В антикафе с епископом

Сорок дней мы готовились к Рождеству. Собственно, для этого и придуман пост – период очищения в подготовке к чему-то очень важному и уникальному в духовном отношении. Пост – трудный и радостный путь к желанной цели. А на каждом пути, особенно трудном, надо делать остановки. Перевести дух, посмотреть на карту, свериться с маршрутом. В Якутской епархии такие паузы решили делать по воскресеньям, что логично: день особой радости, «малая Пасха», пост ослабевает. А вот духовная жизнь сосредотачивается – главная литургия недели совершается в этот день. Сейчас уже третий день святых Рождественских дней. Помогли ли воскресные беседы о Боге встретить Рождество Христово? Наверное, помогли. Сужу по своему опыту.

Православное антикафе

Самовар, карамельки, домашнее печенье, приглушенный свет и вышитые салфеточки на столиках. На полках – книги: начала православной веры, якутско-русский словарь, психология, даже немного фантастики. За окном – стремительно синеющий северный вечер с исчезающим в сумерках деревянным храмом.

Люди сидят за столом и неспешно беседуют о милосердии и христианском отношении к смерти.

Так проходит первая предрождественская «Встреча с епископом» в антикафе «Трапезная» при Спасском мужском монастыре в Якутске.

Небольшое отступление.

«Трапезная» при старейшей обители Дальнего Востока родилась в сентябре 2014 года. Появление такого сугубо «мирянского» заведения на монашеской территории неудивительно: исторически монастырь был «миссионерским» – при нем существовала школа для обучения детей коренных народов грамотности и началам православной веры, миссионерское служение несли все насельники.

«Трапезная» – это не абсолютно новый проект: например, в Пятигорской епархии такое антикафе открылось несколькими месяцами раньше. Концепция заведения проста: встречаемся и общаемся у самовара – никакого навязчивого воцерковления. Неудивительно, что якутское антикафе уже стало любимым в городе местом общения молодежи.

Кулинарные мастер-классы и уроки игры на хомусе, курсы Photoshop и английский язык для начинающих, встречи с интересными людьми и киноклуб, библейские чтения и беседы со священником, – за год у «Трапезной» накопился опыт добрых и полезных мероприятий. Неделю назад посетители антикафе угощали американского футболиста, чуть раньше – учились крутить суши, печь австрийский штрудель и заваривать чай по-английски (кстати, в Якутии, как и в Англии, пьют чай с молоком) под руководством гостей из, соответственно, Японии, Австрии и Великобритании – мероприятие так и называлось: «Кросс-культурное чаепитие».

А вот регулярных встреч с архиереем здесь пока не было, хотя епископа Якутского и Ленского Романа в необщительности заподозрить довольно сложно – по крайней мере, во время своих многочисленных поездок по удаленным поселкам он нередко замечает, что встретился с восьмьюдесятью – девяноста процентами жителей. Беседы воскресными вечерами в период Рождественского поста – такой формат предложил сам владыка Роман.

IMG_2797

Епископ Якутский Роман

Почему безумный богач безумен?

Встреч получилось пять. Темы иногда предлагалась ведущим, иногда – гостями. В центре беседы оказывалось чтение из Евангелия или Апостола, причем владыка цитировал по современному переводу Библии. Так, первая встреча началась с чтения притчи о безумном богаче.

– Как бы вы сформулировали суть этой притчи? – архиерей поднимает глаза от книги.

– Этот человек забыл о смерти, – говорит художница Наталья.

– Этот человек забыл о ближних, – парирует школьник Миша – алтарник, прихожанин монастыря.

– Вот смотрите, как интересно: молодость жаждет действия, помощи окружающим людям, а зрелость ищет аскетики, размышлений о вечном, – резюмирует владыка.

Разговор продолжается. Семинарист Виталий неожиданно сравнил заинтересованного исключительно в сохранении и приумножении своего имущества богача, ни много ни мало, с Иудой. Соглашаюсь.

Мне безумный богач напоминает персонажа из другой притчи, о богаче и Лазаре – тот тоже не думал ни о смерти, ни о страдающем рядом с ним нищем. Но по сути-то, действительно – если мы не видим чужих страданий, проходим мимо них, погруженные в мысли о своем благополучии – мы предаем ближних. А учитывая то, что за каждого из нас пострадал Христос – каждый страдалец, неимущий, убогий носит в себе Его частичку. Выходит, в каждом таком случае мы предаем Христа.

Так беседа выходит на тему о помощи ближнему. В суровой Якутии она не теряет насущности: несмотря на то, что по природным богатствам это один из самых перспективных и успешных регионов Дальнего Востока, здесь все еще приходится сталкиваться с бедностью, порой ужасающей. Возможно, это связано как раз с тяжелыми климатическими условиями.

Стандартный ответ в соцопросах на тему материальной обеспеченности: «Деньги на еду есть, покупка одежды вызывает затруднения» – здесь просто не подходит. Кусок хлеба можно попросить у соседей, но без сапог в пятидесятиградусный мороз ты не переживешь и недели. И вот в один далеко не прекрасный день многодетная мама заплачет, потому что муж уехал на заработки, а детей нечем накормить уже сейчас…

У любого нравственно здорового человека такие ситуации вызывают даже не сочувствие, а оторопь, граничащую с отчаянием. Беда, когда видишь ее близко, кажется неподъемной.

Встреча с епископом Романом позволила проговорить очевидные вещи: мы должны просто отзываться на чужую боль, уметь делиться…

Первая встреча была самая немноголюдная. Но – позволю себе субъективное суждение – она же была и весьма полезная в нравственном отношении. По крайней мере, мне достоверно известно, что несколько человек пошли и оказали посильную помощь одиноким семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях в предпраздничные дни.

IMG_2778

«Божьи люди»

Через неделю антикафе было заполнено. Возможно, дело в том, что в тот день было существенно теплее, а возможно, сработало «сарафанное радио».

Задать краткий вопрос архиерею в Якутске несложно – после воскресной литургии в кафедральном соборе он обычно неспешно проходит к выходу, благословляя всех желающих, но на длительную беседу времени не хватает. Воскресные «Встречи» дают такую возможность.

Вторая беседа стала продолжением первой и по предложению владыки была посвящена христианской любви – той самой, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего – и никогда не перестает. Той самой любви, без которой все чудеса и знамения – ничто.

– Такой любви мы должны учиться в Церкви, – призывает ведущий.

Примеры – перед глазами, в истории и современности.

Перед гостями лежат книги «Божьи люди». Это вторая часть серии «История Православия в Якутии» – проекта, аналогов которому в российских регионах пока нет.

Над проектом по благословению епископа Романа работает историк, журналист и писатель Ирина Дмитриева с коллегами. «Божьи люди» писались совместно с якутским историком, специалистом по истории Православия в регионе Инной Юргановой. Книга посвящена деятельности Церкви в Якутии периода с середины XIX века по 1917 год. То есть – со времени деятельности святителя Иннокентия Московского до начала Гражданской войны.

Почему именно миссионеры, меценаты, священники этого времени приводятся в пример деятельной христианской любви, участникам встречи понятно. Условия жизни на Севере и сегодня, когда есть электричество, самолеты, теплые автомобили, значительно менее комфортны, чем в средней полосе, а уж тогда мотивации идти проповедовать Слово Божье или трудиться во имя Христа и Его Церкви в эти края было еще меньше. Жалованье высоким не было. Меценат не мог рассчитывать «отбить» свои пожертвования. Основной движущей силой была любовь.

IMG_2809

Нужен ли мирянину духовник?

Следующие две темы предложили гости – исповедь и духовник. Владыка рассказал о чинопоследовании исповеди, а потом – о подготовке к таинству покаяния. Опирался архиерей на советы наших великих современников:

Митрополит Антоний Сурожский советовал: если человек только начинает путь примирения с Богом, то надо определить, за какой грех наиболее стыдно – и начать с него.

Это была самая многолюдная встреча. Гости – люди в основном уже воцерковленные или активно воцерковляющиеся – особенно живо обсуждали проблемы мелкого греха, спрашивали, как замечать в себе грехи, как преодолеть осуждение, зависть, грехи повторяющиеся, что делать со врожденной склонностью ко греху – например, гневливости…

Владыка отвечал подробно и вдумчиво, ссылаясь на классических учителей аскетики и собственный опыт, но неизбежно подходил к теме личного духовного руководства, без которого любые назидательные советы превращаются в общие слова:

– Духовник человеку необходим. Это как семейный врач – он знает, что творится в душе чада, какие в ней происходят изменения.

– А если отношения с духовником не складываются? Нет, он не плохой человек – просто характерами не сошлись? – тут же рождается следующий вопрос.

– Конечно, вы имеете право поменять духовника! – епископ высказывает почти революционную мысль. – Спокойно и без ссоры, честно сказать: «Батюшка, прости, мне с тобой сложно».

IMG_2795

Уже после завершения беседы о духовничестве (в этот раз гости даже после заключительной молитвы не отпускали ведущего почти час) владыка заметил, что вопрос-то – сложный, и не только в связи с тем, что на Севере до сих пор священники есть далеко не в каждом населенном пункте. Он просто мало разработан для мирян.

– Например, отец Александр Шмеман считал, что духовное руководство мирянину не нужно, что даже исповедь предпочтительнее общая, – епископ Роман отца Александра уважает, цитирует в проповедях, рекомендует читать, но в данном вопросе не соглашается. – А как человеку без исповеди? Разве помыслы мучают только монахов?

Приходим к выводу, что тему надо будет обсудить еще раз, более глубоко и подробно. Может, в формате интервью, с заранее подготовленными вопросами.

***

На последней встрече говорили о праздниках – Рождестве, Святых днях, Крещении Господнем. Основная мысль беседы – любая традиция, от рождественского стола до крещенского купания – без богословия и богослужения становится пустой.

– Зовите людей в храм! – призвал епископ Роман. – Это обязанность каждого христианина – поделиться радостью и светом нашей веры с ближним!

Праздник наступил. Нам есть, чем поделиться?


Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Фавор на Индигирке

Как освящали храм в селе за Полярным кругом

Тиксинский дневник

Мы застряли в Тикси. С двумя архиереями. Дня на три минимум. Ветер, самолеты не летят. Очень…

Непознаваемая Якутия

Якутия огромна и непознаваема. В ней надо всю жизнь прожить, чтобы ее узнать!

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: