Вопрос. С 6-го по 8-й класс сын учился в школе, где отношения с одноклассниками не сложились. С ним никто не хотел общаться, а один из ребят, выбрав его жертвой, методично гнобил. В лицо, за глаза, в чате класса натравливал остальных. Попытки поговорить с родителями этого мальчика успехом не увенчались. Мой сын спал и видел, как бы поскорее закончить 9-й класс и перейти в профильную школу. Он много учился, старался, главное, надеялся, что в новом коллективе его воспримут с чистого листа, без негативного шлейфа жертвы. По иронии судьбы в тот же класс поступил и его агрессор. Что сделать, чтобы травля не продолжилась?
Травля может повториться?
Предыдущий опыт был настолько негативным, что кажется — все повторится. Так бывает, но вероятность ничтожно мала.
Во-первых, если пик травли приходится на 6–8-е классы, то к 9–10–11-му классу дети подрастают и то, что было весело в 12 лет, в 16 уже скучно. К выпускным классам школы у подростков появляются гораздо более важные задачи и интересы: личностное общение, формирование новых связей, отношений, интерес к противоположному полу. Наконец, учеба становится более серьезной и интенсивной. Экзамены, конкурсы, олимпиады, репетиторы. На травлю остается гораздо меньше сил, времени и энергии.
Во-вторых, травля — явление групповое. Разгорится она или нет, зависит не только от ее инициатора, но и от того, каким был коллектив, как складывались взаимоотношения между ребятами, поддерживали или игнорировали они ситуацию травли, насколько внимательно относились и реагировали на травлю педагоги, считали ли, что дети сами должны разобраться. Один агрессор, другой жертва в классе не потому, что эти роли присущи конкретным людям, а потому что так сложилась ситуация.
В-третьих, в новой школе и профильном классе все дети в равной позиции.
Все новички и друг с другом не знакомы. Это значит, предыдущие роли обнуляются. Остается только память опыта, которая может давить и на жертву, и на агрессора.
В-четвертых, многие агрессоры заложники своих ролей, как и жертвы, кстати. Если ситуация меняется, предсказать, какой именно выбор сделает человек, практически невозможно. Необязательно, что в пользу агрессии. К тому же исследования показывают: когда жертва и агрессор выходят из привычной среды, часто они начинают взаимодействовать по-другому — либо доброжелательно контактируют, либо соблюдают стойкий нейтралитет.
Смотрите на ситуацию шире
Внутренние опасения родителей, дети которых оказались жертвами травли, понятны. Однако взрослым и детям важно избегать ситуаций самосбывающихся пророчеств. Если смотреть на ситуацию шире, она не будет казаться патовой, безысходной, какой-то магической катастрофой.
Самосбывающиеся пророчества — это психологический механизм, в котором ожидание так довлеет над человеком, что в итоге становится реальностью. Предвосхищая или опасаясь развития события по определенному сценарию, человек начинает замечать проявления того, чего так сильно боится или ждет. Главное, начинает вести себя так, что сам провоцирует развитие событий именно «по тому самому» сценарию.
Самосбывающиеся пророчества могут работать как в плюс, так и в минус. Например, листая газету, человек наткнулся на гороскоп. Даже если там написана полная абракадабра, суть которой сводится к тому, что день обещает быть хорошим, а большая покупка — удачной, человек начинает проживать этот день как хороший. Он с легкостью совершает смелую покупку. Получая удовольствие от сделанного, он уверен, что покупка и правда удачная.
И наоборот. Напряженное ожидание травли, например, может спровоцировать травлю. Неуверенная поза, затравленный взгляд, желание дистанцироваться от коллектива, ожидание всего самого худшего, робость, скованность, закрытость. Все это может вызвать если не буллинг, то, как минимум, дать коллективу сигнал, что ребенок не готов общаться, проявлять себя, раскрываться.
Новый коллектив — новые правила
Ситуация, когда жертва и агрессор попадают в новый коллектив, где они ни с кем не знакомы, уникальная. У обоих появляется не только исключительная возможность переиграть привычный сценарий отношений жертва-агрессор. Возникает преимущество в общении друг с другом перед остальными. Они-то знакомы! У них есть представление, чего можно ожидать друг от друга. Может даже произойти сокращение дистанции. По отношению к остальному большому и неизвестному коллективу маленький известный тандем может казаться более безопасным и перспективным.
В новой ситуации наши роли автоматически обнуляются. Мы всегда вынуждены писать свою историю с чистого листа. При этом любой человек в новом коллективе озабочен собой. Какое произведет впечатление на остальных? Найдет ли единомышленников и товарищей? Как отнесутся к нему учителя? Потянет ли учебу? Когда в голове масса проблем и размышлений о себе, идея травить кого-то, даже если гипотетически существует в поле внимания агрессора, гарантированно занимает последние строчки чарта. В этом смысле у ребенка, который боится повторения агрессии в новом коллективе, есть временнóе преимущество, которое стоит употребить с пользой.
Соблюдайте баланс
Травля не происходит там, где есть открытые и доброжелательные отношения в коллективе. Ее не бывает там, где ребята предпочитают по-доброму общаться друг с другом, доверять и раскрываться. Она не случается в коллективах, которые считают травлю недопустимой.
Ребенку в новом классе важно буквально с первых дней подружиться с максимальным количеством ребят. Необходимо наладить социальные связи и контакты. Впрочем, соблюдая баланс и не допуская подобострастного и навязчивого поведения или хвастливого и горделивого. Важно сохранять открытое, спокойное, доброжелательное и заинтересованное общение.
Родителям стоит учить ребенка стараться узнать других детей, их интересы и то, чем они живут. Не бояться предлагать дружбу.
Даже такая мелочь, как вместе ходить в школу или из школы, позволяет обрести уверенность, что ты не одинок.
Значимые социальные контакты создают вокруг нас безопасную зону и лишают потенциального агрессора не только желания, потребности, но и возможности нападать.
Выбирайте роль партнера и друга
Агрессоры — заложники своей роли. Но смена обстоятельств, коллектива, взросление, некоторый внутренний рост несут с собой и новые открытия о последствиях собственных поступков. Чем старше ребенок, тем более осознанно он ведет себя, понимая, чем чревато его поведение.
Чем старше подросток, тем очевиднее он понимает, что яркое, демонстративное, жесткое поведение — не лучшая тактика. И настроить коллектив таким поведением против себя шансов гораздо больше, чем вызвать восхищение и уважение.
По опыту скажу, что в новых коллективах большинство подростков предпочитают занимать выжидательную позицию. Выигрывают те, кто ведет себя доброжелательно, социально открыто и гибко. Тянутся и объединяются с теми, кто безопасен. Многие потенциальные агрессоры это интуитивно чувствуют и редко, приходя в чужой монастырь, устанавливают собственный устав. Новый коллектив — это уникальная возможность выбрать для себя другую роль. Желательно, чтобы это была роль социального партнера.
Перестаньте бояться
Страх жертвы может сковать любого из нас и поставить в позицию за пределами коллектива. Ребенку может быть страшно отвечать. Он может думать над каждым словом и бояться ошибиться. Может опасаться выглядеть смешным.
Важно перестать бояться! Правда, одномоментно это не получится. Это длительный процесс, но преодолимый и дающий результаты. Начать действовать стоит в нескольких направлениях.
Расскажите о своих тревогах
Порой родителям подростка достаточно наладить контакт с классным руководителем, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее. Позиция педагога по отношению к травле всегда первостепенна. Если учитель категорически не приемлет такие формы взаимодействия между детьми, если останавливает травлю на корню и не позволяет пламени разрастаться, только тогда травля перестает быть легким способом для агрессора добиваться своих целей: самоутверждения, власти, развлечения. Именно поэтому стоит поделиться с педагогом своими тревогами.
Нет, не нужно пытаться поставить агрессора на учет. В конце концов, жизненные обстоятельства бывают разными.
Мы не знаем, как у другого ребенка складываются отношения в семье, дома и почему он выбирает для себя путь агрессии. Поэтому вешать ярлык — непродуктивно и опасно.
Однако важно рассказать о ситуации травли, обстоятельствах, продолжительности и о том, что в другом коллективе решить проблему не получилось. Не стесняйтесь донести до учителя свои переживания и опасения. Сделайте педагога союзником.
Травля мешает педагогам сохранять дисциплину, она влияет на успеваемость учеников и в целом на атмосферу в классе. Есть надежда, что педагоги это понимают. Старайтесь договориться пресекать негативные ситуации и поползновения к травле. Информирование о травле смещает фокус внимания педагога в эту сторону.
Нелишним будет поинтересоваться, знает ли педагог, каковы проявления травли, способы борьбы с ней, главное, есть ли опыт преодоления и выхода из подобных ситуаций. Если окажется, что опыта нет, можно предложить методическую литературу или прислать ссылки на бесплатные материалы для педагогов. В новом учебном году стартует Антибуллинговая программа для школ от проекта «Травли.нет». Она полностью бесплатна, для участия достаточно зарегистрироваться.
Подобные беседы дадут ощущение спокойствия и уверенности не только родителю, но и самому ребенку. Если дети видят, что родители вступаются за них, им становится легче. Подростки понимают, что не одиноки и не обязаны быть заложниками неприятных обстоятельств и предыдущей ситуации. Они начинают осознавать, что могут вести себя иначе, чем привыкли, когда были жертвами травли.
Подготовьте импровизацию заранее
Для преодоления детских и подростковых страхов стоит начать с тренировок в семье. Попробуйте воспроизвести худшие сценарии, придумайте негативные сюжеты, которые могут возникнуть в общении. Подберите правильные и оригинальные ответы. Лучшая импровизация — заранее подготовленная.
Попробуйте разыграть ситуации по ролям, меняясь местами. Например, мама или папа пусть выступят обидчиком и нападающим, а ребенок попробует разные ответы. Заранее заготовленные фразы должны отскакивать от зубов. Это как если бы ночью вас разбудили и спросили, что такое биссектриса.
Тренируйтесь каждый день и по чуть-чуть. Это не только даст ребенку опору и понимание, как себя вести. Такого рода семейные тренировки станут дополнительным фактором доверия ребенка и родителей. Ребенок будет ощущать, что не безразличен, не беззащитен, на его стороне правда и сила.
Конечно, такой тренинг не сотворит чудо. Если много лет боялся, перестать бояться за один день не получится. Но обрести в подобных тренировках внутреннюю уверенность вполне реально. На выходе у ребенка должно сформироваться стойкое чувство: «Я отказываюсь позволять страху внутри меня управлять моей жизнью».
Победите проекцию агрессора
Задача родителя — убедить собственного ребенка, что другой — каким бы сильным, умным, находчивым и агрессивным ни был — не монстр. И пусть сложно простить и забыть все, что было. Но другой — такой же человек со своими слабостями и трудностями.
Когда мы находим возможность посмотреть на ситуацию шире, когда начинаем глубоко размышлять о чужих мотивах поведения, автоматически становится легче. Ведь тогда в другом мы видим человека, а не всесильное, всемогущее и влиятельное чудовище, как обычно рисует нам агрессора наше воображение. Как бы фантастично ни звучало, но образ другого живет у нас внутри. Образ агрессора живет внутри жертвы. Поэтому-то, видя агрессора, жертва автоматически начинает пасовать, трястись, бояться, даже если агрессор не успел открыть рта.
Помогите ребенку победить внутреннюю проекцию агрессора. Не дайте возможности ей управлять жизнью — это выбор и волевой акт.
Владейте своим телом
Наше тело порой играет с нами злую шутку. Поза, неловкость и неуверенность движений выдают внутреннее состояние. Поэтому для детей, подвергавшихся травле, занятия спортом могут стать инструментом обретения уверенности в себе.
Нет, речь не о боксе, где учат бить и калечить других, а не только отражать удары. Необходимо заниматься спортом, который даст уверенность в управлении своим телом, откроет его силу и научит контакту с ним.
Даже небольшие, но ежедневные физические упражнения, зарядка, непродолжительные прогулки — это не просто залог здоровья, все это инструменты, которые превращают тело в нашего союзника.
Это способ расправить плечи и держать голову поднятой, что и придает уверенности в себе. Владеешь телом — владеешь эмоциями.
Нелишним будет изучить перед зеркалом собственное лицо, мимику и потренироваться улыбаться. Были проведены исследования, которые доказали, что даже простое воспроизведение улыбки на уровне мимики улучшает настроение. Например, в одном из экспериментов людям предлагалось просто взять карандаш в зубы. Для этого приходилось растягивать рот в некое подобие улыбки. Оказалось, что даже это движение губ улучшило настроение испытуемым.
Когда мы копируем кого-то, мы становимся тем, кого копируем. Расправляя плечи, как могучие богатыри, мы чувствуем себя больше, выше, сильнее, увереннее. Улыбаясь, чувствуем себя счастливее. Главное, не перестараться и сохранять доверие и доброжелательность внутри себя.
Вводите свои правила
Травлю легко заметить и распознать, а вот адекватно реагировать на нее довольно сложно. Сложнее всего тем, кто сталкивался с буллингом. Обжегся на молоке, дуешь на воду. Любые поползновения и намеки легко считать как травлю. Этого надо остерегаться.
Самое неприятное, что буллинг из открытой очной формы распространил свои щупальца и в социальные сети. Отсюда еще одна простая рекомендация. Новый коллектив непременно создаст новый чат. Здесь можно сразу выступать инициатором введения правил: «Ребята, давайте договоримся о некоторых правилах, которые нам всем помогут. Речь не о правилах, как в школе, а о таких, которые наше общение сделают интересным и безопасным. Давайте не будем спамить в чате, не станем перегружать чат голосовыми сообщениями, будем уважительно общаться, не используя оскорблений. В противном случае виновник получает предупреждение, и если не прекратит — отправляется в бан».
Называйте вещи своими именами
Если травля все-таки начинается, то главное правило — называть вещи своими именами: «Знаете, то, что происходит, — это травля». Казалось бы, предельно простая фраза. Однако многих она останавливает, не факт, что окончательно, но точно взбадривает, дает подумать и переосмыслить ситуацию.
Пока весело — легко прятаться за спинами инициаторов и поддерживать травлю, не видя своего участия и ответственности.
Но как только ситуацию называют, участники вынуждены делать сознательный выбор: либо продолжать, либо остановиться. Многие останавливаются.
Будьте себе лучшим другом
Наконец, последнее. Если ребенок эмоционально устойчив, можно попробовать продемонстрировать агрессору готовность начать отношения с чистого листа. Прийти и спокойно сказать: «Привет!» Если же в ответ человек попытается действовать, исходя из предыдущих моделей поведения, стоит его остановить: «Слушай, нам не по десять лет. Уже не смешно. Мне это слушать неинтересно». Конечно, фразу нужно придумать заранее и ту, которая подойдет ребенку, которую он сможет легко и непринужденно произнести устало равнодушным тоном.
Главное, научите ребенка быть на своей стороне! Быть своим самым лучшим другом, который только может встретиться. Когда человек говорит с собой с позиции такого друга, внутри находятся слова и поддержки, и утешения, и защиты. Быть себе лучшим другом и держать удар — вот хороший инструмент и способ противодействия травле.
Фото: freepik.com, pexels.com