Сохранить чистоту и страдать – или предать себя?

|
Рассказ одинокой женщины, сохранившей себя в чистоте, комментируют психолог и священник.

Вызов страху и предательству идеалов

Аркадий Харьковский

Аркадий Харьковский, психолог-консультант, преподаватель факультета дополнительного образования РПУ

Горькая история женщины, которая сохранила себя в чистоте – читаю я в подзаголовке. Знаете, я не согласен с формулировкой «горькая история». Это будто создает послание к нам, к читателям: «Не хотите горечи, не сохраняйте себя в чистоте». Письмо ведь совершенно не об этом.

Письмо меня «зацепило». В нем есть глубина. Лично у меня текст создает впечатление не просто письма в редакцию, а литературного произведения, а значит, в чем-то он выходит за рамки единичной истории. Это плод переживаний и длительных размышлений, настолько длительных, что переживания превращаются в метафоры.

Какие основные вопросы, к которым приводит нас рассказанная жизненная история? О сомнении, с которым борется автор: «Правильно ли я поступаю? Не ошибаюсь ли в чем-то главном?» А если есть вопрос, значит, можно попробовать на него ответить.

Но тут есть что-то большее, чем просто вопрос к психологу. То, о чем повествует нам автор, сложнее, выше и проходит по самой границе психологического знания. Не могу не сказать несколько слов об этих границах. Легко поставить «диагноз», как делает в истории ведущая курсов: мол, все дело в подсознательном страхе интимных отношений, но укладывается ли происходящее в рамки такой «экспресс»-психологии? На мой взгляд, нет.  

Но даже при более серьезном подходе, например, рассуждая о психологии добрачных отношений, мы можем упустить что-то более важное. Множество событий в нашей жизни не умещаются в рамки понятийного аппарата научной психологии. Она, конечно, может высказать свое мнение, но это будет лишь гипотеза, точка зрения. Попробую лишь обозначить то, что явилось в этом письме важным для меня. Пунктиром, без оценок, без конкретных рекомендаций.

Заостряя проблему, поднятую в письме, могу сказать, что дело вовсе не в добрачных отношениях. Да, сама по себе тема важная, но это – следствие. И дело не во внутреннем мире автора письма. Все дело в борьбе за высшие ценности, происходящей в душе человека. В нашем случае борьба эта происходит на пересечении нескольких смысловых полюсов, первый из которых – мужчина и женщина.

Путь следования идеалу, выбранный героиней рассказа, привел ее в точку соприкосновения мира мужчин и мира женщин. Она задела нити, составляющие канву отношений между мужчиной и женщиной, по крайней мере в период их первой Встречи, когда она – невеста, а он – жених. Сложность здесь в том, что традиционные основы этой встречи сегодня размываются все больше. И немногие представители обоих миров способны плыть против течения. Почему? Потому что страшно.

В каком-то смысле этот рассказ – вызов современному миру мужчин и миру женщин. Это вызов, который ожидание и терпение бросают страху. Женскому страху перед одиночеством, страху ошибиться, а потом «не простить себе». И страху мужскому — ограничить себя в своих желаниях, в своей свободе.

Страху связать себя узами «какой-то условности». Страху «взять за себя» женщину без предварительной «пробы». Страх – серьезный противник. Он без борьбы не сдается. Но готов ли человек к борьбе? Вместо этого кому-то из женщин проще уступить, а кому-то из мужчин проще и быстрее найти другую, более доступную, а иногда и вообще резиновую…

Терпение же – хороший помощник. Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Иван не дождался срока. Не вытерпел. Всего три дня – и царевна навеки была бы его. Но после поспешного шага ему пришлось терпеть другие испытания, с Кощеем биться. Это про мужчин. Но и невеста, как говорят, испытывается терпением, и дай Бог автору письма пройти это испытание.

С другой стороны, терпение, балансируя на грани отчаяния, бросает вызов предательству собственных идеалов. И это другой смысловой полюс: идеал и окружающий мир. Это не сублимация комплексов, не прикрытие их религиозными правилами. Это стремление воплотить идеал в жизнь.

Жизненные ценности героини реальны. Именно реальны, то есть могут воплотиться в жизнь. Нужно лишь слово, знаменующее начало нового этапа жизни. Героиня чувствительна к переходу, рубежу. Слова, которые она ждет от мужчины, должны обозначить этот рубеж перед Богом, перед совестью. Важно именно это – начало нового этапа реальной жизни, внутри которого есть полное единение с другим человеком.

Фото: spbda.ru

Предать эти принципы для нее – равносильно предательству самой себя. Она предавать себя не хочет, и поэтому мир пытается убедить ее, что она предает его. Что она не права, что обижает других людей, в том числе и любимых… Современный мiр заставляет ее страдать, сомневаться, пытаясь отобрать идею. Но только ли ее?

Сохранение чистоты – это добродетель, и именно поэтому мир приводит героиню к страданию. Страдает она не из-за добродетели, а из-за мира. «За что мир ненавидит праведника? За праведность». «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». С точки зрения психологии, это может быть сказано про ценности личности. Мiр хочет отобрать ценности жизни, а за ними и ее смысл.

Два полюса: «мужчины – женщины», «идеал – мир», пересекаясь, образуют жизненный крест героини рассказа. Решение следовать своим ценностям, которое она приняла, может привести к одиночеству, к отсутствию счастья. И здесь вспоминается Татьяна Ларина, ставшая для Пушкина идеалом женственности. Как поступила бы она в этой ситуации?

Ведь можно сказать, что и она пожертвовала любовью (чувствами) ради идеи (верности). Счастлива она или несчастна? Она – выше этого деления. «Не может мне он счастья дать» – вот как решила Татьяна идею собственного счастья, сумев принять свою судьбу…

В душе автора письма зима. Неизвестно, когда она закончится. Но известно точно, что она не бывает вечной (даже в Нарнии во время правления Колдуньи) и заканчивается с приходом весны. То, что здесь написано, конечно, не превратит зиму в весну, но, надеюсь, поможет ей весны дождаться.

 

Если девушка соглашается на вольные отношения, она в проигрыше

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря

Ситуация, описанная в письме «Сад воспоминаний», вполне стандартная. Многие современные девушки переживают нечто подобное, потому что нормы семейной жизни, идущие из глубокой древности, не только христианские, сегодня утрачены.

Не надо думать, что в языческих государствах можно было до брака крутить направо и налево. Подобная вольность каралась жестко. Ветхий Завет – не язычество, но и там мы встречаем: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Левит 20:10).

Мера суровая, да еще и в Священном Писании? Пожалуй, но дело в том, что она была обращена к людям, стоящим на сравнительно невысоком уровне культуры, живущим в жарком южном климате, к людям темпераментным. К таким людям, которые понимают только закон силы, а мягкость требований трактуют как проявление слабости. Драконовские меры способны были устрашить настолько, чтобы не было тех безобразий, которые сегодня стали нормой.

Несколько лет назад я был участником международной конференции по проблемам семьи. Среди прочих там выступал профессор – психиатр и священник в одном лице. «Когда девушки, женщины обращаются ко мне за помощью как к психиатру, – рассказывал он, – то первый вопрос, который я им задаю: “Каковы ваши отношения с отцом?”» Он тогда же пояснил, что если в детско-родительских отношениях, прежде всего в отношениях с отцом все в порядке, то к психиатру человек не придет.

Сколько детей сегодня остается без отца? Для детей, особенно девочек, отношения с отцами очень важны. Лишенные отцовской ласки, они чувствуют себя обездоленными, потерянными. Выступление этого профессора-священника привлекло мое внимание, и я взял на вооружение его вопрос. Всякий раз, когда ко мне обращаются за помощью незнакомые женщины, задав его, я вижу, что, действительно, целый клубок проблем возникает в глубоком детстве из-за нарушения контакта с отцом, как правило, вызванного распадом семьи.

Сыновья и дочери в неполных семьях, число которых зашкаливает, растут под воздействием женского воспитания. Как ни грустно признать, неполноценного, ведь семья задумана как неразрушимый союз мужа и жены. Но не может мать одна выполнять и мужские, и женские функции. Женское воспитание однобоко. Именно поэтому мы имеем такое множество инфантильных мужчин. Отцы, которые бросают супруг и уходят из семьи, вряд ли понимают, что обрекают в большинстве случаев своих детей на тяжелые переживания и жизненные невзгоды.

У меня в арсенале есть вопрос, которым я иногда балую себя. Всякая нормальная женщина хочет выйти замуж, создать семью. Вот я и спрашиваю: «Хочешь детей иметь?» Большинство женщин отвечают: «Конечно, хочу». При этом незаметно для себя самих улыбаются. Вы не представляете, насколько это трогательно, такая удивительная и замечательная женская черта. Всякий раз я с глубокой радостью любуюсь этой непроизвольной улыбкой. Спроси о том же молодого человека, мол, хочет ли он детей, так он у виска покрутит. Мы, правда, разные.

Недавно пришла ко мне молоденькая девушка, умница и красавица. Умница-то умница, но отношения у нее с ее молодым человеком вполне современные.

Кто она ему? Жена – нет. Невеста – нет. Любовница, наложница, партнер по сексу? В русском языке и слова соответствующего нет.

Вот девушка, находящаяся в ложном положении, оказывается не в состоянии преодолевать жизненные неурядицы: «Мы не понимаем друг друга, будто с разных планет». И я по аналогии с книгой психолога Джона Грея, которая называется «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», ей отвечаю: «Да, конечно, ты живешь на другой планете, я даже знаю, как она называется. Планета дурочек. Планета небольшая, но перенаселенная».

Понятно, что детки не из капусты берутся, и не аисты их приносят. Так вот, если девушка, а в душе каждой есть благородное стремление стать матерью, по причине ли воспитания, или некой внутренней слабости соглашается на вольные отношения, она всегда в проигрыше. Пока девушка – невеста (слово «невеста» происходит от глагола «не ведать»), к ней одно отношение, более того, она может чего-то добиваться и даже требовать. Но как только она переступила через то, что она призвана бережно хранить (имею в виду целомудрие), то ни ждать, ни требовать она уже ничего не может. Порой она больше не может даже рассчитывать на достойное к себе отношение.

В нашем языке есть словосочетание «целомудренная девушка». Оно устойчивое и о многом говорит. Есть словосочетание «нецеломудренная девушка», оно тоже о многом говорит.

Был у меня и другой пример. Молоденькая девушка лет двадцати из хорошей христианской семьи, которая тогда училась в православном вузе, познакомилась с молодым человеком, старше ее лет на десять. Он уже пожил и разные виды повидал. Они стали глубоко симпатичны друг другу. Их общение развивалось, и в какой-то момент, когда они сидели на скамеечке, он прозрачно намекнул ей, что пора бы уже… Она ему удивительно спокойно и твердо, с внутренней властью и глубокой убежденностью сказала: «Конечно, но после свадьбы». Он вздрогнул, даже отодвинулся и замолчал. Молчание затянулось, она оглянулась на него и увидела, что он сидит, опустив голову, и… плачет. Спрашивает, что случилось, а он отвечает: «Если ты – такая, зачем я такой тебе нужен?» Слава Богу, у них счастливая семья, детки.

Уверен, что если женщина целомудренна, если она исполняет свое призвание, то мужчина из бабника хочешь не хочешь, а должен стать рыцарем и проявлять благородство, чтобы добиться благосклонности своей избранницы.

Фото: Freepik

Боюсь, что, бывает, в женской душе включаются механизмы: мол, если меня не выбирают – значит, я не такая (некрасивая, неполноценная). Но это ложь, это от лукавого. Неудачница, несчастливая, некрасивая – это же искаженное представление о самой себе, которое поселяется глубоко в женской душе. Я бы назвал это изгибами женской психологии. Это неправильно. Это не ты плохая, просто не нашлось достойных избранников.

Что такое мужской взгляд на женскую красоту, я представляю. Интересно, а что сами женщины об этом думают? Вот я и стал задавать вопрос своим собеседницам: «А что такое женская красота?» Редко-редко женщины говорят о внешности. Обычно, отвечая, говорят о внутренних качествах души. Несколько женщин ответили очень кратко, очень ярко и очень точно: «Женская красота? Свет изнутри!»

Конечно, горько жить одной. И часто это выпадает на долю женщин совершенно незаслуженно. Здесь нужно делать над собой духовное усилие и не поддаваться ни тоске, ни унынию. Это говорит скорее о развращенности и слабости сильной части человечества, нежели о неполноценности тех, для кого не нашлось достойного спутника жизни. А недостойных-то полно, не связывать же жизнь с ними.

Героиня письма права во всем. Единственное, в чем она действительно не права – в том, что поддается унынию.

Мне хочется высказать одну очевидную, но очень важную мысль. Я очень хочу и надеюсь быть услышанным. Так вот.

Ни в очах Божиих, ни в глазах людей человеческое достоинство, и женское в частности, не зависит от семейного положения!

Хотелось бы пожелать, чтобы у всех были крепкие, счастливые семьи. К сожалению, не у всех жизнь складывается так, что семья возникает. Но, хочется еще раз повторить, человеческое достоинство не зависит от семейного положения!

Хочу обратить внимание еще на одно ошибочное суждение в письме нашей героини. Она сокрушается, что в одинокой старости ее ожидают Паркинсон и Альцгеймер. Но вот в чем дело – наличие того и другого не зависит от того, замужем она или нет. И замужние старушечки, бывает, заболевают. И дети у них есть, и внуки есть, и Альцгеймер.

Многие, наверное, задаются вопросом: возможно ли удержаться в современном мире и не переступить эту нравственную черту? Да, можно, правда, очень трудно, потому что все и вся против нормальной полноценной личности. Под прикрытием свободы нам говорят о вседозволенности, о расслабленности. Мол, воздерживаться трудно. А раз трудно, то почему я, свободный человек свободной страны, должен себя ограничивать? Да и вообще, что вы лезете со своими тысячелетними заповедями? Отстаньте от меня, хочу резвиться и развлекаться, и жить, как хочу. Разве не звучат подобные возражения? Но на выходе имеем слабых людей, которые не в состоянии преодолевать сложности, как большие, так и малые.

А вот принцип «никакой близости до брака» я считаю совсем не жестким, а высоким принципом. Принципом, который позволяет сохранять человеческое достоинство и уберечь душу, а женская душа особенно хрупкая, от ран и потрясений. И в душе нашей героини глубоко сидит представление о единственности брака и необходимости хранить целомудрие. Это замечательно, что есть такие люди. К таким людям нужно относиться с уважением, и да, в чем-то с состраданием. Но наша героиня имеет право твердо считать, что, исполняя заповедь Божию, она живет достойно.

На одной конференции услышал высказывание замечательной многоопытной женщины, врача-акушера. Ее, человека с двадцатилетним стажем, принимавшую роды в самых разных регионах нашей страны, спросили: «Где же рождаются самые жизнеспособные, крепкие и хорошие дети?» «В любви», – твердо и со знанием дела ответила она.

Потому что верная, преданная, самоотверженная, жертвенная Любовь – это преображающая и созидающая сила, привлекающая благодатный покров Милостивого Бога, Который не оставит без воздаяния всякий труд ради Него соделанный.

Подготовила Дарья Рощеня

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Ты умная девочка, у тебя все получится

Разглядит ли она Христа за теми, кто называет ее “шалавой”?

Быть христианами, а не играть в христианство

Видео протоиерея Андрея Ткачева про «малолетних шалав» мало кого оставило равнодушным

Подождать с этим до свадьбы

Горькая история женщины, которая сохранила себя в чистоте

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!