сентябре 2014 года. Появление такого сугубо «мирянского» заведения на монашеской территории неудивительно: исторически монастырь был «миссионерским» – при нем существовала школа для обучения детей коренных народов грамотности и началам православной веры, миссионерское служение несли все насельники.

«Трапезная» – это не абсолютно новый проект: например, в Пятигорской епархии такое антикафе открылось несколькими месяцами раньше. Концепция заведения проста: встречаемся и общаемся у самовара – никакого навязчивого воцерковления. Неудивительно, что якутское антикафе уже стало любимым в городе местом общения молодежи.

Кулинарные мастер-классы и уроки игры на хомусе, курсы Photoshop и английский язык для начинающих, встречи с интересными людьми и киноклуб, библейские чтения и беседы со священником, – за год у «Трапезной» накопился опыт добрых и полезных мероприятий. Неделю назад посетители антикафе угощали американского футболиста, чуть раньше – учились крутить суши, печь австрийский штрудель и заваривать чай по-английски (кстати, в Якутии, как и в Англии, пьют чай с молоком) под руководством гостей из, соответственно, Японии, Австрии и Великобритании – мероприятие так и называлось: «Кросс-культурное чаепитие».

А вот регулярных встреч с архиереем здесь пока не было, хотя епископа Якутского и Ленского Романа в необщительности заподозрить довольно сложно – по крайней мере, во время своих многочисленных поездок по удаленным поселкам он нередко замечает, что встретился с восьмьюдесятью – девяноста процентами жителей. Беседы воскресными вечерами в период Рождественского поста – такой формат предложил сам владыка Роман.

IMG_2797

Епископ Якутский Роман

Почему безумный богач безумен?

Встреч получилось пять. Темы иногда предлагалась ведущим, иногда – гостями. В центре беседы оказывалось чтение из Евангелия или Апостола, причем владыка цитировал по современному переводу Библии. Так, первая встреча началась с чтения притчи о безумном богаче.

– Как бы вы сформулировали суть этой притчи? – архиерей поднимает глаза от книги.

– Этот человек забыл о смерти, – говорит художница Наталья.

– Этот человек забыл о ближних, – парирует школьник Миша – алтарник, прихожанин монастыря.

– Вот смотрите, как интересно: молодость жаждет действия, помощи окружающим людям, а зрелость ищет аскетики, размышлений о вечном, – резюмирует владыка.

Разговор продолжается. Семинарист Виталий неожиданно сравнил заинтересованного исключительно в сохранении и приумножении своего имущества богача, ни много ни мало, с Иудой. Соглашаюсь.

Мне безумный богач напоминает персонажа из другой притчи, о богаче и Лазаре – тот тоже не думал ни о смерти, ни о страдающем рядом с ним нищем. Но по сути-то, действительно – если мы не видим чужих страданий, проходим мимо них, погруженные в мысли о своем благополучии – мы предаем ближних. А учитывая то, что за каждого из нас пострадал Христос – каждый страдалец, неимущий, убогий носит в себе Его частичку. Выходит, в каждом таком случае мы предаем Христа.

Так беседа выходит на тему о помощи ближнему. В суровой Якутии она не теряет насущности: несмотря на то, что по природным богатствам это один из самых перспективных и успешных регионов Дальнего Востока, здесь все еще приходится сталкиваться с бедностью, порой ужасающей. Возможно, это связано как раз с тяжелыми климатическими условиями.

Стандартный ответ в соцопросах на тему материальной обеспеченности: «Деньги на еду есть, покупка одежды вызывает затруднения» – здесь просто не подходит. Кусок хлеба можно попросить у соседей, но без сапог в пятидесятиградусный мороз ты не переживешь и недели. И вот в один далеко не прекрасный день многодетная мама заплачет, потому что муж уехал на заработки, а детей нечем накормить уже сейчас…

У любого нравственно здорового человека такие ситуации вызывают даже не сочувствие, а оторопь, граничащую с отчаянием. Беда, когда видишь ее близко, кажется неподъемной.

Встреча с епископом Романом позволила проговорить очевидные вещи: мы должны просто отзываться на чужую боль, уметь делиться…

Первая встреча была самая немноголюдная. Но – позволю себе субъективное суждение – она же была и весьма полезная в нравственном отношении. По крайней мере, мне достоверно известно, что несколько человек пошли и оказали посильную помощь одиноким семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях в предпраздничные дни.

IMG_2778

«Божьи люди»

Через неделю антикафе было заполнено. Возможно, дело в том, что в тот день было существенно теплее, а возможно, сработало «сарафанное радио».

Задать краткий вопрос архиерею в Якутске несложно – после воскресной литургии в кафедральном соборе он обычно неспешно проходит к выходу, благословляя всех желающих, но на длительную беседу времени не хватает. Воскресные «Встречи» дают такую возможность.

Вторая беседа стала продолжением первой и по предложению владыки была посвящена христианской любви – той самой, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего – и никогда не перестает. Той самой любви, без которой все чудеса и знамения – ничто.

– Такой любви мы должны учиться в Церкви, – призывает ведущий.

Примеры – перед глазами, в истории и современности.

Перед гостями лежат книги «Божьи люди». Это вторая часть серии «История Православия в Якутии» – проекта, аналогов которому в российских регионах пока нет.

Над проектом по благословению епископа Романа работает историк, журналист и писатель Ирина Дмитриева с коллегами. «Божьи люди» писались совместно с якутским историком, специалистом по истории Православия в регионе Инной Юргановой. Книга посвящена деятельности Церкви в Якутии периода с середины XIX века по 1917 год. То есть – со времени деятельности святителя Иннокентия Московского до начала Гражданской войны.

Почему именно миссионеры, меценаты, священники этого времени приводятся в пример деятельной христианской любви, участникам встречи понятно. Условия жизни на Севере и сегодня, когда есть электричество, самолеты, теплые автомобили, значительно менее комфортны, чем в средней полосе, а уж тогда мотивации идти проповедовать Слово Божье или трудиться во имя Христа и Его Церкви в эти края было еще меньше. Жалованье высоким не было. Меценат не мог рассчитывать «отбить» свои пожертвования. Основной движущей силой была любовь.

IMG_2809

Нужен ли мирянину духовник?

Следующие две темы предложили гости – исповедь и духовник. Владыка рассказал о чинопоследовании исповеди, а потом – о подготовке к таинству покаяния. Опирался архиерей на советы наших великих современников:

Митрополит Антоний Сурожский советовал: если человек только начинает путь примирения с Богом, то надо определить, за какой грех наиболее стыдно – и начать с него.

Это была самая многолюдная встреча. Гости – люди в основном уже воцерковленные или активно воцерковляющиеся – особенно живо обсуждали проблемы мелкого греха, спрашивали, как замечать в себе грехи, как преодолеть осуждение, зависть, грехи повторяющиеся, что делать со врожденной склонностью ко греху – например, гневливости…

Владыка отвечал подробно и вдумчиво, ссылаясь на классических учителей аскетики и собственный опыт, но неизбежно подходил к теме личного духовного руководства, без которого любые назидательные советы превращаются в общие слова:

– Духовник человеку необходим. Это как семейный врач – он знает, что творится в душе чада, какие в ней происходят изменения.

– А если отношения с духовником не складываются? Нет, он не плохой человек – просто характерами не сошлись? – тут же рождается следующий вопрос.

– Конечно, вы имеете право поменять духовника! – епископ высказывает почти революционную мысль. – Спокойно и без ссоры, честно сказать: «Батюшка, прости, мне с тобой сложно».

IMG_2795

Уже после завершения беседы о духовничестве (в этот раз гости даже после заключительной молитвы не отпускали ведущего почти час) владыка заметил, что вопрос-то – сложный, и не только в связи с тем, что на Севере до сих пор священники есть далеко не в каждом населенном пункте. Он просто мало разработан для мирян.

– Например, отец Александр Шмеман считал, что духовное руководство мирянину не нужно, что даже исповедь предпочтительнее общая, – епископ Роман отца Александра уважает, цитирует в проповедях, рекомендует читать, но в данном вопросе не соглашается. – А как человеку без исповеди? Разве помыслы мучают только монахов?

Приходим к выводу, что тему надо будет обсудить еще раз, более глубоко и подробно. Может, в формате интервью, с заранее подготовленными вопросами.

***

На последней встрече говорили о праздниках – Рождестве, Святых днях, Крещении Господнем. Основная мысль беседы – любая традиция, от рождественского стола до крещенского купания – без богословия и богослужения становится пустой.

– Зовите людей в храм! – призвал епископ Роман. – Это обязанность каждого христианина – поделиться радостью и светом нашей веры с ближним!

Праздник наступил. Нам есть, чем поделиться?


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Фавор на Индигирке

Как освящали храм в селе за Полярным кругом

Тиксинский дневник

Мы застряли в Тикси. С двумя архиереями. Дня на три минимум. Ветер, самолеты не летят. Очень…

Непознаваемая Якутия

Якутия огромна и непознаваема. В ней надо всю жизнь прожить, чтобы ее узнать!