Слова и проповеди. Рождество Христово

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 45, 2006
Слова и проповеди. Рождество Христово

Слово в неделю святых Праотец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приближаются дни к святому Рождеству Христову, и Церковь сегодня вспоминает Праотцев от Адама и от ближайших к Адаму святых до всемирного потопа и после потопа до начала Пророков.

После рождества Христа Спасителя, особенно после Его проповеди, среди ученых того времени, верующих богословов и среди язычников, враждебно настроенных против христианства, было исполнено то пророчество, где говорилось о Христе Спасителе: “Род же Его кто исповесть”. Поэтому Церковь Христова и вспоминает сегодня Праотцев, а в следующее воскресение святый Матфей точно объяснит по линии земной, по линии человечества — родословие от Авраама и до самого рождения Спасителя Христа.

А сегодня Церковь предваряет это событие святыми Праотцами. Сегодня апостол Павел рекомендует держаться своей линии всем христианам, держаться той линии, которой держались Праотцы святые — праведности: без закона жили паче, нежели в законе. И святый апостол Павел сегодня подтверждает и напоминает, чтобы люди держались тех возвышенных качеств, законов естественных духовных, которыми жили святые Праотцы. Закон благодати начертан на скрижали сердца, ибо всяк человек есть Божие создание. (Впоследствии сказали, что всяк человек или душа человеческая есть христианка.)

В сегодняшний день очень реально выступает жизнь святого праведного Иосифа, сына патриарха Иакова, которая является примером для всего человечества, как прежде, так особенно теперь.

Иосиф был самым меньшим и любимым сыном патриарха Иакова. И необыкновенные сны он видел: в поле все снопы его снопу кланялись и само солнце и луна ему кланялись. И очень не нравилось это отцу и матери, и особенно старшим братьям его. Отец всегда держал Иосифа при себе и одевал его в красивые ризы, паче нежели других своих сыновей. Иосиф возрастал в красоте и разуме. Библия говорит, что однажды отец послал его далеко в поле навестить его братьев и отнести им гостинцы. А братья, когда увидели его издалека, решили его уничтожить, этого сновидца. Неужели мы, и отец, и мать будут ему кланяться?! Неужели он господином будет над нами?! И решили убить его. Но один из более разумных и более богодухновенных братьев, Рувим, сказал: “Нет, мы не должны проливать крови брата своего, мы не должны руки возлагать на него, а мы его в ров опустим, и во рве он сам умрет от голода”. И взяли веревки, и опустили его в ров. Он очень плакал, он умолял братьев своих. Но братья оставались черствыми и холодными, жестоковыйными были его братья. А потом — идут, идут обозы в Египет — измаильтяне едут, купцы, которые покупали живой товар. Тогда братья решили: “Неужели смерь брата будет на нашей совести? Правду ты сказал, Рувим. Давайте вынем его изо рва и продадим этим купцам в Египет. А одежду его снимем, окрасим кровью козленка, которого мы заколем сегодня к трапезе, и скажем отцу, что нашли ризу сына любимого и нашего брата. Вероятно, его растерзали звери”.

И продали они Иосифа измаильтянам, которые купили его за двадцать сребренников, и повели в Египет, в главный город. Там они продали его царедворцу фараонову, начальнику царской охраны. И тот взял его в свой дом: белого, красивого, с красивым станом, с красивыми глазами, с умными мозгами, со спокойным взором, со спокойными грациозными манерами. И он, как раб, исполнял всякие работы, которые ему приказывали. И заметил господин, что благодать Божия в руках этого молодого еврея. Заметила и его жена, что очень умен этот человек. И заметил господин, что человек этот честный, и поручил ему большое поручение. Он ему поручил все, кроме своей жены. Иосиф с благоговением исполнял все свои обязанности. И такое счастье сыпалось на хозяйство Потифара, и благодать, и мир, и покой, и радость были в сердце господина и всех окружающих слуг. Но сатана заполз в сердце госпожи и вложил ей искушение к этому слуге, еврею Иосифу, вложил ей страсть, запрещенную в союзе семейном, в союзе супружеском. И сердце ее разгоралось страстной любовью к Иосифу. И не раз она, воспламенясь, склоняла его на запрещенный грех, и не раз она его задерживала во внутренних покоях под предлогом дела и некоторых поручений. И в конце концов она решилась сделать то, что совсем запрещалось и политическим законом. Она потребовала от него остаться с ней в спальне. Иосиф ей сказал, что он Господа Бога Вседержителя чтит, почитает и боится нарушить волю Его. Он ей сказал, что почитает господина своего, что он верный раб и слуга. И, поклонившись ей, сказал: “Ты, госпожа моя, неприкосновенное лицо”. Тогда она, как часто делают женщины, которых воля не исполнена, как женщина, которую, отдавшуюся, не взяли, схватила его физически, но он вырвался от нее. У нее остался в руках его верхний плащ. Тогда она закричала на весь дом, что вот этот еврей, которому муж все доверил, хотел над ней насилье учинить, и показывала плащ Иосифа. Когда явился к обеду Потифар, она сказала ему со слезами и истерикой: “Не ожидала такого поступка от молодого еврея, которого ты ввел в дом. Он хотел меня оскорбить”. И очень возмутился господин, и заключил Иосифа в царскую тюрьму.

А благодать Божия была с Иосифом и в тюрьме. Ему начальник тюрьмы доверял всякие поручения. Он имел непосредственное деловое касательство ко всем заключенным. А заключены там были высокопоставленные особы: не уголовники, не воры. Царская политическая тюрьма, вероятно, была высшего порядка, раз там министры сидели. И благодать Божия была с Иосифом, и все его там любили. И в той тюрьме оказались два министра: один хлебодар, иначе начальник питания, а другой начальник виноделия — виночерпий. И хлебодар видел сон такой, будто бы он держал на голове своей корзину с разнымияствами, и ворон клевал их. И этот сон повторился три раза. Авиночерпий видел сон, что он нацедил вина в чашу фараона иподал ему. Последнему Иосиф сказал: “Ты через три дня будешь опять подавать фараону чашу с вином — восстановлен будешь в своей должности”. А хлебодару: “Ты через три дня будешь повешен”. Так и совершилось.

Прошло два года, в течение которых министр-виночерпий не вспоминал об Иосифе. Только когда фараон увидел сны необыкновенные: худых коров он увидел, худых и хороших, что предвещало нечто значительное, тогда тот министр сказал: “Ах, да, там есть в тюрьме Иосиф, еврей, который прекрасно растолковал сон, который сбылся точно. Вели его привести сюда, он точно расскажет. Он единственный расскажет, ибо Бог его один, Бог его с ним”. И был призван Иосиф. Его, конечно, выкупали, причесали, облачили в белый хитон, препоясали. И подведен был к фараону, и поклонился фараону в ноги, как полагается.

Иосиф стоял, как свеча пред иконой: высокий, красивый, грациозный, благоговейный. Тогда фараон объяснил ему свой сон. И Иосиф сказал: “Да живет душа твоя, владыка! Сон твой от Господа Бога. Будет семь лет необыкновенный урожай в твоей стране и семь лет страшный голод. Найди такого человека, который взял бы в свои руки все хозяйство во всем государственном масштабе. И те семь лет, в которые будет урожай, нужно собирать пшеницу особенно тщательно и лишнюю часть оставить в припасы, чтобы на другие страшные семь лет пропитание было в стране, да и чужие люди придут к тебе за пшеницей”.

И понравились фараону эти слова, и поверил фараон этому объяснению своих снов Иосифом. И как бы Сам Бог положил ему на сердце и в разум, и фараон сказал своим рабам и министрам: “Кого же мы найдем на это дело лучше, нежели этот толкователь снов Иосиф-еврей?”. И все были согласны с ним, ибо благодать Божия вела к дальнейшим и дальнейшим Божиим действиям и промыслительному делу домостроительства. Иосиф сразу вошел в свою роль. Благодать Духа Святого в нем действовала, и еврейский торговый и коммерческий мозг. И пошло все прекрасно. Он дал распоряжение по всем городам и селениям строить, как это называется по-нашему, элеваторы. Он приказал известный процент изымать, и известный процент покупать, и все продаваемое покупать. У него очень быстро накапливалась пшеница во всех закромах всего государства, и было ее все больше, и больше, и больше — до наступления страшного голода.

И когда подошли года страшного голода, то отец Иосифа Иаков, который давно его оплакал как растерзанного зверем, сказал сыновьям: “В Египте хлеб продают, возьмите, дети, мое серебро, овечек, бальзам и пойдите купите, и обменяйте”. И собрались десять братьев, десять сыновей Иакова, навьючили на своих ослов и верблюдов подарки и пошли, и в Египте все предложили Иосифу. Все было промыслительно. Бог как бы за руку вел это дело. Иосиф отпустил братьев, только спросил об отце своем. Потом опять повторился приезд их с серебром, и третий был приезд, который был обусловлен тем, чтобы и Вениамин, которого отец не отпускал, боясь, чтобы его не погубили, как Иосифа, пришел сюда. Иосиф ребром поставил вопрос: “Не будет Вениамина — вы — соглядатаи, вы — шпионы!”. И отец согласился отпустить Вениамина. Увидел Иосиф Вениамина и упал на его шею, и плакал, и целовал. И открылся Иосиф братьям своим, и они обедали вместе. И фараон разрешил ввиду страшного голода, продолжающегося и все усиливающегося, чтобы сам Иаков приехал со своими сыновьями. Семьдесят два человека приехали в Египет. И повелел фараон отвести им землю Гесем. Это лучшая земля — нечто вроде нашей Кубани. И сам Иосиф поехал навстречу отцу своему, и как бы упал жезл из рук у Иосифа, и он стал будто подымать его, чтобы сделать свой поклон отцу, ибо египтяне смотрели на евреев как на меньших.

И поселились в Гесеме братья Иосифа с отцом своим Иаковом. И там они прекрасно жили. И было у Иосифа два сына — Ефрем и Манассия. И когда патриарх Иаков умирал, он Иосифа пригласил к себе: он хотел благословить его детей и Иосифа самого. И прибыл Иосиф в Гесем с двумя сыновьями — Ефремом и Манассией, и стал подводить к одру умирающего отца, уже слепого, который сидел на одре. Там уже традиция была, чтобы патриарх возложил руки: на старшего — правую, на младшего — левую. Но патриарх так сделал… [Владыка руками изобразил крест.] Тогда Иосиф: “Что ты, что ты, отец! Не так — это младший, это старший!”. А патриарх говорит: “3наю, знаю, что я делаю”. А он делал это во образ креста Христова, и отсюда пошло архиерейское благословение обеими руками в Новом Завете.

Патриарх Иаков пророчествовал будущее Иосифа и колена его, пророчествовал всем остальным сыновьям. И Иосиф тоже, умирая, завещал евреям, своим братьям, которые очень размножились, что “когда Спаситель Господь чрез сотни лет посетит вас и выведет из Египта в землю, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову, отцу нашему, чтобы не забыли перевезти в Палестину и кости отца”, что и совершилось во время исхода, на что и дал распоряжение в свое время Моисей. Вот такая история праведного Иосифа, который в сегодняшний день так особенно реально выступает своей жизнью, своим боговедением, так как за руку его Сам Господь Бог вел. И необычайный был его дивный характер, и необычайные его были способности, и необычайная красота, и необычайная воздержанность, честность при исполнении долга. Он честно выполнил долг во дворце своего господина Потифара. Он удержал себя от искушения и преодолел половые инстинкты, зная, что это нельзя! И он честно в тюрьме выполнял возложенные на него послушания, всегда молясь и страдая, не зная, что завтра будет. И он честно выполнил задание, порученное фараоном: спасти страну от голода, спасти свою фамилию, размножить за сотни лет Израиль во Египте. И предусматривал чудесное избавление евреев от египтян, и чудесный исход под предводительством великого уполномоченного и секретаря Господа Бога и бытописателя — Моисея.

Вот таковая тема сегодняшнего праздника святых Праотцев. Вот каковой пример уготовили людям Праотцы, не знавшие закона начертанного, но выполнявшие закон совести, живя по совести, по-человечески.

А мы часто, имея благодатный закон, — не только благодатный закон Синайский, но благодатный закон Христов, — так страшно нарушаем этот закон, так страшно позволяем своим инстинктам бушевать и плясать по нашей совести.

Сегодня праведный Иосиф благословляет, утверждает и рекомендует святость семейных отношений и показывает благодатный и страшный пример: третьему лицу никогда не вклиниваться в семейный союз, где полагается два.

Он сегодня является примером красоты духовной, примером смирения, примером веры в Господа Бога, примером семейной жизни, примером того, как нужно исполнять возложенный долг, примером человека, которого не напрасно так прекрасно Моисей описал в первой книге Библии — Бытии.

Иосиф сегодня дает пример и поучение, и благословение небесное всем государственным деятелям, которые пекутся о хлебе насущном в государстве своем.

Так помолимся сегодня святым Праотцам, которые очень прекрасно выполняли закон, не написанный на бумаге, но начертанный в совести каждого человека — на сердце его, помолимся им, чтобы они помолились о нас Господу Богу.

Попросим же праведного Иосифа, чтобы он молился Господу Богу об укреплении семейных уз, за удержание страстей людей в молодых годах, да и в самой старости, и чтобы он благословил в каждой стране и в нашем государстве всех тех, которые думают о том, о чем молятся верующие: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”.

Как при Иосифе питался и не оскудевал Египет в хлебе, так за его молитвы и за молитвы святых Праотцев да не оскудеют никогда пшеница, вино и елей в стране нашей благодатной, русской.

Поверим всему тому и не забудем, что еще до закона, написанного в Библии, уже при рождении древних патриархов, а также и каждого младенца, рождающегося вчера, сегодня и завтра, какой-то благодатной и невещественной рукой начертывается на скрижали сердца закон веры, закон совести, закон исполнения долга. Аминь.

29 декабря 1963 г.

Проповедь, произнесенная при посещении г. Караганды

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Опять Господь привел нас посетить храмы Божии в боголюбивом граде Караганде и разделить с вами молитву и Христову Чашу причащения, и напомнить вашему вниманию о тех обетах, которые вы давали устами своих богопоставленных крестных отцов и матерей и исповедали веру в Троицу Святую — Отца, Сына и Духа Святаго. Все то, что говорили кумовья, они говорили от вашего имени. А что обещали они тогда от вашего имени? Обещали, что вы будете в любви Христовой и преданности Ему исповедовать имя Пресвятой Троицы и с Богом быть всегда в мире. А так как в море житейском всякое бывает: бури, наветы, взаимоотношения, охлаждения и искушения, то Дух Святый, Который обвеял вас в Святой купели, не оставит вас никогда в тяжелые минуты, во всяких обстоятельствах, и даже в тяжелые минуты вашего раздумия, и даже в тяжелые минуты вашего охлаждения.

Итак, апостол Матфей говорит на последней странице и в последних строках своего Божественного Евангелия, как Христос Спаситель по Воскресении Своем сказал Своим ученикам: “Идите в мир, проповедуйте людям то, что Я говорил, учите их всему тому, что Я благовестил. И когда будете учить веровать в Меня, и когда будете учить доверять Мне, Сыну Божиему во плоти, то и крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И кто будет крещен, тот будет спасен. А кто не будет крещен (святой Евангелист прямо и открыто говорит), будет осужден”. Но это слова не Евангелиста, а Самого Христа Спасителя, которые и подают нам в своих божественных строках святые Евангелисты.

Так вот, мы, священнослужители, поставленные на чреду своего служения от Господа Бога через земную Церковь, через земную, Богом поставленную иерархию во чреде своего послушания, обязаны пред Господом Богом время от времени во времена благоприятные благовестить вам эту истину, повторять вам эту истину, очень деликатно, без всякого принуждения: “Аще хощеши”. Напомнить вам то, что было сказано у купели, что было вложено в уста ваших восприемников, и напомнить все то, во что вы верили в детском возрасте, так как никто из старцев уж не может так правильно без рассуждений верить и принимать на веру, как принимают и верят дети своим отцам и матерям.

Посещая вниманием свою паству, имеем долг, имеем обязанность, имеем ответственность не умолчать пред вашим вниманием о том, что сейчас преподносится вашему боголюбивому вниманию и слуху о нашей вере, о нашей любви, о нашем христианстве, о нашем сыновстве к Господу Богу, о нашем сыновстве к Царице Небесной и о нашей любви к Церкви Христовой, которую Господь на земле построил, как на добрых камнях, на Своих святых Апостолах, и скрепил эти камни Своею Божественной кровию на страшной Голгофе, на страшном римском кресте. Это мы исповедуем, это мы принимаем, это мы лобзаем и очень должны быть рады тому, что родились в Православной Церкви, крестились в православной купели пакибытия, что исповедали устами своих восприемников, и что приняли от своих верующих родителей. Все это говорит о том, что мы сохранили все это, как драгоценную жемчужину, в сердце своем.

С таким напоминанием посещают пастыри и архипастыри свою паству и проповедуют в храмах своему духовному стаду. Они всегда должны неленостно, неуклонно и с большою ответственностью перед Господом Богом не из-за страха, а только по любви и вере вам сии слова проповедовать и ваше внимание освещать словами теми, которые мы вашему вниманию преподносили с божественных строк священного Евангелия, и этим биением воздуха, доходящего через ваш слух до вашего сердца, вас обновлять, вас утешать, вас укреплять в надежде общей на все то, что обещал Господь Иисус Христос всем любящим Его.

Снисхождение Сына Божия безмерно по отношению к роду человеческому, и снисхождение Христа Спасителя выше снисхождения ваших земных родителей. Вот такой замечательный, трогательный и высокий пример: Христос Спаситель, воплотившийся Бог во плоти Адама, то есть во плоти человеческой, под видом как бы обыкновенного благочестивого человека повышенного уровня проповедовал на лукавой земле истину неба. И Христос Спаситель как Бог знал человеческую душу, знал человеческое сердце, человеческий характер, человеческие увертки, знал человеческие злобу, хитрость и лукавство. Знал, что Его будут поносить, что будут в Него камнями метать и даже будут желать столкнуть с высокой горы, как это было в одном городе. Но Он Божественной благодатью “прошед идяше”, как говорит святой Апостол на прекраснейшем, малопонятном, но очень приемлемом нашим сердцем и сознанием славянском языке.

Мы, посещая приходы, посещая города, приносим вашему вниманию все то, что нам поручено в нашем благодатном послушании вам говорить, проповедовать и в очень деликатных формах напомнить вам ваши христианские обязанности, чтобы мы не были осуждены, как рабы неключимые, и чтобы на Страшном суде вы бы не сказали, что мы все время молчали. Так все четыре святые Евангелиста, пошедшие в мир проповедовать Евангелие, поставляя архиереев и священников, им заповедали проповедовать все то, чему учил Христос.

Но возвращусь к той мысли, которую начал. Итак, Христос Спаситель, будучи по плоти совершенным человеком, Которого оскорбляли, и совершенным Богом, в Которого не веровали многие даже близкие (даже сыновья Иосифа Обручника не очень-то верили некоторое время), — Христос Спаситель пред Своими страданиями даровал человечеству две такие необыкновенные возможности: спастись и получить то обетованное Царство, которое уготовано было до сотворения мира сего для каждой той души, которая на нашей планете родится. Всемогущий Бог знал, что творил, и знает, что творит, и так как люди всегда поносили и оскорбляли Иисуса Христа в лице Сына Человеческого, и не признавали, и бесноватым называли, то Он, Божественный Благодетель наш, однажды сказал так: “Будет прощено человеку, который хулил Меня в лице Сына Человеческого”. Кто в Иисусе Христе не видел Сына Божия, кто соблазнялся о Нем, кто поносил Его, если будет каяться — будет ему прощено. Какая радость, какое обетование! Но дальше Христос Спаситель говорит: “А кто похулит Духа Святаго, действие Духа Святого — тому не простится никогда”.

И спросили однажды Апостолов люди благочестивые, что это значит: в лицо Иисуса Христа ругали и поносили, и камнями в Него метали, и это простится при покаянии. А Духа Святаго неведомого (Дух бестелесный), если кто не признал, тому никогда не простится. И ответили Апостолы так, что в лице Сына Божия могли люди соблазняться, ибо Он принял плоть Адама согрешившего, чтобы Адама спасти и всех людей, адамовичей, спасти. Но хула на Святого Духа есть хула на таинства благодатные: таинство Священства, таинство Соборования, таинство Причащения. Если это человек будет поносить, будет хулить, то Бог, по земным нашим порядкам, не обещает прощения грехов. А дальше идет двоеточие в том месте Евангелия, где говорится, что “малых сих не соблазняйте”, то есть понимающих образ спасения, запросто живущих. Если малая вера зародилась в их сердце, как зернышко малое горчичное, то дай Бог, чтобы и это сохранилось! Оно должно возрасти со временем в большое дерево. А если сих малых кто соблазняет, с пути благодатного отклоняет, такие люди называются соблазнителями. Иисус Христос — источник любви, источник прощения, источник радости, Ходатай Небесного Царствия, давший Апостолам ключи от этого Царствия Небесного, через двери которого по планам Божественной Троицы мы все должны пройти в рай. И здесь же Он говорит, что всех соблазнителей, растленных грехом, в рай не приимут, и лучше бы их камнем мельничным в пучине водной потопить. Но, скажете вы, любовь Божественная так сильна, что значит для нее соблазн? И святитель Иоанн Златоуст говорит так: если человек сам по себе согрешил, он может покаяться, поплакать, и Господь простит. Если человек так согрешил и начинается у него в душе пожар, а после пожара начинается ад, тогда человек в храм Божий идет на интимную беседу к священнику и, побеседовав, на исповеди получает утешение, получает епитимию, если нужно это наказание отеческое, и грехов прощение, и благодатное обновление.

А тот, который другого соблазнил, — трудно ему покаяться, и соблазнивший никогда не кается в своих соблазнах. Поэтому вот у Господа Иисуса Христа и приговор страшный — лучше бы ему удалиться на пребывание до Страшного суда в пучины морские с камнем. Как страшно! Поэтому и вывод такой делает святой Иоанн Златоуст: будем стараться в своем житейском земном общежитии быть человеколюбивыми, быть снисходительными, быть терпеливыми, быть доброжелательными. И эти чувства, которые дорого достаются человеку, есть подвиг христианства! Иметь их — есть долг любви Христовой, иметь их — подвиг крещеных людей, наследников вечного Царства Небесного.

С такими мыслями, с такими чувствами, с такими настроениями все святители всего мира и наше недостоинство, все священнослужители, Богом поставленные, всегда напоминают своей пастве о мире с Богом, о примирении с Богом, о мире с людьми, о мире с Церковью и о мире со своими чувствами. Ибо в человеке всегда два чувства живут: чувство разума и чувство сердца. Чувство сердца — сожигает, чувство разума — морозит. Если предаться чувству разума, то разум заморозит чувство сердца. А если предаться чувству сердца, горению его беспредельности, то оно растопит необходимый градус разума и сожжет весь разум, и сожжет всего человека. А поэтому к чувству сердца, которое всегда мы просим у Бога: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей”, — требуется еще и добавление разума духовного. Как и спросил Господь у Соломона: “Ты что хочешь?”. Он сказал: “Разума желаю, Господи”. Будет разум здравый, будет и сердце в порядке. Будет сердце в порядке, будет разум здравый — значит будет мудрость. А где мудрость — там не должно быть ошибок.

Я третий раз повторяю вашему боголюбивому вниманию, что с этими чувствами, с этой мыслью, с этим Апостольским посланием добра, мира, истинной человечности, преданности, мы в этот город прибыли и преподносим все это вашему вниманию как лучшее словесное напоминание предстоятелей алтаря Божиего, с пожеланием вам всем, в этом богохранимом храме присутствующим, мира с Богом, мира с людьми, здравия, домашнего благополучия, церковного мира, радости духовной. И тогда, поживши здесь свой отрезок жизни, мы смело, как дети, Отцу Небесному посмотрим в глаза. И мы все, служители и проповедники, поставленные на эту опасную и ответственную возвышенность, должны вам говорить и проповедовать, чтобы потом Христу Спасителю сказать: “Да! Мы все дни — говорили, проповедовали; а так как они приняли, то Ты ведь Сердцеведец, Господи, ниспослал им открытое сердце, о котором и они, и Церковь молились: о даровании нам чистого сердца и обновления благодатного во всем нашем организме и разума в нашем интеллекте”.

Так устроена наша религия, так проповедали святые Апостолы, так и нам поручили — предстоятелям у Престола Божия и служителям Его таинств. Так мы с любовью, с верою, с искренностью желаем вам всего того, чему учил нас Христос Спаситель, что Он заповедал проповедовать Апостолам и что мы сейчас отчасти малой, малой крупицей преподносим вашему вниманию. Аминь.

(Дата неизвестна)

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: