<Рецензия>: Архимандрит Макарий (Веретенников). Московские Митрополиты XVI в. Сергиев Посад, 2010. 350 с.

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что для всякого читателя, который интересуется историей, не будучи профессионалом, лучший, самый любимый род исторической литературы — это, так сказать, история в лицах. Отнюдь не оспа­ривая важность и полезность исторических исследований, представляющих определённую эпоху в максимально возможных подробностях её внутренних и внешних взаимосвязей, хочется сказать, что мы, весьма и весьма уважая такого рода литературу, тем не менее в простоте душевной всегда прикидываем примерно так: “XV век? Это когда жили Такой-то, Такой-то и Имярек?”.

XVI век — время, чрезвычайно важное и значимое как для истории Русского государства, так и для истории Русской Церкви. Достаточно сказать, что в начале века Русская земля из не вполне надёжно соединённого сочетания полусамостоятельных княжеств становится единым государством, а в середине века Московский Митрополит Макарий венчает великого князя Ивана Васильевича царским венцом. В конце же века Предстоятели Русской Церкви становятся уже не Митрополитами, а Патриархами. Поэтому выбор этого периода для исследования и описания вряд ли случаен.

Автор книги архимандрит Макарий (Веретенников) давно и хорошо известен читателям “Альфы и Омеги” и не нуждается в особом представлении. Но хотелось бы хотя бы вкратце охарактеризовать особенности рассматриваемой книги, продиктованные исследовательскими и авторскими принципами отца Макария.

Если обратиться к свойствам авторского стиля как такового, то необходимо отметить в первую очередь сочетание очень простого, доступного практически всякому читающему языка и обилия приводимой литературы (библиография в конце книги состоит из более чем 70 названий; реально источников привлечено гораздо больше, потому что за рядом названий стоят многотомные периодические издания). Второе, на что обращает внимание вдумчивый читатель, — это умение автора извлекать из исследуемых текстов самые, казалось бы, крохотные крупицы информации и показывать всю немаловажность скрытого в них смысла.

Отметим также, что отец Макарий, не ставя своей целью тотальное сопоставление двух эпох, в ряде случаев очень мягко и ненавязчиво обращает внимание читателя на современное состояние рассматриваемой частной проблемы.

Следует к тому же сказать и о том, что книга содержит достаточное количество документов эпохи. А это, между прочим, древнерусский язык. Но общий тон книги таков, что он создаёт некоторое смысловое напряжение, так что заинтересованный читатель как бы “пролетает” древнерусские тексты, не всегда замечая, что читает уже на другом языке.

Среди Московских Митрополитов были святые (Святитель Филипп почитался уже в XVI веке, а в XVII был прославлен, Святитель Макарий прославлен в ХХ веке, Святитель Иоасаф — местночтимый святой в Троице-Сергиевой Лавре), но и те из них, кто не был официально канонизирован, привлекают внимание своей многогранной деятельностью. Московские митрополиты были людьми набожными и образованными, прилежно и благоговейно служили пред Престолом Божиим, созывали Соборы, прославляли святых, рукополагали епископов и открывали новые кафедры, укрепляя и упорядочивая церковную жизнь. Они благословляли учреждение новых монастырей и храмов, были молитвенниками и патриотами, уделяли должное внимание делам государственным (общались с Московскими государями, участвовали в работе боярской думы, выступали как дипломаты) — но и ходатайствовали за попавших в государеву опалу, “печаловались” перед государем. Стремились к миру и занимались благотворительностью.

Среди письменного наследия Московских первосвятителей особое внимание следует уделить памятникам, носящим нравоучительный характер, причём не только потому, что такого рода литература как нельзя более наглядно живописует жизнь древних времён, но и потому, что она сохраняет всю свою дидактическую актуальность и для нашего времени. Наверное, не будет излишне смелым предположить, что таково свойство всех подлинно духовных поучений: да, они обращаются ко временному в человеке, но что такое временное? — это то, что не вечно.

Книга архимандрита Макария при всей своей видимой простоте представляет собой не только результат многолетних изысканий (может быть, и простота связана с тем, что содержание её многократно продумано и проверено?), но и своего рода приглашение к дальнейшим историческим исследованиям. Что же касается читателя, профессионально никак не связанного с исторической проблематикой, то ему наверняка будет не только полезно ознакомиться со столь значимыми страницами истории нашей страны и нашей Церкви, но и — не побоюсь этого “легкомысленного” слова — просто интересно узнать, какими неординарными людьми были Московские Митрополиты.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: