Раздай все?

|

Все мы помним известный евангельский отрывок:

«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).

Вот это самое «раздай всё» является для нас идеалом христианской жизни. Мы примеряем его к себе, понимаем, что нам до него как до луны и огорчаемся, прямо как тот юноша, о котором идёт речь в этом отрывке:

«Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».

Но, по-моему, мотивация такого огорчения бывает порой совсем иной, чем у евангельского юноши. А именно: «раздай всё» воспринимается как идеал этический, то есть относящийся к сфере межчеловеческих отношений. Людям кажется, что именно в этом и заключается высшая справедливость. Мол, нехорошо это, когда у меня есть велосипед, а у Васи нет. Стыдно мне перед Васей и перед своей совестью. Надо, чтобы у меня тоже велосипеда не было, тогда на душе станет легко.

Виталий Каплан

Виталий Каплан

Заметьте – в этой мотивации ни слова о Христе. Здесь только о земном, только о социальном. И ещё здесь очень многое напутано. То есть тут намешаны и идея социальной справедливости, и идеал всеобщего равенства, и обычное человеческое милосердие, которое для христианина необходимо (но всё же недостаточно) – вспомним послание апостола Иакова:

«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2:15-16).

Но тут возникает очевидное противоречие: чтобы давать, нужно иметь. Тот, кто всё раздал, тот уже никому и ничего не может дать «потребного для тела».

Иными словами, нельзя этот евангельский идеал применять к сфере межчеловеческих отношений. В том, что касается ближних и дальних, Евангелие не призывает всё раздать, а призывает к золотой середине. Что у человека есть имущество – то нисколько не грех. Грех – это когда он прикипает душой к своему имуществу (о чём прямо говорит Господь в Евангелии от Марка, где пересказывается тот же эпизод: «Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10:24).

Единственно, зачем нужно «раздать всё» – чтобы это «всё» не мешало следовать за Христом, чтобы не путалось под ногами. Именно такова была, к примеру, мотивация Алёши Карамазова из «Братьев Карамазовых»: «Алеша и сказал себе: “Не могу я отдать вместо “всего” два рубля, а вместо “иди  за  мной”  ходить  лишь  к обедне”». Не о том он думал, как ублажить всех нуждающихся, и уж тем более не о том, как он выглядит в глазах менее обеспеченных людей. Всецелое служение Христу – вот что им руководило.

Но чтобы бросить всё и следовать за Христом – Христа нужно видеть. Либо непосредственно, как тот богатый юноша из Евангелия, либо в сердце своём, на каком-то глубоком мистическом уровне, как многие подвижники и прошлого, и современности. Если встреча со Христом уже произошла – тогда да, тогда надо всё бросить и следовать за Ним. Однако очень часто никакой такой встречи нет, а есть только желание этой встречи, есть умственные построения. Впрочем, не обязательно чисто умственные – человек может и сердцем ощутить благодать Божию, может внезапно осознать и принять истинность Евангелия (как это происходит с большинством тех, кто во взрослом возрасте принимает решение креститься). Однако это ещё не встреча со Христом, как светлеющий под утро горизонт на востоке – ещё не взошедшее солнце.

Но бывает, что люди путают – и решают, что уже пора раздавать всё имение своё и следовать за Тем, о Ком они только-только прочитали в книгах. Сколько можно рассказать историй о пылких неофитах, которые чуть ли не на другой день после крещения ехали в монастырь, мечтая принять постриг! Чаще всего эти истории кончались грустно – люди не готовы были не то что к монашескому подвигу, но и к самой обычной жизни православного христианина.

Мне кажется – иногда причиной таких ошибок становилось неправильное понимание евангельского призыва «раздать имение». Люди, воспитанные советской пропагандой, с детского сада впитавшие представление о необходимости всеобщего равенства и о внешней причине всякого социального зла, проецировали эти свои стереотипы на духовную жизнь христианина. Вместо того, чтобы по мере сил и возможностей помогать нуждающимся, они желали избавиться от стыда перед нуждающимися, а средством избавления от стыда считали «раздачу всего». Умом, может, и понимали, что «улицу не натопишь», что такой раздачей ничьих проблем принципиально не решить, но сердце требовало радикализма. Только вот происходил их радикализм не от Христа. Советское это было, слишком советское.

Мораль очевидна: в духовной жизни не надо делать резких движений. Не пытайся немедленно стать совершенным, не прыгай через все ступеньки лестницы. Для начала просто стань добрым христианином, а там, дальше, если Господь явится тебе и призовёт к совершенству – тогда и раздавай, и следуй. Но не раньше.

Читайте также:

Стать вольным и чистым, как звездное небо

Самый важный вопрос

Уроки с миллиардерами: мнения священников и православной общественности

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Продай, раздай, освободись (+аудио)

Не может быть в человеке двух жизней: ради Бога и ради чего-нибудь земного

Чтобы жертвовать – нужно копить?

Какой секрет веры открывает нам Евангельское чтение о двух господах

Россияне жалуются на неприязнь между богатыми и бедными

За четверть века ситуация никак не улучшилась, полагают участники соцопроса

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: