В храм по дороге к шаману

Священник слишком мягок. Священник слишком строг. Насколько важно, как беседует батюшка с теми, кто первый раз к нему подошел? Должна ли первая исповедь быть «генеральной»? Или стоит начинать постепенно? Можно ли отговорить людей ходить к шаманам? Размышляет протоиерей Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора святителя Николая Чудотворца города Калач-на-Дону Волгоградской области.

Священник-археолог

Надо не забывать, что человека в храм приводит Бог. И не всё зависит только от того, как приходящего встретит священник.

Протоиерей Димитрий Климов

Протоиерей Димитрий Климов

Конечно, на человека, который делает только первые шаги в Церкви, не стоит навешивать всё знание о его грехах: он испугается и убежит, решив, что всё равно нет никакого просвета и надежды. Здесь нужно постепенно, как в археологических раскопках – слой за слоем, шаг за шагом. Один слой стер кисточкой аккуратненько, потом второй.

Глядишь, что-то показалось, какая-то находка. Главное – не забывать, что если человек к Богу пришел, значит, Бог будет помогать ему разбираться. А то мы думаем, что слишком много от нас зависит: от священников, от мирян – кого-то отпугнуть, кого-то, наоборот, привлечь…

Это не значит, что человек должен быть пассивным. Он должен действовать, помня, что главное совершает Бог. Часто бывает – священник искренне говорит правильные слова, а они не работают. А потом какая-то жизненная ситуация, совсем вроде даже не относящаяся к делу, а человек всё переосмыслил и сразу всё понял. Вот это и есть действие Божие.

Человек, приходя в Церковь, не понимает, что на самом деле является грехом. И это нормально. Мы иногда ждем каких-то идеальных людей в Церкви – знающих, всё понимающих и желательно вообще без всяких грехов. Но ведь Христос же пришел не к этим людям, Он пришел именно к грешникам, избавить их от греха.

Важно показать причинно-следственную связь и объяснить, что депрессии, плохое настроение и прочее в нашей жизни часто не случайны, их приносят грехи. Тогда человек будет относиться ко грехам серьезней и начнет с ними бороться с Божьей помощью.

Исповедь – не допрос

Многие говорят о первой исповеди как о генеральной, на которой человек должен всю предшествующую жизнь перелопатить, понять, осмыслить и во всем покаяться.

В моей практике такое бывает редко. Чаще человек приходит на первую исповедь и говорит о каких-то самых понятных для него вещах, причем о проблемах психологических, а не духовных.

Мне кажется, если дальше его тормошить: «А вот это было? А вот это?» – то, боюсь, человек формально в этом признается, но искреннего покаяния не будет: он же еще сам ничего не понял.

Бывает такое, что пришедший не говорит на первой исповеди о каких-то давних серьезных грехах. Ему не отшибло память, просто он считает, что это не главное.

Поэтому я людей не допрашиваю, жду того времени, когда они сами осознают и поймут. Когда человек сам для себя, без подсказки, понял и покаялся, это и есть настоящее покаяние. Не утверждаю, что мой путь исключительно правильный.

Как человек поймет, что совершал грех и не осознавал этого? Он будет ходить на службы, слушать проповеди, читать Евангелие, молиться и причащаться, погрузится в духовную среду и начнет свою жизнь вспоминать совсем в другом свете. Он поймет, что однажды сильно обидел человека, и давняя драка – не просто «ошибка молодости», а его личный грех, от которого внутренне плохо. А затем – придет и  покается. Поэтому,  нужно оставлять некий зазор и не требовать от человека многого. Надо дать место действию Бога, покаянному процессу…

А священнику надо говорить о грехах, конечно. На проповеди. Так часто бывает – человек с амвона важное услышал, а потом на исповедь пришел и сказал уже это сам – про себя. А когда первая исповедь превращается в допрос, она может и отпугнуть…

Кого встряхнуть?

Иногда бывает, что пытаешься обходительно, предельно корректно и вежливо общаться с людьми – и никакого результата. А придет такой человек к жесткому священнику – и это поможет ему, встряхнет.  Бывает, конечно, и наоборот.

Как себя вести с конкретным человеком – священнику сложно понять. Это надо душу пришедшего видеть. Таким даром обладают не многие. Поэтому священник ведет себя так, как умеет себя вести.

Но, с другой стороны, случайно ничего не происходит. И Господь ведет так, как Ему надо.

Я в свое время служил со старым батюшкой, аж 1946 года рукоположения. Он людей крестил быстро, без каких-либо бесед. Я скептически относился к этому, даже немного с осуждением. Ведь сам всё время что-то людям подолгу говорил перед крещением, читал проповеди (тогда не было специальных огласительных бесед).

В итоге через много лет приходит человек воцерковляться, и оказывается – в свое время его безо всяких бесед окрестил отец Виктор. И вообще среди оставшихся в Церкви людей, крещенных мною с беседой, не больше, чем крещенных отцом Виктором без нее. Это я не к тому, что беседы не нужны, а к тому, что все-таки Господь ведет человека.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Антишаманский спич

Лет пятнадцать назад я служил в храме Волгограда, расположенном в интересном месте. На небольшом участке земли были православная церковь, старообрядческая церковь, мечеть, молитвенные дома баптистов, плюс множество всяких колдунов, экстрасенсов.

И жил там азербайджанец Али, который называл себя шаманом. Люди к нему шли толпой. А перед этим заходили в церковь – купить свечек. Что потом шаман с этими свечами делал, я не в курсе. Но, понимая, куда дальше направится народ, я, молодой священник, активно людей отговаривал. Они все внимательно, вежливо слушали и, как правило, шли к шаману.

И вот зашли как-то в храм молодые супруги, тоже по дороге к шаману. Я им выдал очередной антишаманский спич, объяснил, почему не стоит туда ходить. Они послушали – и пропали с горизонта. Я был переведен в Калач, а через два года те молодые супруги нашли меня. Когда они почувствовали необходимость пообщаться со священником, почему-то вспомнили про меня. Обратились в церковь в Волгограде, узнали, где я сейчас служу и приехали.

Мы с ними до сих пор дружим. Сейчас это воцерковленная многодетная семья…

Что здесь «сработало» – отсроченное действие слов священника, жизненные обстоятельства, внутренний поиск или всё вместе? Скорее всего, это можно называть Божьим промыслом, Божьим устроительством о человеке.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Неудачники тоже нужны Богу

Вы крестились в один год со мной. Я стал священником. А у вас какой рост произошел?

Почему останутся нищие?

Добрые дела – не цель христианской жизни?

Кого спасает «Ной»

«Люди улицы» на ваши деньги будут выпивать, а если их еще и покормят, так они и…