Прощеное воскресенье (26 февраля в 2017 году) – “Что осудили в другом – есть в нас”…

Вот и масленица рыжим блином к концу катится, вот и Прощеное воскресенье …

Раскрыл том писем Сергея Фуделя: «Бог скрывает (прячет) себя от человека в другом человеке. Тот, кто ищет Его, должен искать Его в другом человеке, в делании для другого. Тут тайна непостижимая, тут приоткрытие тайны Любви».

И не только Бог скрывается в другом…. Я сам – тоже скрыт в другом, в ближнем. Бедный Сартр, говоря : «Другой – это ад», не таил ли внутри себя, как знать, ощущение: ад внутри другого – это МОЙ ад, мне тошно с другим, потому что тошно с самим собой?..

И ад, и рай. Всё наше – скрыто в ближнем… Как совершенно верно заметил однажды наш коллега, священник и поэт Джон Донн, никто из нас не остров, все мы – части материка. Но довольно цитат – стоит просто воочию посмотреть на этот материк: вон он, всплыл из бурных и грязных вод житейского моря, собрался воедино – в храме Божием…. Прежде чем собраться в светлый день Пасхи – собрался в день Прощеного воскресенья.

Фото www.orthphoto.net

Критику того, что происходит в храме в этот день вечером, приходилось слышать неоднократно от разных людей. Чин прощения, все облачения уже постовые, темные, священники с амвона земно кланяются народу, народ плачет, подходит ко кресту: «Прости меня! – Бог простит, и я прощаю!» Критики фыркают: да половины этих людей в иные дни нет в храме, просят прощения люди, вовсе порой между собой не знакомые, лучше бы без рекламы, тайно просили прощения у тех, кому действительно причинили обиду, выдавливают из себя слезы, а завтра снова начнут собачиться, зачем этот обряд, напоминающий карнавал… Вроде бы правда всё это, но…ПРАВДА ли это? Или правдоподобие, которым так любит оперировать нечистый дух, чтобы заморочить человеку голову и сердце?

Нет, Прощеное воскресенье – вовсе не карнавал. Чином прощения Церковь напоминает, из года в год, христианам про очень важные вещи… Не просто про то, что вот, мол, положено прощать – напоминает про сам механизм действия в человеке этих важнейших процессов, прощения и осуждения.

Да-да, именно осуждения, которое прощению противостоит. Видя в другом грех и осуждая его, даже при этом имея в виду, что осуждаем-то вроде бы именно грех, а не самого его носителя, мы забываем: если бы этого греха не было в НАС самих – мы бы его не видели. То, что осудили в другом – есть в нас. Заноза в глазу ближнего и бревно в собственном глазу – древесина одного и того же дерева. Про это говорят не только святые отцы и психологи, но давно и по-простому говорит народ : «рыбак рыбака видит издалека».

Осуждение – своего рода негативный, болезненный, но повод познать самих себя. Прося прощения друг у друга, мы имеем возможность сказать этим Богу: «Вот, Господи, у меня и у него – множество грехов, множество навязано внутри нас болючих узлов… Мы, прося взаимно прощения, хотели бы, чтоб их не было, и не суть важно, какие они и откуда взялись, лишь бы наконец исчезли без следа… Прости же и Ты нас, прости меня, мой грех, который я увидел в ближнем своем, с этим ближним я связан незримым и прочным родством Твоего закона любви!..»

Грешник видит в ближнем грех, святой в нем же видит – святыню… Именно как святыню принимали людей преподобные подвижники от древности до наших дней, вспомним все писаные и устные рассказы о них… Святыню порой поруганную – но не переставшую быть святыней. Грех в человеке они видели – но в себе этот грех с Божьей помощью победили, потому обличали грехи бескомпромиссно, но не осуждали, а молитвенно оплакивали и жалели болящее чадо Божие – и этой любовью помогали грешнику исцелиться.

Так что скепсис тех, кто взирает на обычаи Церкви со стороны, внешне, понять я в принципе могу – принять не могу. Цинично усмехаясь по поводу слов «Бог простит – и я прощаю», они совершенно не понимают, о чем речь. Чтобы понять –надо захотеть подойти ко Христу поближе, надо в молчании и внимании самому войти в Его Церковь и прикоснуться к ее таинствам, а со стороны – не поймешь ничего. Не только в Церкви – в себе самом…

Несмотря на то, что в этот день в храме все плачут, день-то этот для нас – радостный. И ощутить правоту и радость простых слов: «Прости меня» может в Прощеное воскресенье именно тот, для кого вообще Воскресенье Христово значит что-то неизмеримо важное.

Из «ПОТОПНЫХ ПЕСЕН»

Белая Христова птица!
Реет, веет, не садится.
Нет ей места для гнезда:
Всё —
Вода,
Вода,
Вода.
Америка,
Европа —
Везде вода потопа.
Пенится вода-руда,
Под водою — города.
В городах — провалы тьмы.
Там, во тьме, струимся мы.
Мы не добрые, не злые,
Никакие, никакие,
Мы — не «мы» и мы — не «вы»,
Мы ни живы, ни мертвы.
Птица, птица, нас спаси!
Воскресенье нам снеси!
Птица плачет, птица мчится,
Птица на воду садится.
Кто по водам пойдёт,
Кто яичко найдёт?
Тёплое, печёное,
Рыжее, прощёное!

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Я люблю сына, поэтому звоню ему по 500 раз в день

Архимандрит Андрей (Конанос) о любви как о свободе и уважении

Кормить грудью во время службы? Да на здоровье!

Священник Сергий Круглов о разгоревшейся дискуссии в интернете

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!