«Вы просто зомбированы пропагандой»

|
Одна из фраз, которые постоянно можно видеть в сети – «они (те, кто со мной не согласен) просто зомбированы пропагандой». Проблема в том, что человек никогда не считает зомбированным себя – только своих оппонентов. Пропаганда – это то, чем по определению занимаются люди, которые мне не нравятся, та сторона, которую я не поддерживаю. Та сторона, которой я симпатизирую, напротив, разоблачает пропаганду и открывает истину. Продолжает тему Сергей Худиев.

Сергей Худиев

Часто можно наблюдать раздраженные перепалки, где каждая из сторон уверена в зомбированности другой – и разговор, мягко говоря, не клеится. Но можем ли мы выделить некие объективные, обобщающие признаки пропагандистского воздействия?

В целом – да; хотя это потребует, с самого начала, неприятного признания. Пропагандой занимаются все – в том числе и «моя» сторона. Так устроен этот падший мир, и попытки поделить его на негодяев и святых по признаку политических симпатий не работают. Итак, рассмотрим признаки поражения пропагандой по порядку.

Раз…

Первый признак – эмоциональная взвинченность, в которой присутствует пафос (как правило) и праведный гнев (обязательно). Первый признак воздействия пропаганды – это праведный гнев. Много праведного гнева, справедливого негодования честных людей на негодяев, выродков и извергов.

Этот гнев далек от простого раздражения, за которое нам самим может быть неловко; он праведен, он полыхает огнем истины, как меч Архангела, он пронизан ясным, несгибаемым ощущением своей однозначной нравственной правоты. Отсутствие этого праведного негодования воспринимается как цинизм, преступное равнодушие к вопросам добра и зла, дезертирство с великой битвы жизни.

Это наших врагов душит бесовская злоба, а у нас – праведный гнев; правда, со стороны то и другое оказывается трудноразличимым. Одно из проявлений этого гнева в сети – презрительная ирония; оппоненты настолько находятся вне пространства диалога, что единственная возможная реакция на их слова и действия – это язвительная насмешка.

Два…

Второй признак – этическая однозначность и интерпретация любого конфликта как этического, как космической битвы добра и зла. Это не конфликт между двумя группами грешников, и тем более не раздел зон влияния между двумя группами макиавеллистов – это столкновение ангелов и бесов, в котором распропагандированный человек занимает, естественно, сторону ангелов.

Аналитика говорит об интересах и возможностях сторон; пропаганда говорит о высших ценностях и исторической правоте. Это разделение исходит из того, что для тех, кто принимает решения, люди, погибающие в ходе конфликта – просто один из расходуемых ресурсов; однако у каждого из рядовых жизнь только одна, и его нужно уверить, что он отдает ее за дело, которое безусловно стоит этого.

Три…

Третий признак, связанный со вторым – это крайняя этическая поляризация участников. Оппоненты не просто неправы – они являются воплощением чистого зла. Отсюда огромная популярность сравнений с Гитлером, Третьим рейхом и войной с нацизмом. Гитлер был недоговороспособным злом, все попытки договориться с ним «по-хорошему», прийти к каким-то компромиссам ни к чему не привели. Всё, что можно было сделать (и в итоге пришлось делать) – это вести тотальную войну до полного сокрушения неприятеля и его безоговорочной капитуляции.

Тот, кто говорит о компромиссном мире – дурак или предатель, война должна вестись только до победного конца. Борьба имеет эсхатологическое, библейское измерение – для распропагандированного христианина (увы, бывает и такое) совершенно очевидно, на чьей стороне Господь Бог, и дело той стороны, которую он поддерживает, сливается с делом Божиим до полной неразличимости, так что все, кто не поддерживает его, по определению являются богопротивниками. Появляются видения, откровения и пророчества, которые должны, от имени Божиего, ободрить наших в борьбе с гадами.

Четыре…

Четвертый признак – хотя часто именно он бросается в глаза первым – распропагандированный человек уверен, что все, кто не разделяет его взгляда на ситуацию, зомбированы пропагандой, только вражеской. Поскольку пропагандистская картина мира является кристально, пронзительно ясной – вот наши, вот гады, и в этом не может быть никаких сомнений – любой честный и разумный человек должен безоговорочно принимать эту картину.

Если он почему-то не принимает, этому может быть два объяснения. Первое – это нечестность. Он прекрасно понимает, что мы-то правы, но не присоединяется к нам, потому что его подкупили враги. «Ты скажи-ка, гадина, сколько тебе дадено». Второе – это помраченность гипнотической вражеской пропагандой. Иногда (впрочем, не так уж и часто) эта помраченность связана еще и с генетическими дефектами тех, кто не понимает нашей правоты.

Пять. Кто не спрятался – я не виноват

Пятый признак – дегуманизация несогласных. Поскольку всякий, кто имеет хоть каплю разума и совести, горячо поддерживает наше правое дело – ведь это ослепительно, как день, ясно, что оно правое – все, кто его не поддерживает, законченные дураки и негодяи, вести с которыми диалог бессмысленно. Их надо принудительно лечить, или изгнать, или еще что-нибудь с ними сделать – но только не разговаривать с ними как с людьми, имеющими право голоса.

Бог не за наших и не за гадов

Как можно выйти из-под воздействия пропаганды? Прежде всего, признать, что я подобен другим людям. Их можно распропагандировать, и меня тоже. Если они – зомбированные пропагандой идиоты, то и мне ничего не мешает в такового превратиться. Я не принадлежу к другому биологическому виду, у меня – как и у них – нет врожденного иммунитета. Если я испытываю праведный гнев – значит, кто-то хочет, чтобы я его испытывал. Если я размахиваю мечом Архангела, значит, кто-то незаметно вложил мне этот меч в руку. И, скорее всего, на самом деле этот меч – вовсе не Архангела, а кого-то другого. Надо отказаться от гнева, особенно праведного.

Далее, необходимо признать право других людей быть выслушанными – считать, что оппоненты суть идиоты, зомбированные пропагандой, есть признак, как раз, идиота, зомбированного пропагандой. Необходимо признать неизбежную односторонность – и, значит, относительность – своего взгляда на мир. Наше видение ситуации неизбежно субъективно, оно отражает не правду с большой буквы П, а наши личные или коллективные предпочтения. Это видение складывается из истинных фактов, ложных фактов, которые, однако, стали истинными в массовом восприятии, интерпретаций, переживаний – и всё это нанизывается на определенный объединяющий сюжет. Надо признать, что этот сюжет – один из сюжетов, эта картина происходящего – одна из возможных картин, другие люди могут придерживаться другой, и к этому надо относиться спокойно.

Наконец – это, наверное, самое важное – признать свою абсолютную лояльность не одной из конфликтующих сторон, а Богу. Бог не за наших и не за гадов. Бог есть Господь, а не чей-то союзник, пытаться завербовать Его на службу нашему Великому Правому Делу – значит употреблять Его имя напрасно. Одно из важных духовных открытий, которые стоит сделать – это то, что мнение Господа Бога, скорее всего, не совпадает с моим и мнением круга моих друзей. Вполне вероятно, Он хочет от меня чего-то другого. И вот воли Божией и следует искать – спокойно, упорно и серьезно.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
После встречи с пропагандой

Почему "До встречи с тобой" - антихристианский фильм?

Студентка в хиджабе: О свободе и светскости

Что такое «светское государство» и почему его понимают неправильно

Как ты смеешь тут ходить, по-турецки говорить?

Если никто не хочет играть в войнушку за врага, то врагом назначается бродячая кошка