«Мама,
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Можно ли в три года увлечь ребенка математикой так, чтобы он потом сдал ЕГЭ на 100 баллов? Конечно, можно. В этом поможет метод STEAM (Science — наука, Technology — технологии, Engineering — инженерное дело, Art — искусство, Maths — математика). «Правмир» публикует отрывок из книги «Хочу учиться», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

Нейропластичность

Нейропластичность — замечательное свойство нашего мозга, которое позволяет ему изменяться в течение жизни в результате обучения. Причем модифицируются и адаптируются не только его функции, но и анатомическое строение. 

До недавних пор считалось, что нейропластичность имеет срок годности и доступна только людям до 20–25 лет, но актуальные исследования показывают, что наш мозг меняется в течение всей жизни, что, в принципе, логично, ведь мы можем осваивать новые навыки и обучаться в любом возрасте.

Однако пик нейропластичности приходится на подростковый возраст и по-настоящему феноменален у дошкольников.

Только вдумайтесь, сколько всего должен узнать малыш от рождения до 3 лет. А до 6 лет? 

Как же новая информация укладывается в мозге? Клетки мозга называются нейронами. Поразительно, но «ум» измеряется не количеством нейронов, а — в гораздо большей степени — количеством связей между ними. Такие связи называются синапсами. В процессе обучения количество синаптических связей увеличивается. Каждое новое слово, новое изображение, аромат, вкус, ощущение, движение рождают множество новых связей, образуя нейронную сеть. 

Чем чаще мы сталкиваемся с тем или иным опытом, тем более прочной становится связь между нейронами, выстраивается дорожка, позволяющая нашему мозгу быстро находить информацию и применять ее. И напротив, связи, которыми мозг не пользуется, со временем ослабевают и исчезают. Именно поэтому мы забываем некоторые вещи и утрачиваем ряд навыков без регулярной тренировки.

В течение жизни способность образовывать новые нейроны и синаптические связи между ними изменяется неравномерно. Вскоре после рождения начинается критический период, когда скорость развития мозга становится максимальной. Пик, по разным данным, приходится на 12–15 лет, после чего ряд ненужных связей отмирает в результате так называемого синаптического прунинга.

Примечательно и то, как меняется мозг в процессе развития. Размер мозга новорожденного составляет около 25% от мозга взрослого. Это легко объяснимо с точки зрения эволюции и связано прежде всего с оптимальным размером головы ребенка при родах.

Однако уже в первые три года мозг стремительно растет и достигает 80% от максимального размера.

Действительно, к этому возрасту ребенок умеет уже очень многое. 

Наш мозг — очень динамичная система. Чем больше мы вкладываем в его развитие, тем более потрясающие результаты получаем. Плюс, по последним данным, нервные клетки отмирают не так стремительно, как считалось раньше. С возрастом наш мозг уменьшается не больше чем на 2–4%.

Опыт или принцип 10 000 часов 

С этим принципом я познакомилась, прочитав книгу Малкольма Гладуэлла «Гении или аутсайдеры». На ее страницах автор пытается вскрыть код гениальности. Что делает нас успешными? Талант, дарованный природой, или что-то другое? Оказывается, огромную, если не решающую, роль играет опыт. 

В исследованиях психолога Андерса Эрикссона и его коллег принимали участие разные специалисты — от музыкантов до спортсменов. Их разделяли на три группы: «звезды», «середнячки» и «любители». И задавали вопрос: «Сколько часов вы тренировались, чтобы достичь текущего уровня мастерства?» Результаты оказались ошеломляющими. В совершенно разных сферах наблюдалась четкая взаимосвязь между количеством часов, посвященных тренировкам, и результатом. Люди, которые тренировались мало, не становились суперзвездами, а люди, которые посвящали своему делу очень много времени, не оставались в ранге любителей. 

Значит, все ТАК просто? Нужно лишь «набрать» эти заветные 10 000 часов? Давайте задумаемся, много ли это. Допустим, ребенок начинает заниматься музыкой в 6 лет. При этом он играет по 4 часа в неделю. Умножаем на 52 недели, получаем 208 часов в год. К моменту окончания 7-летней музыкальной школы студент набирает всего 1456 часов. И это без учета каникул и пропусков. Допустим, будущий музыкант посвящает занятиям 10 часов в неделю (5 раз в неделю по два часа, например). В таком случае заветные 10 000 часов он наиграет лишь через 20 лет! Опять же, недостаточно быстро для блестящей карьеры в музыке.

Получается, что лишь самые убежденные, преданные своему делу специалисты могут стать по-настоящему успешными в своей сфере. Не стоит забывать и про предрасположенность, и про таланты. Конечно, все мы появляемся на свет разными, и это абсолютно нормально и прекрасно. Кто-то имеет задатки гроссмейстера, кто-то педагога, кто-то фигуриста, а кто-то — политика. 

Особенность заключается в том, что проявляются способности не сразу, а в результате практики. 

Как мы заподозрим у ребенка талант к игре в шахматы, если он никогда не видел шахматной доски и не знает названий фигур? А как выявим будущую Марию Кюри, если не расскажем о законах физики и химии? Выдающуюся балерину, если не отдадим в танцевальную студию в раннем возрасте? Как понять, какому делу попытаться посвятить эти 10 000 часов? 

С одной стороны, было бы странно навязывать будущую карьеру в 2 года, с другой — каждому родителю хочется дать своему ребенку самое лучшее, включая всевозможные преимущества во взрослой жизни. Так как же применить этот принцип нам, родителям? 

  1. Наблюдать за ребенком.
  2. Играть (в детских играх часто проявляются будущие таланты).
  3. Предлагать разные варианты, но не навязывать.
  4. Сделать труд и учебу нормой жизни и хорошей привычкой.
  5. Создавать правильное окружение (выбор детского сада и школы, приглашение друзей в гости и на мероприятия).
  6. Развивать сильные стороны, а не пытаться проработать слабые.

Гораздо ценнее для ребенка вырасти уверенным в себе, понимающим себя, самостоятельным человеком, который может свободно и на равных общаться с окружающим миром, чем экспертом в деле, которое уже успело стать ненавистным за эти 10 000 часов. 

Важно также отметить, что не всякий опыт пойдет в нашу десятитысячную копилочку. Например, наигрывание собачьего вальса или популярной мелодии в течение даже 20 000 часов не сделает из вас Рахманинова или Листа. Предположительно, такими экзерсисами вы лишь сведете с ума домочадцев и соседей. Только осознанный труд поможет на пути к успеху.

Что такое осознанный труд: 

  • я выбираю его сам;
  • концентрирую внимание в процессе;
  • у меня есть цель;
  • я вкладываю душу;
  • занимаюсь регулярно;
  • результат приносит мне радость.

Привычка учиться и трудиться

Это самый ценный подарок, который вы можете преподнести своему ребенку (и себе, кстати, тоже). Мы можем строить прогнозы и предполагать, какие знания и навыки пригодятся в будущем в большей степени, а какие в меньшей, но ясно одно: без труда достичь цели невозможно. Научить ребенка трудиться и, более того, получать от этого удовольствие вполне возможно, а в раннем возрасте еще и относительно легко.

Ценят то, за что хвалят. Как ребенку прививаются ценности? В первую очередь через похвалу. За что хвалим, то ребенок и ценит. Если вы хотите привить любовь к труду, важно давать положительное подкрепление в моменты, когда ребенок вложил свои усилия и время, чтобы достичь желаемого: «Не получилось с первого раза? Ничего страшного. Меня восхищает, с каким усердием ты подходишь к задаче! Давай попробуем еще раз — возможно, выберем новый подход». 

Секрет гения — это работа, настойчивость и здравый смысл.

Томас Эдисон, великий изобретатель и предприниматель, создатель каучука, лампочки и фонографа — первого прибора для записи и воспроизведения звука. Удалось ли Эдисону стать великим за один день? Конечно, нет. Он снова и снова экспериментировал, пробовал разные варианты, не переставая кропотливо трудиться над своими изобретениями.

Сам он говорил о том, что «не терпел поражений, а нашел 10 000 способов, которые не работают». Доподлинно неизвестно, хвалили ли Эдисона. Но осмелюсь предположить, что если бы после каждой неудавшейся попытки он получал подзатыльник или снисходительный комментарий вроде «Почему 10, а не 12?» или «Ну ты и бестолочь!», то вряд ли бы дело пошло быстрее. 

Хороший пример заразителен. Работать — это здорово, учеба — вообще самый интересный и свободный период, когда можно всецело посвятить себя развитию. Однако в семье зачастую транслируется другое, возможно неосознанно. Высказывая свое мнение, например говоря о работе, мы передаем ребенку свои ценности, во многом программируем мышление и формируем будущие взгляды ребенка. Например, ребенок слышит: «Мы тут горбатимся с утра до ночи, а ты, неблагодарный, даже игрушки свои прибрать не можешь?!» 

Обратите внимание на то, какие фразы вы чаще всего используете в разговоре с ребенком и друг другом. 

«Мам, я сам!» 

С полутора-двух лет дети стремятся делать многие вещи самостоятельно. Конечно, поначалу получается плохо и медленно. Для малышей построить пирамидку, собрать пазл, завязать шнурки, помыть фрукты, поставить книгу на полку, поесть, выучить первый стих — очень сложная, космически сложная задача. 

При этом родителям хочется, чтобы рутинные дела выполнялись быстро и четко, часто нет времени ждать, пока ребенок произведет желаемое действие. В итоге большинство вещей, которые дети уже МОГУТ делать самостоятельно, за них продолжают делать родители. 

Часто тягу к самостоятельности воспринимают как акт непослушания или детский порыв, не заслуживающий внимания.

Но на самом деле это фундаментальная движущая сила, которая лежит в основе самостоятельного труда в течение всей последующей жизни. 

Вывод: разрешайте ребенку делать все, что не опасно, создавая безопасную среду для исследования. Где можно — постелите клеенку, уберите ценные предметы, поставьте блокировку на окна и двери, переведите за руку через оживленную улицу. Если спешите или совсем не в ресурсе — сделайте как вам удобнее. Но в остальных случаях позвольте ребенку действовать самостоятельно, ошибаться, просить о помощи, снова совершать самостоятельные действия, опять ошибаться, вместе с вами радоваться долгожданному успеху и так по кругу. 

Как мама погодок, я понимаю, насколько это изматывает. Ждать, повторять по двести раз, отмывать стену кухни после неудачной попытки съесть суп… Но единственный способ вырастить самостоятельного ребенка — это предоставить ему эту самостоятельность. Хотя бы в 80% случаев.

…Детям не хватает именно инструкций, то есть четких пошаговых алгоритмов. Дайте ребенку инструкцию, и он перевернет мир. Кажется, это сказал какой-то древнегреческий философ. И желательно, чтобы эта инструкция была в картинках! 

Магнитный распорядок дня на холодильнике — отлично, анимированный рецепт пирога — замечательно, чеклист «Что нужно взять с собой в бассейн» — идеально. Даже взрослым сложно держать в голове множество деталей и их последовательность одновременно. Для детей это отдельный навык, который еще нужно освоить. Графические инструменты, составленные ВМЕСТЕ с ребенком, помогут в этом. Секрет в том, чтобы превратить рутину в веселую игру! Приятный бонус: составление пошаговых планов лежит в основе программирования. 

Фото: freepik.com

Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.