«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». (Мф. 5:13-16)

Вот уже несколько недель обсуждаются два заявления канцлера Германии Ангелы Меркель – о провалившейся политике мультикультурализма, и о том, что в Германии ослаблены христианские позиции. Очень отрадно, что в Европе обозначили беспокоящую многих проблему. Выступлению госпожи Ангелы Меркель предшествовал скандал – бурная реакция на книгу Тило Саррацина «Германия самоликвидируется» — о будущем ислама в Европе. Дискуссия была колоссальной. А госпожа Меркель уже  констатировала факт – провал интеграционной политики. Кстати, речь идет не только о провале интеграционной политики в отношении мусульман, но и в отношении других этнических и конфессиональных групп.

Взаимоотношения ислама и христианства складываются не первый век. В исламе существует достаточно глубокая внутренняя религиозная и культурная традиция, на этом основании складываются отношения религиозной психологии ислама по отношению к внешнему миру. Этот мир делится на Дар аль-Ислам (Территория мира) — земли, где уже утвердился Ислам, Дар аль-харб (Территория войны)- территории где пока существует языческая или атеистическая (читай сатанинская) власть и Дар аль-ахд (Территория мирного договора). Есть люди Писания – иудеи и христиане – последователи монотеистических религий, у которых с исламом есть общая религиозно связывающая база – книга Бытия. Людям Писания позволяется жить, иногда на довольно жестких условиях, внутри территорий, где утвердился ислам. Во многих, исторически мусульманских странах, например в Сирии, Турции, Ливане, сосуществование мусульман и христиан протекает в целом спокойно.

В Европе в настоящий момент проживает, и свободно исповедуют свою веру множество мусульманских общин. Они достаточно успешно интегрированы в юридическое и экономическое пространство европейских стран. Семьи обычно многодетны и законно пользуются всеми социальными благами, которые существуют в европейских странах. Внутренняя политика государств ЕС, закрепленная законодательно, не требует от иностранцев ассимиляции (то есть отказа от собственной религиозной и культурной самоидентификации), что, разумеется, правильно. Несмотря на это возникает внешне не связанный со всем вышесказанным парадокс и тревожная, для христианской цивилизации Европы, тенденция. Европейцы начинают опасаться, что Европа может стать территорией ислама.

Нужно задуматься, почему такая опасность существует.

С тех пор, как из общей конституции Европы была изъята мысль о том, что христианство является цивилизационно образующей религией для этой части мира (а это действительно исторический факт), европейские правительства, по сути, официально объявляют себя секулярным содружеством государств, из-за неверно понимаемой толерантности, отказывающихся от своих религиозных корней. Следовательно с точки зрения нормального и активно себя проявляющего в мире религиозного сознания носителей исламской традиции, Европейцы добровольно ставящие ценности «мира сего» выше их же собственных христианских ценностей — уже не люди Писания, поэтому религиозным долгом каждого мусульманина является «духовное завоевание» новообразованных «языческих» территорий.

Цивилизации могут и должны существовать вместе. Вот, например, в России есть опыт положительного сотрудничества – в течение многих веков православные и мусульмане мирно сосуществовали. Если исторически вспомнить даже насильственное включение таких исламских земель, как Казанское, Астраханское ханство, впоследствии Бухарский эмират и т.д. в состав Российского государства, то после естественных первичных проблем с местным мусульманским населением, впоследствии на всем пространстве Российской империи устанавливаются достойные, равноправные , добрососедские в социальном и религиозном смысле отношения.

Есть пример и в Европейской исторической ретроспективе — в Испании во время расцвета кордовского халифата, когда население христианское и мусульманское было примерно одинаково, отношения между ними были не просто веротерпимыми, в этом случае можно говорить, (разумеется, со многими оговорками), о творческом взаимодействии двух великих религиозных культур. И в этом, и во всех иных подобных примерах, это стало возможным только благодаря тому, что и христиане и мусульмане в равной степени исповедовали свою Веру не только на словах, но и на деле и были готовы умереть за нее, что вызывало и взаимное уважение и как следствие и социальный баланс в обществе.

Знаменитая британская кампания наружной рекламы: "Возможно, Бога нет"Мультикультурализм возможен, когда он основывается на одной твердой платформе. Говоря о Европе, не нужно забывать, что здесь этой платформой всегда было христианство, на этой основе выросла вся Европейская культура. Представьте, обратную ситуацию, если в любую исторически мусульманскую страну приедет много христиан, и они начнут агрессивную проповедь на «чужой территории» – что будет? Конечно, запретят и будут правы – вы на земле, которая исторически имеет исламские традиции.

В Европу, в Германию по разным политическим и экономическим причинам приезжает много иностранцев. Что видят мусульмане? То, что христианство (исходя из декларации ЕС) стало «культурным заповедником Европы», для мусульман это означает, что в духовном смысле есть пустое территориальное пространство, свободное для проповеди ислама. В этом случае нет тех моральных сдерживающих факторов, которые могли бы быть в ситуации, если бы объединенная Европа, и на уровне политического устроения, оставалась бы христианской страной.

Все ситуации в историческом пространстве повторяются. Ведь если заглянуть в прошлое, мы поймем, что мультикультурной Европа была уже со времен существования Римской империи, которая занимала почти всю территорию современной Европы и вбирала в себя многие народы. Все было подчинено единой римской идее, о всеобщем счастливом и равноправном существовании всех народов под властью Рима, которая базировалась на твердом законе (римское право) и военной силе. В начале четвертого века император Константин издает Миланский эдикт, по которому христианство становится легитимным. Начинается строительство новой христианской цивилизации, которая сохраняет внешние административные и политические формы, но уже является иной по духовному содержанию. Однако, в 476 году, уже христианская, Римская империя пала, под натиском варварских племен, рушится старый Рим и начинается эпоха варварских королевств. Начало совместного существования осколков христианской цивилизации с , пока еще, языческими народами. Так завоеватели постепенно принимают веру завоеванных народов. Благодаря подвигу новых христианских миссионеров в Европе на многие столетия утверждается великая Христианская цивилизация и культура.

Мы не говорим здесь о проблемах ислама. Будучи христианами, мы обязаны говорить о проблемах христианства, и сейчас мы поднимаем вопрос об ослаблении христианских позиций в Западной Европе.

Атеизм в Европе: На карте показано, сколько европейцев сказали, что верят в Бога.В настоящий момент, по крайней мере, на официальном уровне, Европа пытается построить свою цивилизацию только на достаточно нечетко сформулированных общечеловеческих ценностях, пробуя вместить все религии, все цивилизации и одновременно в повседневной реальности отказываясь от своей исторической Веры, изгоняя Бога из жизни, символики, школ и гимнов. Но христианство не исключает общечеловеческие ценности. Более того, второе произрастает из первого. Христианство признает в каждом другом человеке носителя бессмертного образа Вечного Бога и, следовательно, его неповторимую личностную уникальность. Но если человеческая индивидуальность перестанет дышать «горним» воздухом, если общечеловеческие ценности будут сведены до уровня «ты меня не трогаешь, я тебя не трогаю» , «я тебе не мешаю, и ты – главное – мне не мешай», тогда действительно такую бесперспективную цивилизацию пора сдавать в музей

Ислам будет уважать только равноценного партнера по диалогу. Если европейское общество будет носителем веры, если люди будут религиозны, причем общество должно быть именно монотеистическим и христианским, не только на словах, но и на деле, тогда возможно не только мирное сосуществование, но и творческий диалог культур.

Об авторах: Тимофей и Эльвира Китнисы — руководители паломнического центра святого апостола Фомы в Европе, в течение многих лет организуют паломничества верующих к святыням неразделенной Церкви, представители журнала «Фома» в Европе.

О некоторых поездках с центром св. ап. Фомы можно прочитать в статьях:

Туринская плащаница

Туринская Плащаница – Пятое Евангелие XX века

Терновый венец Христа

Мученики Трирские

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.