Как провести пасхальный флешмоб

Разноцветные шары, гигантские яйца и хороводы
16 апреля более сотни детей отметили Пасху флешмобом в одном из столичных торговых центров, собравшись в большой хоровод. “Правмир” рассказывает, как провести удачный флешмоб.

Умная толпа

Понятие «умной толпы» ввел в обиход в 2003 году американский социолог Говард Рейнольд. В одном из своих трудов он рассуждал об идее мобильной самоорганизации и описал реальный феномен: толпа, вооруженная средствами связи, обеспечивающими быстрое оповещение участников акции, способна к самоорганизации. Социолог не подозревал насколько быстро читающая публика подхватит его идею и воплотит в жизнь. В том же году первые флешмобы волной прокатились по Америке.

Обескуражить, вызвать недоумение и развеселить – главные цели флешмобов. Заранее продумав и обсудив сценарий в социальных группах, участники шокируют окружающих синхронностью, внезапностью и часто бессмысленностью своих действий. Большинство флешмобов – веселые акции молодежи.

Фанаты собрались на платформе, мимо которой проедет поезд с рок-звездой, и отчаянно машут платочками. Или из разных концов мебельного магазина люди вдруг стекаются к одному ковру и требуют продать именно его именно им.

Фото: izhlife.ru / Анастасия Малышева

Фото: izhlife.ru / Анастасия Малышева

Спонтанность происходящего – главный принцип флешмоба.

Окружающих должно окатить, как из душа, внезапным нарушением привычного порядка вещей.

Например, однажды японцы были шокированы поведением своих соотечественников в одном из аэропортов. Множество людей кудахтали с самым серьезным видом и разошлись, оставив после себя на мраморном полу по куриному яйцу.

Нет порядка — не жди успеха

На заре флешмоб-акций на специальных сайтах прописывались правила и условия участия. Излюбленными местами мобберов, как их еще называют, являются метро, вокзалы, аэропорты. С некоторых пор – торговые центры.

Строгое соблюдение регламента действий призвано обеспечить безопасность зрителей и участников и эффект от акции.

Вы стоите на длинном эскалаторе в метро и замечаете, что спускающиеся вниз люди держат в руках таблички. Слова этих табличек постепенно складываются для вас в предложение: Роб. Хочет. Дать вам. Пятерню. Это — Роб. Веселый молодой человек, над которым кто-то держит плакат со стрелкой, улыбается, протягивая поднятую для дружеского хлопка ладонь. Весело? Весело.

Как всякая идея, флешмобы развиваются во времени. Несмотря на девиз «вне политики и экономики», они трансформируются, наполняются идеологически, все еще сохраняют другой важный принцип – массовость участников и внешняя спонтанность.

У флешмобов есть сторонники и противники. Последние уверены, что флешмобы — занятие бессмысленное, оно взращивает в людях вседозволенность, привычку нарушать сложившийся порядок и устои, использоваться в корыстных целях и порождать массовые беспорядки.

Пасхальное яйцо

Среди флешмобов отдельным жанром стали арт-мобы. Это акции, которые имеют некоторую художественную ценность. Арт-моб помимо продуманного сценария, предполагает длительные репетиции. Многочисленность встреч и серьезная подготовка обеспечивает запоминающейся эффект. Но к участию приглашаются и непрофессионалы.

Таким арт-мобом на Пасху в 2015 году стал сбор юношей и девушек перед Храмом Христа Спасителя. Молодые люди выстроились в фигуру гигантского красного пасхального яйца с белой надписью «ХВ». По команде выпустили в небо разноцветные шары. Этот арт-моб приветственным словом открыл Патриарх.

Фото: mosmolod.ru

Фото: mosmolod.ru

Аналогичный флешмоб состоялся в 2016 году в Саранске. Его масштаб был чуть скромнее, чем в Москве, но видео, снятое с жужжащих квадрокоптеров, также выложили в интернет.

Телефон в помощь

Самое главное — снять происходящее на всевозможные носители информации. Случайные прохожие непременно попытаются заснять необычное действо на телефоны и выложить на собственных страничках в Фейсбуке, Вконткате, Одноклассниках, Инстраграмме. Но среди участников арт-мобов (хотя это и противоречит первоначальным правилам) теперь обязательно есть несколько человек, которые участвуют в акции своими камерами. Через несколько дней после флешмоба смонтированное видео выкладывают в сеть с соответствующими хештегами.

Самым ярким и растиражированным православным флешмобом был арт-моб группы «Ихтис» на Рождество 2011 года, который прошел в торговом центре «Атриум». Посетители, мирно попивавшие кофе в главном вестибюле магазина с неплохой акустикой, с удовольствием подпевали песне «Добрый вечер тоби».

Весной того же 2011 года знаменитый ансамбль и им сочувствующие исполнили «Христос Анести», «Да воскреснет Бог» и еще несколько песен в Камергерском переулке. На улице, по знаку «маяка» (специального человека, который дает отмашку акции) один за другим «дворники», «случайные девочки в костюмах фей», «прохожие» начали петь. Улица посреди Москвы на несколько минут превратилась в ликующее пасхальное многоголосие. Солист группы «Ихтис» Адриан Гусейнов, по совместительству “человек с метлой”, закончив свою партию, влился в толпу и продолжил наводить чистоту в переулке.

Инструкция

Как провести флешмоб самому? Какие сложности могут возникнуть? Рассказывает фольклорист Константин Некрасов, представитель Дирекции образовательных программ Департамента культуры города Москвы — организатора Пасхального флешмоба МШИ.

Почему флешмоб?

Это современная форма. Одно дело — концерт, на который дети по заданию идут выступать. Другое — флешмоб, необычная и новая форма, которая дает им дополнительную мотивацию.

Флешмоб – короткая мысль, которую можно быстро, четко и ясно выразить. В современном окружающем нас мире информация передаётся и воспринимается очень быстро, поэтому она должна быть понятной и яркой.

Флешмоб для детей – вспышка чего-то увлекательного и модного, возможность лаконично и красиво донести свои идеи городу и миру. Дети находятся в предвкушении внезапности и того обескураживающего эффекта, который они произведут на окружающих.

Фото: Ефим Эрихман

Фото: Ефим Эрихман

Как это было

Около ста детей и студентов, да и просто прохожих завели большой хоровод.

В финале выстроились в рисунок Древа – символа мироздания в представлениях наших предков. Корни – прошлое поколение, ствол – мы, ветки и листья – потомки. Мировое древо изображалось в орнаментах на одежде людей, на бытовых предметах и в хороводах.

В таких хороводах могло участвовать множество людей. На большом пространстве заводили не один, а несколько. В деревне Лопотни, где я был в экспедиции, находилось около 800 дворов, и хороводы, по рассказам местных жителей, насчитывали много сотен человек.

Фото: Ефим Эрихман

Фото: Ефим Эрихман

Танки водила не только молодежь, но и замужние и  женатые люди. Старики участвовали по возможности, если физическое состояние позволяло. Считалось, что энергия участников скапливается и оказывает благотворное влияние. Бабушки нам рассказывали, что больных старались ставить в конец хоровода – он был выходом энергии. Говорят, что даже выздоравливали. Хоровод символизировал жизненный путь. Если ты вставал в него, значит включался в общее дело, принимал определённый жизненный путь, по которому должен пройти, как по хороводу.

Где проводить и откуда лучше наблюдать

Идея сочетать современные ритмы города и народные пасхальные (волочебные) песни у нас появилась давно и зрела долго. Мы решили, что делать это нужно в торговом центре. Зрителей там гораздо больше, чем, скажем, в переулке. На улице в праздники много других активностей, которые перетягивают на себя внимание. Да и звук разлетается, слова непонятны. Торговый центр – это сосредоточение большого числа людей, что обеспечивает привлечение внимания к чему-то одному, в нашем случае к детям, которые водят огромный хоровод.

Торговый центр – огромное пространство со вторым светом и большой площадкой. За происходящим можно наблюдать с балконов. Курский танок – красивый, живой, двигающийся рисунок, который можно наблюдать с любой точки. Но снимать на видео, конечно, лучше сверху.

Фото: Ефим Эрихман

Фото: Ефим Эрихман

Как готовиться

Наш флешмоб — спонтанная и не вполне запланированная акция. Дети и студенты не всегда могут приехать на репетиции, поэтому руководителей фольклорных ансамблей, которых мы пригласили, просто предупредили, что мы заведем танок. Идея флешмоба не в том, чтобы отрепетировать, а в том, чтобы на месте создать совместное действо, атмосферную реальность. И спонтанно раствориться.

Обсуждать ли планы с руководством торговых центров

Конечно. Мы провели множество совещаний с руководством «Авиапарка». Без решения администрации ничего нельзя сделать. На детей должно работать множество служб: усилена охрана, привлечена полиция, обеспечена медицинская помощь. Музыку в торговом центре должны отключить вовремя, сотрудники магазинов должны понимать, что сейчас будет что-то происходить, и не пугаться. Внезапным все является только для посетителей торгового центра. Для остальных – это подготовленное мероприятие, пусть и продолжительностью в 5-10 минут.

Фото: Ефим Эрихман

Фото: Ефим Эрихман

Как публика реагирует на флешмобы

Пару лет назад, на святки, я участвовал в арт-мобе с ансамблем «Ромода» в другом торговом центре. Публика реагировала круто. Все снимали, кто-то включался в нашу кадриль и песни.

Такие флешмобы привлекают внимание к традиционной культуре нефольклорной аудитории, то есть людей далеких от народной культуры. Можно сколько угодно между собой собираться и петь песни, но если не пополнять сообщество, не включать новых людей, то грош цена нашим усилиям. Традиционная культура действительно в этом случае становится мертвым искусством.

Фото: Ефим Эрихман

Фото: Ефим Эрихман

Почему флешмоб на Пасху

Я человек верующий, пою на клиросе и вижу, что число людей в храмах растет. Но немало и тех, кто от церкви далек, хотя понимает, что как-то причастен к русской культуре, неотъемлемой частью которой является православие. Задумываясь, что на Пасху нужно куда-то выйти, такие люди пойдут не в храм, а на улицу, в парк, но скорее – в торговый центр, где мы можем показать, что есть такой праздник – Пасха, что его можно вместе весело отпраздновать.

Фото: Ефим Эрихман

Фото: Ефим Эрихман

Можно ли выносить пасхальную радость в торговый центр

Мы не поем тропарь, не христосуемся, а исполняем как бы «светские» песни. Сейчас они называются народными, а раньше их пели все и вне храма и без особого повода. Кто-то приходит на флешмоб, чтобы прославить Воскресение Христа, а кто-то – чтобы порадоваться всем вместе в общем хороводе.

Нам важно создать для детей среду, в которой они учатся самостоятельно взаимодействовать посредством традиционной культуры. Наверное, это главная цель нашего общего действа.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Материалы по теме
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.