Главная Общество

«Надо мной посмеялись в родительском чате». С чего начинается травля в сети

И почему разжечь ее может каждый из нас
Кибербуллинг — проблема взрослых. Баталии в комментариях, колкости в родительских чатах, насмешки под фотографиями в социальной сети — почти каждый из нас сталкивался с травлей в интернете. Как ее распознать и остановить, «Правмиру» рассказала Александра Бабкина, директор социальных проектов VK и автор проекта «День борьбы с кибербуллингом».

Александра Бабкина

«Добрые» пожелания и «вежливые» замечания

— Написала пост, а на мою страничку тут же набежали комментаторы с репликами «вы врете», «такого быть не может», «ну и глупая же вы». Это кибербуллинг?

— Зависит от температуры общения и тех слов, которые выбирают люди. Если на одного человека направлена агрессия от большого количества людей, это кибербуллинг. 

Главная особенность кибербуллинга — неравность сил. Против одного человека выступает много людей. Последние хотят не только привлечь его внимание, а объяснить, что он не прав, наказать, оскорбить, уничтожить. Формы и цели такого взаимодействия бывают разные. 

Многие не отдают себе отчет, что участвуют в кибербуллинге, да и мотивы своего поведения считают безобидными, а намерения добрыми: восстановить справедливость, улучшить качество сервиса, объяснить позицию. История про «уничтожить и наказать» возникает не всегда.

Те, кто инициируют травлю в сети, даже не осознают, что становятся ее инициаторами, по данным исследований. Во всяком случае, признаются, что были агрессорами, всего 4% респондентов. Резонный вопрос — а кто тогда буллит 57% пользователей, которые с этим сталкиваются? 

— «Если арендатор врет, что у него большая квартира. Но я же живу в этом доме! Мне теперь что, молчать?» — это тоже кибербуллинг? 

— Да, вопиющий случай (смеется). Гадость, сказанная в интернете — это просто гадость, сказанная в интернете. Если один человек предъявляет претензии другому — это конфликт в сети, не травля. 

У травли есть минимум два важных признака. Во-первых, неравность сил — много против одного. Во-вторых, продолжительная агрессия — в течение длительного времени.

Мелкие подколы, шутливые и неприятные замечания: «сама дура, что такое о себе написала/фото выложила», «да, платье вас совсем не стройнит», «думал, вы моложе», «ну не все такие замороченные/активные/многозадачные» — это тоже считается буллингом?

— Фокусом нашей информационной кампании в прошлом году была пассивная агрессия. То, что вы описываете, принято называть так. 

Маскировка агрессии под «добрые» пожелания и «вежливые» замечания — это песня, с которой может начинаться кибербуллинг.

Если после дружелюбных замечаний из серии «я-то тебе правду скажу, а никто больше не скажет» присоединяются другие голоса, если это превращается в поток неконструктивной критики на повышенных тонах — это типичный кибербуллинг.  

Уверена, многим это прекрасно знакомо, потому что типично для соседских и родительских чатов. То есть для мест, где мы пытаемся «держать лицо» изо всех сил и стараемся выбирать правильные лексические средства. По факту злобы там очень много. Пассивная агрессия, причем по любому поводу, которая достигает предельно допустимой концентрации, всегда превращается в травлю.

Женщин травят за внешность, мужчин — за бытовые неудачи

— Давно кибербуллинг стал объектом внимания и исследований? 

— Первая информационная кампания прошла в 2019 году. Тогда же мы объявили 11 ноября Днем борьбы с кибербуллингом.

Поводом для этого стала гипотеза, что масштаб кибербуллинга как явления невероятно велик. Мы в VK поняли, что можем способствовать не только изучению проблемы, но и помочь обществу принять ее всерьез. 

С кем бы мы ни говорили о кибербуллинге в 2019-м, ответ оппонентов сводился к словам: «Это же интернет, там могут и послать», «закройте сообщение крестиком в правом углу экрана», «это не то же самое, когда на улице морду бьют», «да ничего страшного». Так говорили буквально все! 

После первых исследований выяснилось, что явление колоссально. Более 57% респондентов признались, что подвергались буллингу в сети. 

Кроме того, мы сделали еще одно важное открытие. Исследования показали, что кибербуллинг, в первую очередь, проблема взрослых. При этом люди любого пола подвергаются травле одинаково. А буллят за разное. Женщин — за внешность. Мужчин — за бытовые неудачи или ситуации, когда «поступил не как мужик».

Да, конечно, важно говорить о детях. Справиться с ситуацией кибербуллинга ребенку, ставшему жертвой, гораздо сложнее в силу очевидных причин. Но и взрослым в этой ситуации не просто сложно. Кибербуллинг серьезно влияет на жизнь и карьеру.

— Как связаны карьера и агрессия в сети?

— В партнерстве с НН.ru мы сделали отдельно исследование и выяснили, что рекрутеры смотрят на соцсети потенциальных кандидатов. Если человек был агрессором, разжигал на своих страницах ссоры, активно этим делился, да даже если просто участвовал — это может стать поводом, чтобы его не позвали на собеседование. 

По факту только к пятому году кампании проблему в нашей стране признали. Все предыдущие годы жертвам предлагалось «выключить интернет, чтобы все закончилось». Но нет, ничего не закончится. Наши респонденты согласились, что кибербуллинг гораздо опаснее буллинга в офлайне. 

— Почему же?

 Жанров у кибербуллинга много. Он живет не только в сети, но легко переходит в офлайн и обратно. Сначала человека травят онлайн, потом приходят домой. Например, публикуют его домашний адрес и злопыхатели начинают ждать у двери, портить подъезд, реально угрожать жизни и здоровью.

Применительно к школьной травле — она происходит в классе, школе, потом продолжается в классных чатах и соцсетях. Утром ребенок испытывает адское давление офлайн, всю ночь мучается от давления онлайн. Это состояние невыносимо как для детей, так и для взрослых. Есть же буллинг в рабочих коллективах, родительских сообществах.

Кто становится жертвой травли

«Что-то вы на себя не похожи на фотографии», «не сказать, что блистаете умом», «мужика бы тебе хорошего» — что может стать поводом для кибербуллинга?

— Поводом для кибербуллинга может быть в равной степени внешность, поведение и любые другие особенности.

— Какие же это особенности?

— Любые совершенно. То, что покажется поводом самому агрессору. «Слишком активный» — это повод. «Что-то ты не высказался на эту тему» — тоже. 

В 2023 году 38% респондентов заявили, что любой может стать жертвой — неважно, какого человек пола, возраста, взглядов, вероисповедания. Нет никакого специального виктимного поведения в сети, редких и исключительных особенностей, которые приведут к травле. Все что угодно может привести к кибербуллингу, кто угодно может стать жертвой, но и агрессором тоже! 

— У агрессора наверняка есть свое лицо?

— Это классическая история про треугольник Карпмана. Есть жертва, агрессор и наблюдатель. Нет закрепленных ролей, в которых эти люди выступают на протяжении всей своей жизни. Поэтому, когда меня спрашивают об особенностях агрессоров, которые запускают травлю, я отвечаю: «Лучший способ представить этого человека — посмотреть в зеркало». Увы, мы все, пусть редко, но общаемся агрессивно со своими собеседниками и можем даже невольно запустить волну травли

Представьте, что я пишу в социальных сетях нечто очень заряженное и злое про кого-нибудь. Гарантированно это приведет к травле. Почему? Да просто потому, что у меня много друзей, немало людей прислушиваются к моему мнению, могут легко принять его на веру. И пусть у меня нет задачи запустить волну кибербуллинга, только потому, что у меня есть некоторое влияние, а я хочу обозначить свою позицию относительно какого-то животрепещущего вопроса, поведения или высказывания какого-то человека, это способно вылиться в буллинг в интернете. 

Что касается наблюдателей, то далеко не всегда это история про тех, кто запасается попкорном и лайкает каждый злобный комментарий. Часто это люди, которые могут испытывать страх, раздражение и сильно переживать за того, кто подвергся травле.

При этом могут бояться, что агрессия перекинется на них, если они публично вступятся за жертву. Кстати, эти опасения не безосновательны.

Словом, в истории с кибербуллингом страдают все: и агрессор, и наблюдатель, и жертва. 

— Молчаливая агрессия бывает?

— Лайк под каждым комментарием агрессора — это оно. Если мы объединились и целенаправленно пытаем человека своим молчанием, игнорируем его — тоже. 

Характерная ситуация — когда человека вовсе исключают из чата класса, родительского комитета или чата ТСЖ. А в это время там начинается обмен мнениями об исключенном, запускают фотожабы и публикуют их на его стене в соцсетях. Это все инструменты кибербуллинга. 

— Социальные сети — самый простой способ слить свой гнев? 

Социальные сети и чаты, да! Анонимность и безнаказанность делает интернет удобным местом для кибербуллинга.

Можно ли остановить кибербуллинг

— И что с этим можно делать?

— Есть несколько глобальных блоков, в которых должна происходить работа. 

Первый блок — инструменты для защиты от кибербуллинга в мессенджерах и соцсетях, которыми вы пользуетесь. Например, во «ВКонтакте» есть Личное пространство — это комплекс настроек, которые позволяют стать невидимым для каких-то лиц на время, которым управляешь ты сам. Заблокировать человека, добавить в черный список, настроить круг друзей и знакомых, которым виден твой контент. 

Многие думают: «Ну есть и есть, вряд ли это работает». Но это работает. Например, есть кнопка «пожаловаться модераторам».

Модераторами работают реальные люди, которые и правда хотят помочь.

Для того чтобы принять решение, им нужна информация и время. Они не могут делать что-то спонтанно по одной жалобе, ведь бывает, люди жалуются, чтобы навредить кому-то, обмануть систему. Именно поэтому модератору нужно время, чтобы разобраться, получить определенное количество жалоб. 

Если есть хоть какая-то возможность сделать интернет дружелюбнее, добрее — это работа с модераторами. Так что первое, что я рекомендую пользователям — разобраться в технических инструментах, которые предлагает вам сервис. Узнать для себя и своего ребенка, как и что работает, какие есть правила.

Второй блок касается общения и нашей реакции на ситуации травли.

Есть несколько моделей поведения человека в сети. Одна из них — написать публично человеку, которого травят, о своей поддержке. Правда, не всегда это хороший вариант. Прежде чем писать, важно взвесить ресурсы и хорошо разобраться в том, что происходит на деле. Поэтому более рабочая модель — писать в личку. Например: «Я вижу, что происходит. Это ужасно. Если захочешь поговорить, приходи, пожалуйста. Я рядом». Понятно, текст будет зависеть от того, насколько близко вы знакомы с человеком, что вас связывает. Но даже незнакомому написать стоит, это поддержит.

У меня был опыт, когда я написала в личку слова поддержки известной актрисе, которая подверглась травле. К глубочайшему удивлению, она не только прочитала, но и поблагодарила в ответ. Думаю, это было важно нам обеим. 

Выбрать соответствующую ситуации модель поведения — то немногое, к чему можно прибегнуть. Кстати, по данным наших исследований, большинство подростков пишут слова поддержки жертве именно в личных сообщениях. Мне сложно объяснить это с точки зрения психологии. По моим ощущениям, подростки более эмпатичны и чувствительны, поэтому чутко относятся к чужой боли. Понимая, что сами легко могут оказаться в уязвимом положении, откликаются не публично, а лично. 

Третий блок — внешние обстоятельства. Мы живем не в вакууме. То, что происходит в мире, в стране, в нашей личной жизни — может быть тяжело, страшно, беспокойно, вызывать неуверенность в завтрашнем дне. 

Негативные эмоции у людей копятся и прорываются в неожиданных местах.

Вполне воспитанный и образованный человек может стать агрессором в силу обстоятельств. Именно поэтому я не устаю повторять, что кибербуллер — это тот, кого вы можете увидеть в зеркале.

Такое может случиться с каждым. 

Четвертый блок — история про проживание негативных эмоций. Со многими современными детьми говорят о чувствах. Родители, учителя, психологи учат распознавать и отличать эмоции. Мы воспитываем в детях эмоциональный интеллект, но если говорить о современных взрослых, то этого, мягко сказать, у нас было немного. Многие из детства помнят, как им говорили «не злись, ты же девочка», «держи себя в руках, ты же мальчик». Негативные эмоции будто бы запрещены. Ты можешь быть только рад, воодушевлен и вдохновлен и обязан усердно трудиться, чтобы так и было. 

Но негативные эмоции есть. Они естественны и присущи человеку. У каждого есть право злиться, негодовать и испытывать бешенство. Вопрос в том, как мы выражаем эти эмоции и способны ли ими управлять.

Оказывается, это непростая штука и ни один психолог вам не выдаст реально действенных «пять советов, как управлять негативными эмоциями». Нет таких инструментов, потому что управление гневом — длительная работа над собой. Не все к ней готовы. Но помочь себе, чтобы не оказаться втянутым в кибербуллинг, можно. Например, начав с признания, что имеешь право злиться. «Ага, я злюсь. Лучше этот пост напишу не сейчас, а позже. Сейчас выдохну, успокоюсь». «Я киплю от гнева, не буду сейчас писать в рабочий чат».

Особенность кибербуллинга еще и в том, что происходит он на больших скоростях. Люди не успевают отрефлексировать и тут же лайкают, репостят, комментируют…

Именно поэтому волны негатива так стремительно разрастаются. Оказывается, если дать себе чуть больше времени на рефлексию и реакцию, будет меньше того, что мы называем травлей. 

Представим, что некто готов обнародовать информацию, в том числе приватную, «ради правды, чтобы все знали». Если это кибербуллинг, то что можно с этим делать? 

Пространство интерпретаций, что такое кибербуллинг и где его границы, огромно. Легко назвать кибербуллингом ситуации, когда покушаются на то, что мне дорого, или счесть не кибербуллингом, а праведной борьбой, когда речь идет о том, что мне приятно и ценно. К сожалению, я поднимаю здесь руки вверх. С этим лично я ничего не могу сделать. 

Социальные сети сегодня, и это важно, порой единственное место, где можно добиться привлечения внимания к какой-то проблеме. Например, СМИ отказываются говорить, лично не получается, тогда ты идешь и обнародуешь информацию в интернете о том, что происходит что-то несправедливое и неправильное. Ты не жалеешь красноречия. Тут-то и случается самое интересное: вслед за этим всегда возникают волны негативных сообщений. Даже если твой исходный пост конструктивен, а выражения выбраны точно, в комментариях непременно начнется ад. Что делать с этим, увы, совершенно непонятно. 

Единственное, что можно нам всем пожелать — оставаться в конструктивном поле, давать себе время дышать, не переходить на личные оскорбления, унижения и не доводить оппонентов до крайней черты.

— Перестать злиться и не выливать гнев на собеседников?

Люди не перестанут злиться и проявлять негативные эмоции. Очевидно, что у нашего проекта «День борьбы с кибербуллингом» нет краткосрочной цели сделать интернет миром бабочек и розовых пони. Это недостижимо. 

Нам важно сказать несколько простых вещей: слова ранят и в наших силах это изменить. Достаточно общаться чуть дружелюбнее, спокойнее, видеть за монитором другого, такого же живого человека, как вы. Неважно, речь идет о конкретном человеке или бренде. За брендом тоже стоят живые люди с кровью, плотью и душой. 

Понимаете, нет таблетки от кибербуллинга. Анализировать свои негативные эмоции, заступаться за тех, кто становится жертвами травли, обозначать явление публично, если есть силы, или говорить в комментариях «кажется, обсуждение стало похоже на кибербуллинг, сможем вернуться к конструктивному разговору?» — вот простые методы работы. Повторюсь, что знать про технические инструменты так же важно. 

Если знать об инструментах, можно не только ими воспользоваться, но и вовремя предотвратить разжигание травли. Это взрослый способ регулирования взаимодействия в сообществе. 

Согласитесь, когда мы покупаем ребенку первый гаджет, обычно рассказываем, как он работает, как им управлять. Это же касается и правил общения в сети. Да, всегда будут те, кто захочет правила нарушать. Да, зарегулировать все нереалистично. Так что нам всем остается одно — эмпатия, здравый смысл и знание технологических инструментов! 

Иллюстрации: нейросеть Midjourney

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.