Авиакатастрофа в Подмосковье: что известно на текущий момент

В Подмосковье, через несколько минут после взлета из аэропорта «Домодедово», разбился пассажирский самолет. На борту рейса в Орск был 71 человек, выживших нет. Предварительная причина крушения  — отказ и последующий взрыв одного из двигателей.

11 февраля самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» через 4 минуты после набора высоты около 2000 метров примерно в 14.30 мск, затем резко снизился и пропал с радаров. Место катастрофы — Раменский район Московской области.

2017 год был самым безопасным в мире в истории авиации, а в России последней крупной авиакатастрофой до вчерашнего дня было крушение Ту-154 в Сочи 25 декабря 2016 года, когда погибли 92 человека.

Сейчас расследованиями причин занимается Следственный комитет.  «Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета»,— заявили в Главном управлении  по расследованию особо важных дел СКР.  То есть следствие на данный момент не рассматривает версию теракта, самолет не мог быть подорван в воздухе или сбит с земли. Сообщений о неисправности воздушного судна от экипажа не поступало. «Следователи проверят все возможные версии авиакатастрофы, в том числе погодные условия, человеческий фактор, техническое состояние самолета и другие возможные варианты развития событий.  Предварительная причина крушения  — отказ и последующий взрыв одного из двигателей», – говорится в заявлении СК. В настоящее время следователи работают не только на месте происшествия, но также и в Саратове, Орске, Оренбурге, в аэропорту Домодедово. Обнаружено два черных ящика,  в поврежденном состоянии, но они должны быть пригодны для расшифровки записей. К расшифровке данных готовятся специалисты Международной авиационной комиссии, где также составляют схему места крушения самолета.

На месте поисков работают более 600 человек, сообщал ТАСС со ссылкой на МЧС. Спасатели обследовали территорию площадью 8 га в Раменском районе Московской области,  было обнаружено 30 обломков самолета и 200 фрагментов тел. Опознание тел погибших будет проводиться Московским бюро судебно-медицинской экспертизы. Медики уже отправились в Орск для забора образцов ДНК у родственников.

В сети доступен фрагмент аудиозаписи переговоров экипажа с диспетчером, нет никаких тревожных сообщений, сведений об аварийной ситуации, возможных технических проблемах, в какой-то момент самолет просто перестал выходить на связь.

А в аэропорту Орска поздним вечером собирались родственники, работали психологи, дежурили бригады скорой помощи. Сегодня в Оренбургской области объявлен траур, все праздничные мероприятия – Масленица, Сретенский бал – отменены,  в храмах служатся панихиды по погибшим. Епископ Орский и Гайский Ириней сразу после подтверждения информации о крушении прибыл в аэропорт. «Владыка сказал нам, что в епархии будут совершены панихиды по погибшим в авиакатастрофе, и уехал в аэропорт», – сообщила «Правмиру» руководитель информационно-издательского отдела Орской епархии Юлия Притула. Также она добавила, что в субботу этим же рейсом он прилетел из Москвы в Орск.  На месте с близкими погибших работают психологи и четыре священника, рассказал секретарь епархии протоиерей Сергий Баранов. Владыка Ириней лично утешал каждого и покинул аэропорт лишь для того, чтобы проводить женщину, потерявшую в авиакатастрофе сразу двух близких – мужа и сына. В Орске и Оренбурге люди несут цветы к центральным памятникам городов.

Телеграм-канал MASH привел технические полетные данные: «Показатели полета лайнера Ан-148 перед крушением: Ан-148 набрал высоту примерно в 1800 метров. Скорость – 600 км/ч. Затем машина по неизвестной причине начала снижение. Сначала до 1500 метров. После этого Ан-148 снова поднимается до 1800 метров и сразу ныряет вниз. Следом отметка – 900 метров. После этого исчезновение с экранов радаров».  

Майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов в эфире “Ъ FM” предположил, что катастрофа очень похожа на теракт с самолетом из Шарм-эш-Шейха: «Не хочется об этом говорить, но мне напоминает это Шарм-эш-Шейх — помните, когда самолет взлетел, набрал эшелон заданный, но случилось что-то с ним? Долго отрицали возможность теракта, в итоге к этому пришли выводу. Нашли. Когда посмотрят то, что осталось от самолета, если остались какие-то следы взрывчатки, то, скорее всего, это будет объявлено. Но просто так самолеты не падают, поверьте. Это очень надежный самолет, и летчики бы в любом случае доложили. Тут, я понял, доклада не было… Я могу примерно процентов на 90 сказать, что самолеты такого типа просто так не загораются в воздухе».

При этом обработка противообледенительной жидкостью разбившегося самолета АН-148 перед вылетом не проводилась, рассказал RNS источник, знакомый с ситуацией. По его информации, такое решение принял командир воздушного судна. Но обледенение обычно сказывается на самом взлете, а не при наборе высоты. Еще одной возможной причиной называлось некачественное топливо, но у других бортов с ним не было проблем. Одной из главных версий остается  — моментальное разрушение двигателя во время полета, когда осколки двигателя попадают в корпус самолета и разрушают его почти мгновенно. Ранее у самолетов Ан-148 уже происходили инциденты с двигателями в полете.

Ан-148 — новая модель. Эти ближнемагистральные самолеты начали выпускать только в 2009 году. У самолета два турбореактивных двигателя, он принимает на борт до 80 пассажиров. При этом производство самолетов Ан-148 в России сворачивается из-за ухудшения отношений с Украиной.  Разбившийся самолет был произведен менее 8 лет назад, начал летать в 2010 году в авиакомпании «Россия»,  в том числе, на зарубежных направлениях, в 2017 году машину купили «Саратовские авиалинии», сообщил источник «Интерфакса». Это единственный самолет, который выполнял ежедневные рейсы Москва-Орск-Москва.

Это первая авиакатастрофа «Саратовских авиалиний», но вторая для самолета этой модели. 2011 году аналогичный самолет разбился в Белгородской области во время учебно-тренировочного полета. Погиб весь экипаж из шести человек. Следствие выдвигало версию о том, что пилоты вышли на слишком большую скорость из-за неверных показаний приборов. Украинское КБ «Антонов», разрабатывавшее Ан-148, готово принять участие в расследовании причин катастрофы по приглашению МАКа. Украина назначила уполномоченного представителя и советников для участия в расследовании инцидента.

Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших в крушении самолета в Подмосковье и поручил правительству создать специальную комиссию в связи с авиакатастрофой. Президент перенес рабочую поездку в Сочи. На место крушения выехали министр транспорта Максим Соколов, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, губернатор Оренбургской области Юрий Берг вылетел в Москву. В Орск прилетел полномочный представитель президента  в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.

Святейший Патриарх Кирилл скорбит о трагедии в небе над Подмосковьем. Предстоятель Русской Церкви возносит свои молитвы о всех погибших в этой авиакатастрофе, молится об укреплении родных и близких погибших. Духовенство Орской епархии будет оказывать необходимую помощь и поддержку родственникам.

Священник Константин Кобелев почти 40 лет назад сам выжил в авиакатастрофе, когда погибло много людей: «Нужно найти в себе силы принять волю Божию и молиться за души погибших. Сейчас очень важно помолиться за души погибших. Родным и близким надо найти в себе силы, сходить в храм, отпеть их, обязательно почитать Псалтири. Делать это не только ради себя, чтобы утешиться, а ради души погибшего близкого».

Лия Шарова, пассажирка рейса Саратовских авиалиний, летала этим рейсом 2 и 5 февраля: «Я летела в командировку, это был единственный рейс, поездом очень далеко, еще можно лететь до Оренбурга, а оттуда поездом. Этот рейс каждый день один самолет выполняет туда-обратно, примерно 2,5 часа лета. Но за день до полета я подняла панику в соцсетях, меня даже успокаивали, что все будет в порядке. Я очень часто летаю, и было очень тревожно. Я очень редко летала на самолетах типа Ана, и поэтому искала информацию об авиакомпании, о самолетах, узнала, что у авиакомпании не было катастроф, у самолета были», – рассказала она Правмиру.

Список членов экипажа:

командир Валерий Губанов — опытный пилот с пятью тысячами часов налета,
Сергей Гамборян — второй пилот,
Анастасия Славинская — бортпроводник,
Виктория Коболь — проводник,
Олег Сергеев — техник,
Андрей Рябинин — техник.

Список пассажиров

Настоятель Казанского собора г. Орска священник Максим Бражников рассказал «Правмиру»: «Когда произошла катастрофа, владыка Ириней и духовник нашей епархии о. Сергий Баранов призвали всех священников быть максимально деликатными, сверхтактичными, всем сердцем и душой сострадать и соболезновать. Ничего не говорить от себя, но только выслушивать и покрывать любовью. Действительно, авиакатастрофа  – это случай из ряда вон выходящий. В Орске, где все друг другу друзья и родные, близкие, такого не было никогда. Ну что можно здесь сказать человеку? Мы можем сказать, что мы не знаем почему так сделал Господь. Сегодня утром в кафедральном соборе было много людей. Они плакали. Мы организовали график дежурства священников на всю неделю, чтобы родственники имели возможность прийти и поговорить.

Я говорю в таких случаях, что никто и никогда не даст вам однозначного ответа. Мы привыкли  к прямолинейным конструкциям: раз что-то случается — должны быть логические объяснения «почему не уберег Господь». Когда меня об этом спрашивают, я призываю попробовать задать этот вопрос  Богу. Он понимает вас лучше, чем я, лучше, чем любой другой священник. Господь обязательно ответит. Он ответит в любом случае. Ответит или жизненными обстоятельством, или каким-либо иным образом. Он не оставляет никого. Тайна всех смертей остается тайной, познать ее до конца, здесь на земле, мы не сможем. Какие-то вещи в нашей жизни происходят без ответа и нам надо это просто принять.

Единственное, чем мы можем помочь – это сострадать всем сердцем, плакать с плачущими».

О том, как раскрываются люди в чрезвычайных ситуациях «Правмиру» рассказала бывший психолог МЧС, практический психолог, кандидат психологических наук Лариса Пыжьянова.

На одной катастрофе запомнились двое мужчин, у обоих погибли жены и единственные дочери, дочери были даже примерно одного возраста. Но насколько по-разному мужчины это принимали, настолько по-разному реагировали! Один кричал, всех от себя отшвыривал, обвинял, что все не так работали, все специалисты были плохи. Не смогли, не нашли, не сделали… Мне было больно даже смотреть на него… Грустно и трагично, потому что человек лишил себя всяческой поддержки, в том числе и родственной. Этот несчастный мужчина сжигал себя этой ненавистью, но он так чувствовал, так видел – весь мир против него.

Со вторым мужчиной мы просто стояли и говорили, он мне рассказывал про свою жену и дочь. Он говорил, что они с женой друг друга очень любили, но по молодости им было сложно жить вместе. Они расстались, а потом снова встретились, поженились, родилась дочь. Представляете, какое у человека было безумное горе, но он ни про кого не сказал дурного слова, никого не обвинял, он просто стоял и рассказывал историю своей жизни.

Когда он у следователя описывал под протокол особые приметы, он говорил про свою жену: «У нее для ее возраста были удивительно красивые зубы, как жемчужинки. На голове у нее была ложбинка.» – «Травма какая-то?» – «Нет, это врожденное, я ее по голове гладил и говорил «ты моя…». Понимаете, в таких мелочах видно, какая любовь у человека и сколько горя… А дочь он даже не смог описывать. Он молча положил фотографию, и следователь по фотографии сделал описание. Я понимаю, что ему будет безумно тяжело, но та любовь, которая у него есть к жене и дочери, даст ему возможность выдержать. Я не знаю, откуда силы берутся, но вдруг глаза как-то прояснились, и он говорит: «Могу, смогу, буду жить дальше!»

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Но специалисты могут подсказать то, что не знают и не видят родители
Пишите шпаргалки, а в случае неудачи – покажите другой путь

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: