«Что
11-е воскресное евангелие на утрене – Ин 21:15–25 (зач. 67):

В те дни явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых, и говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною.

И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал это; и знаем, что истинно свидетельство его.

Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.

Аминь.

Сегодня мы читаем последнее из одиннадцати евангелий на воскресной утрене. Одновременно это конец Евангелия от Иоанна и всего Четвероевангелия. Нынешний фрагмент мы слышим не только на всенощном бдении под воскресенье несколько раз в году: он также читается в качестве рядового чтения на литургии Троицкой родительской субботы, на утрене в дни памяти апостола Иоанна Богослова (8/21 мая и 26 сентября / 9 октября) и на литургии в день поклонения веригам апостола Петра (16/29 января).

Последние два стиха Евангелия от Иоанна входят в состав литургийного чтения в дни памяти этого евангелиста.

Основное содержание финальной сцены четвертого Евангелия – диалог Иисуса с Петром, восстановление старшего из учеников в его апостольстве и – сразу же! – новые поручения, новые обязательства, возлагаемые на Петра. А кроме того – и предсказание о судьбе Петра, о его мученической смерти. Но Петр не может не поинтересоваться судьбой своего соученика – «ученика, которого любил Иисус», т. е. Иоанна: «Господи! А он что?»

В ответ Христос произносит фразу, которая стала предметом размышлений и споров для многих поколений христиан. И недоумение, которое породил ответ Иисуса, зафиксировано уже в самом Евангелии (ст. 23).

В качестве одного из вариантов разгадки я хотел бы процитировать Н.Т. Райта: «Ничего конкретного о судьбе Иоанна Иисус никогда не говорил. Он хотел сказать и сказал одно: что бы ни произошло с Иоанном, к Петру это отношения не имеет. Предположим, я позвал девочку: “Приходи, помоги мне в саду”. Девочка медлит, оглядывается на своего брата: “А он что будет делать?” А я отвечу: “Допустим, я попрошу его слетать на Луну, тебе-то что?” Это же не означает, что я в самом деле пошлю ее брата на Луну. Иисус не говорил, что Иоанн будет жить до Его возвращения. Он сказал просто и ясно: Петра это не касается» (Н. Т. Райт. Иоанн. Евангелие. Популярный комментарий. М.: ББИ, 2009. – С. 278).

Догадка остроумна, а разгадка, согласитесь, довольно прозаична. Не настаиваю именно на таком объяснении, но предлагаю пока что не пускаться в дальнейшие исследования. Так или иначе, суть ответа именно в этом – в его концовке: «…что тебе до того? Ты иди за Мною».

В афористической форме этот ответ неоднократно воспроизведен в «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса: «Я рассказываю каждому только его собственную историю», – говорит Аслан, когда тот или иной персонаж пытается спросить его о своем друге: «А он что?»

Такой ответ, конечно, разочаровывает. И ведь нельзя сказать, что вопрос задавался из одного лишь праздного любопытства: Иоанн – друг Петра, Шаста (герой повести «Конь и его мальчик») – друг Аравиты.

Вполне естественно интересоваться судьбой друзей, их прошлым и будущим. Однако в ответ – отказ. Но, проглотив горечь этого отказа, по некотором размышлении ты понимаешь, что покров тайны, скрывающий жизнь даже самых близких людей, – это по-своему правильно. Это даже хорошо, это просто прекрасно! Это значит, что Бог выстраивает личные отношения с каждым человеком. Это значит, что Он тактично признает за нами право не выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение, побуждая нас, с другой стороны, глубже вникать в эту самую свою собственную – а не чужую – жизнь.

Это значит, что Бог, хотя Он и неизмеримо выше, лучше, добрее, мудрее нас, – тем не менее, готов стать помощником и другом для любого, кто этого захочет. Именно другом, а не повелителем, который с высоты своего престола осматривает массы подвластных ему людей, не давая себе труда вглядеться в лицо и в душу отдельного человека. Но дружба – обоюдна; и потому Бог ожидает и от нас содействия, ожидает следования за Собой – следования не среди толпы, но по нашему личному, осознанному выбору, по дружбе, по любви к Нему.

Когда я читаю эти строки Евангелия (вопрос Петра и ответ Иисуса), мне почему-то всегда представляется устремленная вдаль дорога, не имеющая конца. По дороге идет Иисус, чуть позади – Петр, неподалёку от них Иоанн. Они идут – одновременно вместе и по отдельности. У каждого своя судьба: Иисус через несколько недель или дней взойдет к Отцу; Петр спустя три десятка лет будет распят на кресте; Иоанн переживет друга лет на тридцать-сорок.

И всё же у этой дороги нет конца: путь к Богу, как и путь к самому себе – бесконечен. Но у нас нет недостатка во времени, ведь мы рождены для вечной жизни. И пусть Господь и Спаситель наш Иисус Христос сподобит нас этой жизни в Царстве Отца – молитвами апостолов Петра и Иоанна и всех святых. Аминь.

*   *   *

В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также сегодняшнего евангелия можно увидеть здесь.

Ексапостиларий:

По Божественнем востании,

трижды Петра, любиши ли Мя, вопрошая Господь,

Своих овец предлагает пастыреначальника:

иже видя, егоже любляше Иисус, во след грядуща,

вопрошаше Владыку: сей же что?

Аще хощу, рече, пребывати сему,

дондеже и паки прииду,

что к тебе, друже Петре?

Перевод:

После Своего Божественного воскресения

Господь, трижды вопросив Петра: «Любишь ли ты Меня?»,

назначает его Своих овец пастыреначальником.

Он, увидев того, кого Иисус любил, во след идущим,

спросил Владыку: «А он что?» –

«Если Я и хочу, – сказал Господь, –

чтобы он пребывал, доколе Я вновь не приду,

что тебе до того, друг Петр?»

Богородичен:

О страшное таинство, о преславное чудо!

Смертию смерть всеконечне погублена бысть.

Кто убо не воспоет; и кто не поклонится Твоему воскресению, Слове,

и чисто рождшей Тя плотию Богородице?

Еяже молитвами, всех геенны избави.

Перевод:

О страшное таинство!

О необычайное чудо!

Смертью совершенно уничтожена смерть.

Кто же не воспоет Тебя,

и кто не поклонится Твоему воскресению, Слово,

и непорочно по плоти родившей Тебя Богородице?

Ее ходатайствами избавь всех от геенны.

Утренняя стихира:

Являя Себе учеником Твоим, Спасе,

по воскресении Симону дал еси овец паству,

за любве воздаяние,

яже о пастве попечения ищя.

Темже и глаголал еси:

аще любиши Мя, Петре,

паси агнцы Моя, паси овцы Моя.

Он же абие показуя друголюбное,

о друзем ученице вопрошаше.

Ихже молитвами, Христе, стадо Твое сохраняй,

от волков губящих е.

Перевод:

Являя Себя ученикам Своим по воскресении, Спаситель,

Ты Симону, в воздаяние за его любовь,

стадо овец вручил, с заботою пасти их требуя.

Потому Ты и говорил:

«Если любишь Меня, Петр,

паси агнцев Моих, паси овец Моих».

Он же, тотчас показывая горячую любовь,

о другом ученике спрашивал.

По их ходатайствам, Христе, паству Твою сохраняй

от волков, расхищающих ее.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.