Воцерковить фотографию?

Фотография – это и свидетельство, и проповедь, и даже будущая икона. Через объектив мы смотрим на человека внимательнее, чем обычно, и лучше можем понять друг друга. В России в рамках фестиваля православных СМИ «Вера и слово» стартовал фотоконкурс «Вера, Любовь и юность» о жизни и служении молодежи в РПЦ. Руководитель фото-службы Патриарха священник Игорь Палкин, член жюри конкурса, рассказывает о правилах участия в конкурсе, а также о том, что такое настоящая церковная фотография.

Фотография новомученика – будущая икона

Фото с сайта Санкт-Петербургской духовной академии

Фото с сайта Санкт-Петербургской духовной академии

– Отец Игорь, существует ли такой отдельный жанр, как «церковная фотография»?

– Пока такого жанра нет. Обычно под этим понятием подразумевают фотографию любого жанра (портретную, пейзажную, а чаще всего репортажную), так или иначе связанную с церковной жизнью. Но это всё равно очень неточное и неверное определение.

– А как бы вы сами определили, что это такое?

– По аналогии с любым другим видом искусства. Что мы себе представляем, когда говорим о церковной архитектуре, живописи или музыке? Храм Покрова на Нерли, икону святой Троицы, Херувимскую песнь. В любом случае, нечто напрямую связанное с богослужением, вовлеченное в литургическую жизнь Церкви.

То же самое и с фотографией. Называть ее церковной, в правильном смысле этого слова, будет возможным только после того, как она станет частью богослужения. Но, думаю, к тому времени термин «церковная фотография», в сегодняшнем его понимании, утвердится незыблемо. Придется для воцерковившегося молодого искусства искать другой, например, «богослужебная» или «литургическая» фотография.

– А возможно ли для нее это воцерковление?

– Конечно, возможно. Во-первых, всякий человек – живая икона. Он носит в себе образ и подобие Божие, а значит, и на снимке этот Образ будет сохранен. Такая мистическая возможность заложена в самой природе фотографии.

А во-вторых, фотография, как и другие виды искусства, обладает своим особенным языком. И в наши дни мы видим, как этот язык медленно, но очевидно соединяется с языком иконописи. Особенно ярко это заметно в иконографии новомучеников. Их иконы пишутся с фотографий, художники не просто фиксируют детали и практически «дословно» передают портретные черты, но даже и рисунок объектива, что заметно опытному глазу. И как в свое время протоколы допросов ранних христиан превратились в житийную церковную литературу, так и фотографии из следственных дел новомучеников становятся основой нового иконописного стиля.

Фотография и икона новомученика Петра (Зверева)

Фотография и икона новомученика Петра (Зверева)

Фотография и икона новомученика Серафима (Вырицкого)

Фотография и икона преподобного Серафима Вырицкого

– А возможно ли все-таки создание особенного фотографического церковного языка, как это произошло в свое время с языком иконописным?

– Используя фотоаппарат, из классической иконы можно создать объемный и почти натуралистичный «фоторепортаж», например, с событий Успения Божией Матери.

Можно ли проделать подобный путь и обратно – из реальности в символическую условность? Я не могу сейчас привести достойного примера, но думаю, да. Наверное, где-то на пересечении этих двух путей будет возможно рождение такого языка.

Фреска из церкви села Истомино (слева) и фото Дмитрия Трофимова

Фреска из церкви села Истомино (слева) и фото Дмитрия Трофимова

Воцерковление фотографии

– Что нужно, по-вашему, сделать, чтобы воцерковить фотографию?

– Не надо, конечно, ничего специального для этого делать. Церковь сама изберет приемлемое для себя. Мы и сегодня нередко можем увидеть на канонах, в красных углах или даже в мощевиках фотографии святых или почитаемых старцев. А ведь эти фотографии, с точки зрения фотоискусства, самые обыкновенные. Они ничем не отличаются от многих других фотографий своего времени. Но Церковь принимает их в свою литургическую жизнь потому, что они причастны к святости.

Поэтому церковность фотографии, в первую очередь, будет определяться не автором снимка или стилем, а именно принадлежностью к святости. Так что если кто-то серьезно захочет оказаться причастным к богослужебному будущему фотографии, пусть ищет святых и, по слову пророка, обивает порог дома, в котором обитает Премудрость.

– А если человеку просто нравится фотографировать церковную жизнь, то же молодежное служение, но он не официальный фотограф и не ставит перед собой никаких профессиональных целей, будут ли иметь его фотографии какую-то ценность для Церкви?

А разве можно человеку запретить удивляться или помнить? Ведь для большинства из нас фотография – просто самый надежный способ запомнить значимое. Она – продолжение нашей памяти. Без фотографии сегодня трудно представить себе рассказ о чем-либо. Эти снимки, даже очень безыскусные – наша история. Они и свидетельство, и проповедь, и возможность утешить друг друга.

Часто через объектив мы смотрим на человека внимательнее, чем обычно, и у нас появляется еще одна возможность лучше его понять; и понять себя. И если в этом во всём есть хоть малая спасительная польза для нас самих, то и для Церкви, конечно. Ведь Церковь – это не только Господь, святые и ангелы, но и мы с вами тоже.

Фото Владимира Ештокина

Участники экспедиции «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» в Карелии. Фото Владимира Ештокина

Новые формы миссионерства

– Расскажите о фотоконкурсе «Вера, Любовь и юность» о жизни и служении молодежи в РПЦ, членом жюри которого вы являетесь, для чего он проводится?

– В силу того, что конкурс проводится не сам по себе, а в рамках фестиваля православных СМИ «Вера и слово», цели конкурса схожи с целями фестиваля – мы ищем новые формы проповеди, миссионерства в перегруженном информацией современном мире. Конкурс – это площадка для общения и обмена опытом, ведь даже находясь в одном городе, мы часто не знаем, что делает наш сосед или друг.

А еще – это возможность поддержать наиболее талантливых фотографов, черпающих вдохновение в жизни нашей Церкви.

Фото Сергея Фарковца

Вход Господень в Иерусалим. Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Фото Сергея Фарковца

– Чем этот конкурс как событие, освещающее жизнь Русской Православной Церкви, отличается от других? Проводились ли подобные конкурсы раньше?

– Да, проводились, в рамках каждого из шести уже прошедших фестивалей была фотографическая составляющая. Но тогда в них принимали участие только епархиальные пресс-службы. Это были такие закрытые, корпоративные соревнования. А в этот раз конкурс открыт для всех, для любого желающего, даже для человека с иным вероисповеданием!

У конкурса достойный призовой фонд и авторитетное жюри. Так что его без преувеличения можно назвать Первым открытым общецерковным фотоконкурсом. И мы, конечно, немного волнуемся и очень хотим, чтобы этот наш «первый блин» не вышел комом.

Фото Павла Смертина

Фото Павла Смертина

– Почему выбрана такая тема конкурса – участие молодежи в жизни и служении Русской Православной Церкви?

– Все-таки молодежь – самая активная и очень красивая часть нашей Церкви. Они у нас, можно сказать, на передовой – работают волонтерами, учатся в семинариях, опекают немощных, кормят бездомных, поют и помогают на церковных службах, издают журналы, проповедуют, преподают… У нас очень много молодых многодетных семей. Посмотрев на них, мы увидим не просто наших активных современников, а людей, которым Господь через некоторое время доверит Церковь, ее будущее.

К тому же эта тема очень проста для визуальной реализации, доступна и многообразна.

Фото: Пресс-служба Патриарха/Олег Варов

Встреча Патриарха Кирилла с детьми и молодежью в Ивановской митрополии. Фото: Пресс-служба Патриарха/Олег Варов

Дата съемки значения не имеет

– Кто может присылать работы на конкурс, в каких номинациях?

– Свои работы по трем номинациям – фото-история, одиночный снимок и портрет, – как я уже говорил выше, может прислать любой человек, независимо от возраста, места проживания.

Также не имеет значения и время съемки – оно же в Церкви измеряется столетиями, так что и 30 лет для нас – не срок.

– А какие вы видите самые распространенные ошибки начинающих фотографов, подающих работы на конкурс? Банальные сюжеты, мало воздуха, плохая обработка…?

– Как ни странно, основная проблема для многих – просто правильно подписать свои работы.

А почему нужно подписывать конкурсные фотографии? Разве фотография не должна сама за себя рассказывать историю?

– Нет, не должна. Наш фотоконкурс – это свидетельство, а в нем, как и в проповеди, нужно быть точным. Фотография не может рассказать, она может только показать историю, передать эмоции и даже очень много информации, но без слова это будет зыбкое сообщение. Слово же – самый точный из всех инструментов общения, данных Богом человеку.

Поэтому подпись и в фотоискусстве важна, а в фотожурналистике так и просто необходима. Она создает контекст и, как огранка, делает из алмаза образа бриллиант.

Первая в истории Санкт-Петербургской духовной академии венчальная Литургия. Фото с сайта СПбДА

Первая в истории Санкт-Петербургской духовной академии венчальная Литургия. 8 мая 2016 года. Фото с сайта СПбДА

– Насколько важна обработка фотографий, присылаемых на конкурс? И какая обработка недопустима в фотографии, на ваш взгляд?

– Действительно, существует такое заблуждение – что не надо обрабатывать фотографии. Несмотря на то, что многие великие фотографы не только кадрировали свои снимки, но и обрабатывали их, при этом существенно.

Всего существует три основных степени обработки.

Первая – адаптирование к устройству просмотра. Файл, который мы в цифровую эпоху получаем – это тот же «негатив», полуфабрикат. Полученное с него изображение мы где-то будем показывать (на мониторе, фотобумаге, в полиграфии), и в каждой области есть свои технические особенности. Даже если автор не хочет вмешиваться в исходное изображение, подогнать фотографию под требуемые параметры всё равно необходимо.

Вторая – акцентирование внимания на ключевых точках композиции. Когда фоторедактор усиливает наиболее важное в снимке и, соответственно, снижает второстепенное.

И третья степень – это когда обработка становится главным средством художественной выразительности, а фотографичность снимка отступает на второй план. Ведь современные возможности цифровой обработки уже далеко выходят за пределы простого кадрирования и цветотональной коррекции аналоговой эпохи. В ней существуют функции кардинальной трансформации изображения, начиная с достраивания реальности, заканчивая изменением выражения лиц и форм предметов.

Для нашего конкурса обработка в первой степени – необходима, во второй – допустима и желательна, в третьей же неприемлема.

Фото: Деннис Сток, портрет Джеймса Дина (схема печати и результат печати по схеме)

Фото: Деннис Сток, портрет Джеймса Дина (схема печати и результат печати по схеме)

– Расскажите о жюри конкурса.

В жюри собраны первоклассные специалисты, люди, уже сейчас своим талантом и честным отношением к творчеству сделавшие очень много для российской фотографии. Это профессиональные журналисты – Александр Земляниченко (лауреат Пулитцеровской премии, шеф-редактор московского представительства Associated Press) и Андрей Поликанов (создатель фотографического стиля журнала «Русский репортер»), неоднократно бывшие членами жюри World press photo; утонченный фотохудожник Георгий Колосов и главный редактор журнала Foto&video, технический эксперт Андрей Акимов; арт-директор фестиваля фотографии PhotoVisa, искусствовед, член жюри фотоконкурса Hasselblad Award Ирина Чмырева, а также Константин Бенедиктов – фотограф, коллекционер фотографии и основатель галереи «Феофания».

Так что широта профессионального охвата жюри весьма велика – от истории фотографии до современного фотоискусства и журналистики. Но кроме чисто профессиональных качеств, необходимо также отметить и высокие нравственные ориентиры, которыми члены жюри руководствуются в своем творчестве, и это для нас, конечно же, не менее важно.

Что вы можете пожелать желающим принять участие в конкурсе?

– Участвовать! Удачи! И благосклонности жюри.

#5

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи

Детская фотосессия в Москве, детский и семейный фотограф Анна Данилова

Фотография в Церкви: свобода, богословие и благодарность Богу (+ВИДЕО)

В итоговом разговоре о насущных проблемах фотографии в Церкви приняли участие Георгий Колосов, Алексей Мякишев, Сергей Чапнин, Константин Бенедиктов…

Андрей Рогозин: Для чего людям нужны селфи и как учиться фотографировать

О том, как изменилась фотография за последние десять лет и когда она выйдет из моды