«Грядый Господь на вольную страсть…»

В Неделю Цветоносную – Ин 12:1–18 (зач. 41):

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

 

Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Священник Феодор Людоговский

В прошлое воскресенье (точнее, в субботу вечером) мы слышали на утрене канон, посвященный притче о богаче и Лазаре (Лк 16:19–31). Притча эта, как мы помним, кончается таким диалогом богача и Авраама: «…прошу тебя, отче, – говорит праотцу богач, страдающий во аде, – пошли его [Лазаря] в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Горькая истина, заключенная в словах праотца Авраама, всецело подтверждается ныне. Уже не в притче, а на самом деле, при свидетелях, восстает из мертвых по велению Богочеловека иной Лазарь. Что может быть удивительнее и чудеснее воскрешения мертвеца, к тому же пробывшего уже четыре дня во гробе?

Однако какое впечатление производит это чудо на иудеев? Неодинаковое: одни (простой народ) радуются чуду и прославляют Иисуса; другие же (первосвященники, старейшины) решают убить и Иисуса, и Лазаря. Как будут говорить в нашей стране спустя девятнадцать веков после событий евангельской истории: «нет человека – нет проблемы».

 

Михаил Нестеров. "Воскрешение Лазаря"

Чудо, как мы видим, само по себе не было способно убедить людей в том, что Иисус, плотник из Назарета, – это чаемый Мессия, Христос. Любое чудо, совершавшееся Сыном Божьим в течение трех с половиной предшествующих лет, порождало толки и разделения в народе. Кто-то получал удостоверение в том, что уже подсказывало ему его сердце, а кто-то лишь еще больше ожесточался в своем неверии.

Именно поэтому Спаситель и не хотел творить чудес напоказ, исключительно как некий фокус: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, – говорил Он иудеям, – и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39). Почти все чудеса Спасителя – это либо исцеления, либо воскрешения. Христос «пользовался» Своей силой для того, чтобы помочь людям, которых Он любил, – знакомым, как тёща апостола Петра, или незнакомым, как наинская вдова и ее сын; но вместе с тем Его целью было укрепить в вере тех, кто уже веровал или был готов уверовать в Него как в Мессию.

Так же было и с Лазарем. Однако его воскрешение (быть может, благодаря близости Вифании к Иерусалиму) всколыхнуло огромные массы народа, собравшиеся в столицу на праздник. Уже далеко не только те иудеи, что плакали вместе с Марией и Марфой, но и совершенно чужие люди, услышав от других о чуде, с радостными криками встречают Иисуса, входящего в Иерусалим.

Но толпа переменчива, и те, кто сейчас (сами, должно быть, не очень понимая, почему) кричат «Осанна!», через несколько дней, поддавшись стадному инстинкту, будут столь же усердно и искренне вопить «Распни, распни Его!».

Иисус торжественно входит в Иерусалим. Можно подумать, что Он входит как царь, как победитель. Но мы прекрасно знаем, что это Его шествие – шествие на страдания. Таков путь, предначертанный Сыну Божьему волей Отца и Его собственной Божественной волей. Таков же путь Церкви и путь всякого христианина. Господь не обещал нам здесь, на земле, славы, почестей и богатства. Не обещал Он нам даже покоя и комфорта. Зато вполне определенно говорит Господь в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24). Сам Он именно так и сделал.

Посему негоже нам требовать признания и любви к себе со стороны «внешних»: мы не лучше и не выше нашего Учителя, «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр 12:2). Царство Его – не от мира сего; так и Его Церковь, доколе она остается Церковью, не может и не должна встраиваться, вписываться в мир сей: она – и шире, и выше его. Это относится и к каждому христианину в отдельности: быть в мире – но не от мира.

Сегодня – праздничный день. Но уже вечером мы услышим отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

Читайте также:

«Вот, мы восходим в Иерусалим…»

Вербное воскресенье – начало торжества безверия 

Вербное воскресенье

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: