«Дочь хороша и в литературе, и в точных науках. Как ей выбрать вуз?»

Вопрос. Дочь окончила 10-й класс, но в какой вуз поступать, все еще не решила — у нее и с естественными науками все хорошо, и литературой она увлекается, и в олимпиаде по истории участвовала. Впереди 11-й класс, времени все меньше, нужно готовиться к ЕГЭ. Как помочь ребенку с выбором?

Анна Шапоренко
Ответ. Могу предположить, что ребенок мультипотенциал. Сегодня, когда карьерная траектория строится на стыке самых разных умений и интересов, мультипотенциал оказывается крайне востребован обществом и работодателями. Достаточно вспомнить IT-медицину. Не только открытия делаются на стыке дисциплин и областей, новые области науки возникают в результате микса самых неожиданных направлений.
Когда мультипотенциалу предлагают сделать выбор, предпочесть что-то одно и отсечь другое, он естественно впадает в уныние. Такие подростки чувствуют, будто бы у них отнимают остальные их способности и умения. Эмоции здесь вполне обоснованы.
Другой вопрос: что делать родителям? Во-первых, им тяжело. Именно поэтому стоит учиться справляться с собственной тревожностью, чтобы не передавать и не транслировать ее детям.
Во-вторых, идти с подростком к специалисту. Я сама профориентолог, но собственного ребенка отправила к коллеге. Прекрасно понимаю, как родителям непросто сохранять нейтральную позицию и воздерживаться от лишних эмоций.
Эксперт по самоопределению снимет тревожность у ребенка. Поможет собрать в единую картинку сильные стороны и определить потенциал подростка.
Даст некоторое понимание, что все хорошо и надо потихоньку двигаться туда, где действительно интересно.
И только после этого можно начать определяться с направлением, в котором подросток сможет реализовать свои ценности, интересы, способности. Ребенок найдет области, в которых могут соединяться интерес к медицине с китайским языком, рисование с программированием.
И то, что на кухне кажется неразрешимым и концом света, в кабинете профориентолога вполне может оказаться решаемой ситуацией.
Наконец, сами родители могут рассказать, что есть профессии, а есть хобби, и строить параллельные карьеры сегодня, как и иметь несколько источников дохода, реально и допустимо. Разносторонность ребенка — это не тупиковая ситуация, это возможности!
Путь самоопределения не начинается в одиннадцатом классе, и даже не в десятом. Всегда интересно, с чем ребенок к этому возрасту пришел? Каков его кругозор? Что он знает о рынке труда? Каков уровень его финансовой грамотности? Насколько у него развиты soft skills — общечеловеческие умения и навыки и self skills — навыки саморегуляции и заботы о себе? Есть ли у него опыт управления деньгами или подработки? Умеет ли он к своим 16-17 годам делать выбор и брать на себя ответственность? Если перечисленное есть, такому ребенку с самоопределением гораздо легче.