60% учителей считают, что оценка за поведение может стать инструментом давления

1 августа. ПРАВМИР. 63,3% российских учителей опасаются, что оценка за поведение в школах — слишком субъективная. И может использоваться для давления на «неудобных» учеников или их родителей. 26,6% педагогов такой угрозы в новшестве не видят. Это показал опрос «Актион образования».
Несмотря на опасения, 62,5% опрошенных учителей в целом поддерживают идею введения оценки за поведение: 34,3% — полностью, 28,2% — «скорее за».
В то же время почти 38% педагогов настроены критически: 24,9% считают подход слишком субъективным, а 12,6% — резко против, называя такую меру нарушением прав ребенка.
Более половины респондентов (59,2%) полагают, что выставлять такую оценку должен сам учитель. Остальные предлагают передать это решение педсовету, администрации или учитывать мнение класса и родителей.
Половина участников опроса (50,8%) выступает против того, чтобы поведение влияло на перевод ребенка в другую школу, участие в олимпиадах или получение аттестата.
Противоположной точки зрения придерживаются 25,9%, а ещё 23,3% категорически не приемлют подобной связи.
По мнению эксперта «Актион образования» Екатерины Худяковой, без прозрачных правил и диалога с родителями такая система может спровоцировать конфликты и ухудшить отношения между школой и семьей.
«Только понятные критерии и процедуры обжалования позволят сделать нововведение безопасным и справедливым», — подчеркнула она.
С 1 сентября 2025 года Минпросвещения вводит оценки за поведение в 10 школах шести регионов России в рамках пилотного проекта. В пилотном проекте примут участие школы в Новгородской, Ярославской, Тульской областях, ЛНР, Чеченской Республике и Мордовии.
С 2026 года поведение учеников будут оценивать уже по всей стране.
В эксперименте будут участвовать ученики с 1-го по 8-й классы. Нововведение не коснется 9-х и 11-х классов, чтобы не создавать стресс перед экзаменами.
В мае Минпросвещения заявили, что рассматривают три варианта оценивания поведения школьников: по пятибалльной шкале, трехбалльной шкале или в виде зачета или незачета.
Оценивание поведения по пятибалльной шкале предполагает варианты отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно и совсем неудовлетворительно.
Вариант трехбалльной оценки означает, что школьнику могут выставить неудовлетворительное, удовлетворительное поведение или образцовое поведение.