Хотите
«Детям тоже нужно время для себя – отключиться от бомбардировки внешним миром, помечтать, заняться своими мыслями и открыть в себе то, что им интересно». Приглашенный научный сотрудник Университета Восточной Англии Тереза Белтон рассказывает, почему и детям, и взрослым необходимо время от времени витать в облаках.

Тереза Белтон

Книги, творческие занятия и спортивные секции, а также iPad и телевидение – родители используют все возможности, чтобы занять и развить своих детей. А что будет, если позволить детям время от времени просто бездельничать? Как это повлияет на их развитие?

Я начала размышлять об этом, когда в 1990-х годах изучала влияние телевидения на способность детей рассказывать истории. Во многих историях, написанных детьми от 10 до 12 лет в пяти разных школах Норфолка, меня поразил недостаток воображения, и я подумала, что этот эффект – влияние телевидения.

Более ранние исследования обнаружили, что телевидение действительно снижает творческие способности детей. Например, в широкомасштабном исследовании, проведенном в Канаде в 1980-х годах, сравнивались дети из трех общин – в одной телевизор имел четыре канала, в другой – один, и в третьей – ни одного.

Исследователи изучали эти общины два раза: первый, когда в них только появилось телевидение, а второй – два года спустя. Дети из общины без телевидения набрали значительно больше других баллов по навыкам дивергентного мышления и развитию воображения. Когда же и эти дети стали смотреть телевизор, эти навыки упали до того же уровня, что и у других детей.

Но воображение – важнейшее свойство, оно не только обогащает личный опыт, но и необходимо для умения сопереживать – воображать себя в чужой шкуре, – а также незаменимо для преображения действительности. И именно, чтобы убить время и защититься от скуки, дети (и взрослые) часто начинают смотреть телевизор или – в наши дни – хватаются за телефон и прочие девайсы.

Постепенно я стала замечать, что некоторые люди творческих профессий время от времени рассказывают, как важна была скука для развития их творчества – и в детстве, и сейчас. Я взяла интервью у некоторых из них.

Одной из них была писательница и актриса Мира Сайал. Она рассказала, как проводила школьные каникулы, сидя у окна и любуясь на сельский пейзаж, или занимаясь разными «не свойственными ей» делами, например, училась печь торты с соседской старушкой. Также именно скука заставила ее вести дневник, и именно так, она считает, началась ее писательская карьера. «Это очень освобождает, когда тебя побуждает к творчеству только лишь плавное течение времени и желание чем-то его заполнить», – сказала она.

В свою очередь известный нейробиолог Сьюзан Гринфилд рассказала мне, что в детстве у нее не было особо никаких занятий, и она много времени рисовала и писала разные истории. Впоследствии эти занятия вырастут в ее работу по научному исследованию поведения человека. И она по-прежнему предпочитает бумагу и ручку ноутбуку в самолете, всегда с радостью ожидая это время вынужденной паузы.

Спортивные, музыкальные и другие организованные активности, безусловно, могут принести пользу физическому, когнитивному, культурному и социальному развитию ребенка.

Но детям тоже нужно время для себя – отключиться от бомбардировки внешним миром, помечтать, заняться своими мыслями и открыть в себе то, что им интересно.

Не обязательно обладать каким-то особым творческим талантом или складом ума, чтобы извлечь выгоду из скуки. Для психического здоровья важно позволять уму время от времени витать в облаках. Также, согласно исследованию, если мы занимаемся какой-то заурядной, необременительной деятельностью, наш ум, витая в этот момент в облаках, скорее всего будет генерировать творческие идеи и находить пути решения проблем. Так что нужно научить детей наслаждаться бездельем, а не воспитывать их в уверенности, что они постоянно должны быть в тонусе или чем-то заняты.

Фото: unsplash

Что делать, если ребенок скучает

Родители часто чувствуют себя виноватыми, когда дети жалуются, что им скучно. Но на самом деле более конструктивно рассматривать скуку как преимущество, а не недостаток. У родителей есть своя роль, но не нужно спешить выдавать готовые решения. А детям в свою очередь нужны рядом взрослые, чтобы те помогли им в создании пространства, времени и места для шалостей (в пределах разумного, конечно, и последствия этих игр дети должны будут потом убрать сами).

Им также понадобятся некоторые материалы, но они не должны быть замысловатыми – простые вещи часто более универсальны. Мы все слышали историю о малыше, который предпочел дорогой игрушке простую коробку. Для детей старшего возраста это могут быть лупа, деревянные доски, корзина с шерстью и так далее – вещи, которые подарят им много счастливых занятых часов.

Но чтобы извлечь максимальную пользу из времени потенциальной скуки, да и из жизни в целом, детям нужны не только материальные, но и внутренние ресурсы. Такие качества, как любознательность, настойчивость, шаловливость, заинтересованность и смелость, позволяют им исследовать, создавать и развивать силу изобретательности, наблюдательности и концентрации. Они также помогают им научиться не останавливаться, если что-то не работает с первого раза, а повторить попытку. Поощряя развитие этих качеств, родители оказывают детям добрую услугу на всю жизнь.

Если у ребенка закончились идеи, предложите ему решить какую-то задачу, это может побудить его продолжать творчески занимать себя. Например, попросите разузнать, какую пищу его игрушечный динозавр предпочитает есть в саду, или предложите создать мультик с помощью друзей, используя камеру на телефоне.

Практически все родители хотят вырастить из своих детей независимых людей, способных проявлять инициативу и думать самостоятельно.

Но, когда вы за ребенка решаете, чем занять его время, вы не научите его ничему, кроме зависимости от внешних стимулов, будь то материальные блага или развлечения.

Доверяя же естественной склонности детей занимать себя самим, вы с гораздо большей вероятностью воспитаете независимых, здравомыслящих детей, у которых всегда много творческих идей.

На самом деле это касается нас всех. Умение «выключаться», ничего не делать и улетать мыслями в далекие дали полезно и взрослым. Давайте это делать почаще.

Перевод Марии Строгановой

Источник

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.