Может ли Церковь регулировать личное время поста

|
Дискуссию о месте поста в нашей жизни продолжает матушка Ольга Меерсон.

Матушка Ольга Меерсон. Фото: Katia Dersin / Facebook

По поводу поста. Прочитала реплику о том, что он не только устарел, так как был создан монахами для монахов (что правда), и поэтому неприменим к жизни мирян, особенно сегодня, но и в принципе — что неправильно регулировать личное в жизни каждого человека время поста, покаяния и переживания определенных моментов жизни во Христе — со стороны Церкви. Главный аргумент был — что «Евангелие не делит жизнь во Христе на календарные отрезки».

Итак.

Евангелие не делит жизнь во Христе на календарные отрезки. Но оно рассказывает, и довольно подробно, как Сам Христос разделил собственную жизнь на календарные, с позволения сказать, отрезки, притом в соответствии с еврейским календарем. Не только жизнь, но и время собственной смерти и воскресения.

Если Великий пост не об этом, он вообще никому не нужен. Христу — точно. Особенно это ясно становится после Крестопоклонной недели.

Ну или не становится. Но тогда уж дело именно в отсутствии нашего понимания, что такое Церковь.

Впрочем, это вообще всё вопрос философии, и даже богословия — времени и его освящаемости или внеположности освящению.

В Церкви время другое — как и небо и земля другие. Но это не значит, что его нет.

Это же касается и гастрономии (посыл в исходном сообщении касался и того, что все дискуссии о посте сводятся к гастрономическим). Конечно и безусловно, все дело в том, что исходит из уст, а не в том, что в них входит. Но верен и тезис Фейербаха, подхваченный Шмеманом: человек есть то, что он ест. Иначе зачем Евхаристия и причащение ей? Антиномия, однако.

И да — можно поститься строго или нет, но главное — принять, что Церковь имеет право обозначить какое-то (твое! мое! личное!) время — как время пути со Христом, ведущего на Голгофу, и только потом к Воскресению. Принимаем ли мы это право Церкви регулировать наше время, не определяет нас как христиан, но немного объясняет, чем Церковь может стать в нашей жизни, — стоит нам этого захотеть и сказать ее вторжению в наше время и пространство свое «да».

Церковь — это дар Христа нам. А регуляции всякие — это как фишка нашей свободной воли ляжет.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Вещи, памперсы, «газелька малыша» – и как еще помогают неимущим саратовские волонтеры
Услышать умирающего – готовы ли мы к этому и кому принадлежит право на смерть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: