Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня
Главная Семья Воспитание детей

«Марья Ивановна сказала, что я неумеха». Как поднять самооценку школьнику, которого обижает учитель

И опустить на землю отличника, которого перехвалил педагог

Самооценка дошкольника зависит от родителей. Но ребенок взрослеет, и теперь его отношение к себе будут формировать совершенно посторонние люди: учитель, который часто делает ему замечания, и одноклассники, которые не всегда хотят с ним играть. Как младшему школьнику сформировать адекватное отношение к самому себе, рассказывает психолог Леля Тарасевич.


Когда родители готовят своего семилетку к школе, они пристально следят за массой вещей: и чтобы форму купить по размеру, и чтобы на урок не опоздать, и чтобы пенал не забыл. Сделал ли уроки, не подрался ли с одноклассником, похвалил ли учитель. Мы заглядываем в дневники и тетради, пытаясь ничего не упустить. И очень часто упускаем такую важную штуку, как самооценка.

И если у дошкольника она целиком и полностью зависит от родителей, то, переступая через школьный порог, он вдруг подвергается влиянию совершенно чужих людей. Как они будут себя вести с его самооценкой: пинать, как рваный футбольный мяч, или натирать до блеска, как драгоценный кубок? И как с ней вообще быть: принижать, чтобы ребенок в конце концов понял, что он не пуп земли, тянуть вверх, чтобы, не дай Бог, у него депрессии не случилось из-за двойки, или вообще оставить в покое — чай, не орхидея, как-нибудь да вырастет? 

Оценки, поведение и отношение учителя

У первоклассника в идеале должна измениться ведущая деятельность. Это такая внутренняя настройка, через которую ребенок познает мир. Был дошкольником — познавал через игру, а вот теперь и до подросткового возраста — наслаждайтесь, родители! — настала очередь учебной ведущей деятельности.

«Я – самый лучший ребенок». Какая самооценка – норма для малыша и пора ли бежать к психологу
Подробнее

При чем тут самооценка? А при том, что теперь она будет зависеть от учебных результатов: успеваемости, успехов по русскому и математике — и, конечно, отношения учителя.

Перегибы тут случаются и в одну, и в другую сторону. Школьник с низкой успеваемостью, заниженной самооценкой и ярлыком «неумеха», навешанным учителем, будет тревожен, робок, недоверчив ко взрослым и неуживчив с ровесниками.

Ребенок-отличник рискует заработать себе завышенную самооценку: чрезмерную самоуверенность, привычку быть всегда и во всем первым, образцовым, которая, увы, потом разбивается о реалии жизни и больно ранит. 

Как помочь ребенку адекватно оценивать себя

Ну хорошо, сами же пишете, что все теперь зависит от школы. Неужели родители ну никак не могут влиять на самооценку ребенка? Конечно, отношение учителя и успеваемость теперь важны, однако и мы еще ого-го. 

Что можно и нужно делать, чтобы помочь ребенку выстроить адекватное отношение к самому себе (причем не важно, двигаетесь ли вы от заниженной или завышенной самооценки):

  1. Привлекаем сына или дочь к бытовым делам. Таким образом мы уводим внимание ребенка от школы к повседневным домашним задачам: не менее важным, не менее сложным. 
  2. Транслируем свое отношение к удачам и провалам: и своим, и чужим. 
  3. Хвалим «по-умному», «по-научному», а именно проговариваем конкретно, что именно сейчас нас восхищает. «Ого, сегодня у тебя целый лист крючочков в прописях, и ни один не вылез за линеечку!» «Ты сегодня пришел вовремя и не забыл принести форму из школы — я очень рада!» Заменяем стандартных «молодцов» и «умничек» на более подробное описание. Предупреждаю сразу: с непривычки будет получаться корявенько, как крючочки в прописях у первоклашки, но ничего, вы тоже скоро научитесь делать это более ровно и красиво. 
  4. Если уж собрались ругать, то включите внутреннего психолога и вместо «У тебя вечно/постоянно/всегда…» говорите: «Сегодня домашнее задание не выполнено». Для интереса заводим дневник и записываем, сколько раз поругали и сколько похвалили. Идеальное соотношение — один к пяти. 
  5. Иногда сходим с постамента идеального человека и рассказываем о своих неудачах, потому что все мы хоть раз получали двойки, забывали тетрадки («а голову ты свою дома не забыл?»), сбегали с уроков и врали учителям, что собака съела нашу контурную карту. Детям такие истории заходят на ура и, о чудо, совершенно не роняют наш авторитет в их глазах, а наоборот, поднимают. Вместе с их самооценкой. 
  6. Никогда не сравниваем дочку или сына с Машей Чистоплюевой и Васей Отличниковым. Сравниваем только их нынешних с ними вчерашними. Здорово иногда открыть тетрадки годичной давности и сравнить с сегодняшними. Или видео посмотреть, где малыш только учится узнавать буквы. 
  7. Ну и последний совет на сегодня — специально для родителей тех ребят, чья самооценка надломилась и того и гляди рухнет. Попробуйте периодически просить у ребенка совета или помощи, как у равного. Конечно, для этого надо выбирать посильное ему дело, но сам факт, что человека признают уже взрослым и ответственным, порой окрыляет и придает сил. 

Тесты на самооценку для младших школьников

В конце расскажу вам о тех методиках, с помощью которых можно протестировать ребенка и узнать, какая у него самооценка.

Методика «Какой Я?» (О.С. Богданова).

Однажды вечером за ужином задаем ребенку следующие вопросы:

Ты хороший?

Ты добрый?

Ты умный?

Ты аккуратный?

Ты послушный?

Ты внимательный?

Ты вежливый?

Ты умелый (способный?)

Ты трудолюбивый?

Ты честный? 

Если ребенок отвечает на вопрос «да» – это 1 балл, «нет» – 0 баллов, «иногда, бывает, не знаю» – 0,5 балла. 

Складываем полученные баллы и получаем результат:

10 баллов — завышенная самооценка

8-9 баллов — слегка завышенная

4-7 баллов — адекватная

2-3 балла — слегка заниженная

0-1 балл — резко заниженная.

Дополнительно можно предложить школьнику еще одну методику, похожую на «Лесенку», которую мы предлагали дошкольникам. Кладем перед ним лист бумаги, на котором нарисованы четыре круга. И рассказываем сказку:

Дети твоего класса заняли эти круги.

«Вместо шлепка и ругани — поддержка». Что делать, если ребенок слишком часто выходит из себя
Подробнее

В первом круге сидят успешные дети, которые никогда не ошибаются, все знают, у них всегда готовы ответы на все вопросы, они все умеют, хорошо себя ведут.

Во второй круг собрались дети, у которых не все получается, они могут ошибаться, что-то не знать, иногда могут неправильно себя повести.

В третий круг вошли дети, не совсем успешные, у которых мало что получается. Они могут дать ответ лишь на самые простые вопросы, нередко выслушивают замечания, часто не выполняют задания. 

В круг номер четыре встали дети с плохим поведением, они редко отвечают на вопросы, не выполняют задания, много ошибаются, часто выслушивают замечания.

И в конце сакраментальный вопрос: какой из этих кругов ты бы занял и почему?

Результаты, я думаю, понятные: круг №1 – завышенная, 2 – адекватная, 3 – слегка заниженная, 4 – заниженная.

Для тех, кто захочет перепроверить результаты предыдущих двух тестов, можно поискать в интернете достаточно простую методику трех оценок (А.И. Липкиной) и часто применяющуюся в образовательных учреждениях методику Дембо – Рубинштейн (предпочтительно взять дополненную версию под редакцией Прихожан).

Фото: freepik

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: