Учитель: Уберите оценки из начальной школы

|
Учитель начальных классов – фундамент для всех остальных профессий в мире. Инна Голосова работает с малышами в обычной средней школе №14 в подмосковных Мытищах и вовсе не считает себя краеугольным камнем во всём школьном образовании. Однако мало найдется учеников, которые забудут, как впервые доверчиво вложили свою руку в ладонь этой ласковой и доброй учительницы. Как картонные ладошки помогают наладить отношения в классе, зачем здоровым детям видеть ровесников в инвалидной коляске и что делать учителю, если ученик врезался в косяк? Об этом читайте в интервью с Инной Голосовой.
Инна Голосова

Инна Голосова

Не кричать, не обзываться, не ябедничать

– Приходят к вам в первый класс дети, совсем еще малыши. Как вы «втягиваете» их в учебный процесс?

– Первые полгода очень тяжело, потому что все дети настолько разные, им нужно приспособиться всем ко мне, понять мои требования. А мне приходится привыкать и присматриваться к новым ученикам. Это очень трудно, так как совсем недавно ты выпустил в пятый класс детей, к которым прикипел душой, выпестовал каждого. Они выросли на твоих руках и глазах, понимали с полувзгляда. А тут опять озорные малыши. И опять всё сначала.

С самого начала важно оговорить все правила «общежития» – не будем кричать друг на друга, обзываться,  ябедничать. На первом уроке 1 сентября дети обязательно обводят на цветном картоне свои маленькие ладошки, подписывают их печатными буквами. Потом из ладошек мы составляем герб класса – солнышко. Сейчас на нашем гербе написаны три важных слова, которые являются нашим девизом: труд, уважение, дружба. Когда ребята подрастают, любят сравнивать свои подросшие ладошки с маленькими.

Еще 1 сентября с каждым классом мы обязательно сажаем маленький цветок, говорим добрые пожелания, называем его цветок Дружбы. Дети наблюдают, как подрастает их цветок, ухаживают за ним.

Так что прежде чем серьезно и глубоко приступить к обучению, я пытаюсь создать для этого добрую обстановку, настроить детский коллектив. Важно учить правилам дружбы и правилам уважения. Мне нужно, чтобы дети начали понимать друг друга, помогать, делиться.

На это уходит где-то примерно первые полгода. Ну а детский коллектив еще будет складываться и складываться, – и во втором, и в третьем классе и далее. В каждом возрасте – свои проблемы, каждый класс решает какую-то свою задачу.

Когда первая «настройка» коллектива состоялась, мы потихонечку начинаем разбираться с сугубо учебными проблемами. Если дети сердятся, злятся и обижают друг друга, им некомфортно в классе, то не захочется идти в школу.

Еще я однажды прочитала, что учебный день надо всегда заканчивать на позитивной ноте, и стараюсь всегда так делать – сказать что-то доброе, веселое, посмеяться вместе с ребятами. Тогда дети выходят из школы в хорошем настроении, а значит, завтра снова захочется в школу.

– Как вы объясняете, для чего нужно изучать тот или иной предмет?

– Математику мы, например, начинаем с того, что математика – это гимнастика для ума, она очень важна, чтобы наш ум ловко, быстро умел решать какие-то задачи, не обязательно математические.

Также касаюсь жизненных ситуаций, например, если мы пришли в магазин, должны знать, сколько заплатить. Смотрим, что математика нужна в каждой профессии, встречается на каждом шагу.

Самое главное – избегать нравоучений. Если надо – привожу какой-то пример из жизни: а вот у меня был когда-то ученик, который очень любил математику и стал конструктором ракет. Им это очень нравится.

Обсуждаем с ребятами, что человек, который много знает и умеет, может помочь другим людям, своим трудом принесет больше радости и пользы. Ведь для этого люди и живут.

Еще спасает чувство юмора – где-то по-доброму обязательно посмеяться.

Вообще труд учителя, он настолько кропотливый и незаметный, как труд мамы: изо дня в день по крупиночкам… А результаты – могут быть через месяцы и годы.

Мы не учились, а живем хорошо

– Какие проблемы есть сегодня у учителя младших классов?

– Главная проблема всего нашего общества – нет ценности образования. А дети быстро всё понимают и схватывают. Зачем учиться, если папа или мама сказали: «Мы не учились, а живем хорошо».

Вторая проблема – это проблема молодого поколения родителей, которые не понимают, что такое воспитание. У них нет ценностных ориентиров, которые были у нас: уважение к взрослым, к другим детям, к истории страны, к труду. У многих воспитание заменено лишь заботой. Они считают, что ребенок накормлен, сыт, одет, обут, планшет в руках и – всё хорошо. Сейчас практически отсутствует домашнее чтение; отсутствуют в жизни семьи музеи, выставки, походы.  Почти нет семейных традиций, и когда звучит эта тема на уроке окружающего мира, я нередко слышу, что семейные традиции – это прогулки в торговые центры.

Родители, не занимаясь воспитанием, ждут этого от учителя, думают, что мы – волшебники. Они приводят сформировавшегося семилетнего человека и ждут, что мы его правильно воспитаем, а часто – перевоспитаем. А воспитывать нужно с младенчества.

Фото: understandingchildhood.net

Фото: understandingchildhood.net

Дети приходят в школу и вообще очень часто не понимают, чего от них хочет учитель, почему заставляет трудиться. Ребенок не приучен трудиться. Он не может себя обслуживать на бытовом уровне – даже во втором классе бывает, что детей одевают бабушки. Раньше семилетний ребенок понимал, зачем он идет в школу, отличал себя от дошкольников. Сейчас, к сожалению, эта грань стерта.

Про загруженность учителей бумагами, которые постоянно нужно заполнять, и говорить не будем – это притча во языцех.

Еще одна проблема – нам не разрешили брать для занятий те учебники, которые соответствуют уровню класса, интересные, развивающие. Мы вернулись лет на 30 назад – к тем учебникам, по которым учились сами, их, конечно, доработали, но далеко не в лучшую сторону. А лучшие учебники убрали из школьных программ.

Еще один момент: дети не любят читать. И родители очень тяжело подключаются к тому, что нужно читать с детьми. Я советую: читайте перед сном, читайте вместе.

Многие думают, что чтение – это техника безошибочно и быстро прочитать текст, вроде бы ребенок это умеет, чем же недоволен учитель? А чтение – это желание брать книгу и открывать для себя, что в ней написано, думать над ней, сравнивать себя с героями книги.

– Как быть с индивидуальным подходом, когда в классе – тридцать человек?

– Это безумно тяжело, но необходимо. Каждого нужно вытягивать, знать его слабые и сильные стороны, всё время хвалить именно за то, что получается. Конечно, мне как учителю хочется, чтобы все дети знали всё на «отлично». Но так не бывает.

Каждому ребенку очень важно, чтобы хотя бы раз в день при всех его похвалили, чтобы самооценка его ни в коем случае не занижалась. Пусть даже за неправильно написанную буковку, которая получилась лучше, чем вчера. Нельзя сравнивать ребенка с другими, можно  сравнивать с таким, какой он был вчера.

Оценки из начальной школы нужно убирать

– До сих пор нередко родители требуют от детей именно хороших оценок.

– До тех пор, пока не отменят оценки, так и будет. Надо в корне менять политику именно оценивания детей. В начальной школе оценки, наверное, надо убирать совсем. А потом постепенно убирать и из старшей школы. Не надо бояться, что дети не будут учиться. Они будут учиться, если у них появится какой-то другой стимул – что ребенок что-то преодолел, открыл для себя. Сейчас учитель ничего не в силах изменить в системе оценок. Например, я знаю, ребенок сегодня сделал 12 ошибок – и это очень хороший результат, ведь вчера их было 25. Но всё равно за эти 12 ошибок должна поставить «двойку» по всем нашим нормам.

Если это не контрольная и видно – ребенок работал и в итоге всё выполнил неправильно, я просто не могу поставить плохую оценку: раз ребенок не понимает тему – это моя недоработка. Значит, нужно с ним остаться, еще раз объяснить, доработать.

А может быть, у него логопедические проблемы и из-за них он делает ошибки? Я не ставлю за это двойки. Я пишу: «Работа над ошибками. Сегодня сделал лучше». Ведь цель учителя – не «двойку» поставить, а научить, и при этом не отбить желание учиться.

Возвращаясь к оценкам – здесь надо думать нашему Министерству образования и, повторяю, просто убирать их из начальной школы. Учителям важно работать именно с мотивацией – учиться нужно для себя. Мотивировать даже не солнышками, не звездочками, как сегодня в первом классе, а только радостью открытия.

И не обязательно всем заканчивать 11 классов. Кому-то можно и 9 классов закончить и пойти в техникум, и быть замечательным рабочим.

– Что отбивает у детей желание учиться?

– Во-первых, нервозная обстановка в классе. Если у ребенка не сложились отношения с учителем, то, значит, надо менять учителя. Потому что если на ребенка кричат, ребенка обижают, если ребенка высмеивают, то ему не захочется учиться. Второе – если ребенка отдали в какой-то сложный в смысле учебы класс с высокими требованиями, он не справляется, а родители ждут от него каких-то результатов. Это – амбиции родителей, которые они пытаются реализовать с помощью ребенка.

Ребенку будет сложно, если до школы его не приучили к режиму дня, к посильному труду, к элементарному уважению к людям. Ему придется очень тяжело в коллективе, потому что он будет думать только о себе и не замечать других. Без режима ребенок очень устает, не справляется с нагрузкой.

Занудное проведение уроков в авторитарном стиле не способствует интересу к учебе. Учитель – он же помощник, он направляет детей.  Учителем создается проблемная ситуация, и дети ее разрешают сами, а дальше находят пути решения.  Это идеально построенный урок. Этому нужно научиться, потому что нас учили по-другому проводить уроки, и мы сейчас перестраиваем себя. А это непросто и не на всех уроках возможно. Особенно на уроке письма ребенок никак не сможет сам выдумать что-то. Это всё равно очень трудный, самый нелюбимый урок у детей. Но на математике, на окружающем мире, на чтении можно создать много интересных, занимательных, проблемных ситуаций.

Четыре клеточки сверху и две слева

Как быть с домашней работой в младших классах? 

– Домашнюю работу ребенок должен делать сам. И садиться за уроки – сам, но – не в первом классе. Первоклашкам мы не должны задавать уроки. Но часто это не получается. Обычно задаем устно – почитать, составить рассказ по картинке, выучить скороговорку, раскрасить, обвести. В первом классе родителям важно организовать ребенка, объяснить, как делать, сколько по времени делать, и не разрешать ему отвлекаться, показать способы, как ему лучше сделать задание быстро, без лишних затрат сил. Потом дети должны садиться за уроки сами, не растягивая по времени. Важно самого ребенка научить учиться. И, конечно, родители должны проверять домашние задания, заглядывать в тетради, хвалить за успехи, даже минимальные.

Делать за ребенка домашнюю работу нельзя, чтобы потом не удивляться, а почему в четвертом – пятом классе он ничего сам не делает.

Важно мотивировать ребенка. Здесь можно и просто похвалить, и пообещать какие-то бонусы.

Фото: understandingchildhood.net

Фото: understandingchildhood.net

– Для чего строгое оформление в тетрадях у учеников младших классов – столько-то клеточек вниз, столько-то – справа?

– Это осталось от старой школы, и я не вижу здесь ничего ужасного: дети приучаются к порядку в тетрадях, у них развивается пространственное ориентирование. Я объясняю детям, почему между классной и домашней работой – четыре клеточки: «А если мне надо написать тебе, что ты молодец, где я буду писать, если ты эти клеточки не оставил? Или где подскажу, как правильно решить пример?» То есть всегда находятся способы, чтобы детям это объяснить, даже наглядно показать. Главное – объяснить разумно.

У детей восьмичасовой рабочий день

– Нужно ли готовить детей к первому классу?

– Нужно – психологически, обучая самостоятельности, навыкам самообслуживания, самоконтроля. Такими дети приходили в первый класс лет двадцать назад. Часто они не умели читать и писать, но при этом ребята были внимательнее, усидчивее.

Сейчас наша большая ошибка, что детей натаскивают к школе знаниями, умениями читать-писать. Хотя потом до марта опять изучаем все буквы и учимся читать, а по математике считаем в пределах 10 почти целый год. У многих подготовленных ребят быстро пропадает интерес.

А надо тренировать внимание, память, мышление. Советую играть в настольные игры, в подвижные игры во дворе, чтобы развивать  ловкость. Научите правильно держать ручку, карандаш, ножницы. Обязательно читайте книги, учите маленькие детские стихи – должен быть читательский кругозор.

И очень важно перед школой в четыре-пять лет посоветоваться с логопедом. Сейчас многие дети нуждаются в таких занятиях. А некоторым нужно обратиться к дефектологу и неврологу. Не надо бояться этих специалистов, стесняться и думать, что всё само пройдет. Главное – вовремя помочь своему ребенку.

– Много говорится, что сейчас дети перегружены…

– Я считаю, что это безобразие. Возьмем второй класс – это четыре-пять уроков в день, плюс два часа «внеурочки» – это уже семь часов. Плюс минут сорок для домашнего задания. Это – восьмичасовой рабочий день, как у взрослых. А многие ходят в музыкальную школу, в художественную школу, в театральную студию, в спортивную секцию. То есть получается у некоторых 10-12-часовой рабочий день. Это неправильно.

Скорее всего, мы получим нездоровое поколение через какие-то ближайшие 10-15 лет. Выросшие дети будут просто выжатыми лимончиками, безо всяких интересов в жизни и желания учиться.

Может быть, идея с внеурочными занятиями была неплохая. Чтобы дети,  которые ходят на продленку, занимались дополнительно, получали  какие-то знания, которых не получишь на уроках, занимались физкультурой, делали поделки. Но для этого в школе должны быть еще условия, спортивные залы, где дети будут бегать, прыгать, театральная студия…

Занятия называются внеурочными, а дети всё за теми же партами, в тех же стенах.

Встреча с Дженет Базаровой детей просто перевернула

– Вы откликаетесь на различные благотворительные акции вместе с детьми и родителями – сбор подарков для подопечных фонда «Старость в радость», акцию «Дети вместо цветов», деньги от которой пошли в фонд «Вера». Для чего?

– Детям очень важно понимать, что есть и другие люди, в том числе те, которым нужна помощь. Пока они маленькие – откликаются на всё, у них нет цинизма, который появляется в подростковом возрасте.

Мы с ними проговариваем почти ежедневно, что за день нужно обязательно сделать что-то доброе, помочь кому-то – маме, бабушке, доброе слово сказать, просто улыбнуться, накормить котенка, собаку, птиц…

Встреча с Дженет Базаровой (за нее мы благодарны Марии Доброславской) их просто перевернула. У нас же почти не встретишь инвалидов на улице, а здесь они увидели, что бывают дети, которые передвигаются с помощью коляски, но живут той же жизнью, что и они, и даже более насыщенной – учатся, умеют хорошо выступать и писать картины, и петь, и работать ведущей на телевидении. Для них встреча стала стимулом, что нужно жить полной жизнью и хорошо учиться.

Когда проводится любая благотворительная акция – детям нужно обязательно объяснять. Когда готовили подарки подопечным фонда «Старость в радость», я на собрании сказала родителям: «Вы проговаривайте с детьми, что мы тебе покупаем пачку шоколада и зефира, но есть те, кому подарка не принесут, они очень одинокие и сами не могут себе купить, они старенькие. Давай мы купим, а ты еще нарисуешь и подпишешь открытку». Самое главное, чтобы дети понимали, что и для чего делается, и активно участвовали в этом.

А как дети радовались, рассматривая  фотографии, на которых их подарки вручали стареньким бабушкам и дедушкам!

Я отвечаю за жизнь ребенка – это запомнила навсегда

Нередко родители пытаются обвинить школу и учителей буквально во всём – в том, что ребенок ушибся, в том, что упал на уроке физкультуры…

– Здесь важно и учителям, и родителям относиться друг к другу по-человечески. Дети не могут сидеть, не двигаясь, а значит, будут  падать, получать синяки  и шишки, разбивать коленки. Никто без этого не рос.

Например, у меня в этом году один мальчик еще до урока бежал и врезался в дверной косяк, даже не дойдя до кабинета. Шишка росла прямо на глазах. Я позвонила родителям, пришел папа и отвез сына в травмпункт. Слава Богу, отказались от всех заявлений. Я потом звонила маме: «Вы меня извините, это ведь всё в школе произошло». На что мама ответила: «Вы ни в чем не виноваты. Виновата я. Мы проспали, и я его торопила всё утро. Я ему дала такой заряд энергии, что ему надо везде бежать». А если бы это была скандальная мама, она бы позвонила в прокуратуру или директору, и я, вместо того, чтобы вести уроки, писала бы ему отписки.

Родители, которые пишут жалобы без серьезного повода, не понимают, что учитель потом без конца отвечает у директора. Это вместо того, чтобы вести уроки, готовиться к уроку и качественно учить их детей.

Жаловаться нужно, если ребенка по-настоящему унижают, и разговоры с учителем, с директором не помогли. А писать письма по малейшему поводу – всё-таки не стоит.

Помню, как девятнадцатилетней девочкой с хвостиками я пришла работать в школу. И родители в то время подходили и спрашивали у меня совет – настолько велико было уважение к учителям, к их профессии. Мне даже иногда стыдно вспоминать, что я могла взрослым тетенькам посоветовать. Очень много родители мне помогали – своими поступками, советами. Приходили и потихонечку говорили этой молоденькой девочке: «Знаете, конечно, вы правы, ну вот, наверное, так не надо было делать».

Например, я однажды одну девочку отправила домой за дневником. Она обманывала и меня, и родителей, ничего не делала и «забывала» дневник. В очередной раз говорю: «Иди за дневником домой». На следующий день пришли ее бабушка с мамой и очень по-доброму со мной поговорили: «Да, вы правы, она – врушка, бездельница, мы с ней дома поговорим. Но, пожалуйста, не отправляйте девочку больше одну, ей в лифте ехать, мало ли что». Я на всю жизнь запомнила, что отвечаю за жизнь ребенка.

Вот так, добрым отношением, они воспитывали меня как учительницу. Если бы тогда было, как сейчас, – сразу в прокуратуру, сразу к директору, сразу в министерство, я бы ушла из школы, не состоялась как учитель.  И я очень благодарна этим моим первым родителям. Они доверили мне своих детей, помогали во всём, уважали.

Я благодарна всем своим  учителям. Они отдавали нам свои знания, свое тепло и здоровье. В школе – нашей любимой классной руководительнице Терёхиной Людмиле Владимировне, в училище – Михаилу Михайловичу Должикову и Валентине Дмитриевне Кузьмичевой. Именно Валентина Дмитриевна, когда я провалила пробный урок на практике, так как не справилась с дисциплиной (я плакала и думала, что из меня не получится учитель), сказала: «Строгий учитель из тебя не выйдет, но ты своей мягкостью всего добьешься». И действительно, идеальной дисциплины у меня никогда не бывает.

Я очень благодарна своим коллегам в школе, которые ежедневно помогают своими советами, поддерживают во всём. Несмотря ни на что, у нас в стране очень много замечательных учителей, которые работают добросовестно, честно, с «огоньком», любят детей и свою работу. На таких УЧИТЕЛЯХ и держится наша страна.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Заложники «пятерки»

В конфликте между учителем и директором проиграли дети

6 историй про 1 сентября

Про начало учебного года рассказывают М. Кучерская, А. Максимов, Д. Соколов-Митрич, священник Федор Людоговский, Ю. Арабов,…