Музыка гибнущих царств

Священник Андрей Кордочкин

Раньше мы с супругой проводили изрядную часть лета, нарезая круги по европейской части России. Рязанская и Тверская, Костромская и Вологодская, Владимирская и Ярославская, губерния за губернией.

После семи-восьми лет поездок, где-то между Солигаличем и Юрьевцем, стало ясно, что круг замыкается. То, что мы видели, сворачивая с туристических маршрутов, душевно истощало настолько, что слово «отдых» применительно к отпуску звучало цинично.

Было жутко видеть, как люди последовательно занимаются уничтожением своего тела, своей души и своей земли. Отец Всеволод Чаплин прав: почему в русской глубинке так часто молодой человек стремится выглядеть как бандит, а девушка – как проститутка?

Кто и когда ввел этот страшный стандарт?

Я впервые задумался об этом по пути из Старицы в Кашин, когда в транспорте, на улице и из чьих-то окон за день был вынужден трижды прослушать альбом местночтимого в Твери Михаила Круга. Кроме блатняка, который в России называется почему-то французским словом «шансон», в глубинке слышно и другую музыку. Это не попса, которую слышно в мегаполисах: мне представляется полузаброшенная фабрика с разбитым синтезатором, выдающим конвейерные хиты незатейливого содержания для распространения на периферии.

Машинист котельных установок школы безвестного архангельского села Шеговары, навсегда прославив свою малую Родину песней

Наконец-то еду я на Родину
Боже как ты стала хороша
Жаль что это видят лишь немногие
На Родину я еду к корешам
,

едва ли бросил вызов шеговарским музыкальным вкусам, по-своему воплощая российские музыкальные стандарты за пределами Садового Кольца. Кто ездил автостопом между Юрьевом-Польским и Переславль-Залесским – тот поймет. К чему гитара, зачем аккордеон? Синтезатора достаточно, чтобы передать всю нехитрую гамму наших чувств.

Китайцы, как водится, все объяснили две с половиной тысячи лет назад.

«В гибнущих государствах, у исчезающих народов не то чтобы совсем не было музыки, но музыка их нерадостна. Смеются и пьяные, поют и осужденные, издают воинственные клики и безумные. И музыка века, погрязшего в смуте, наподобие этого … Чем более опьяняюща музыка, тем в большее раздражение впадает народ, тем больше смут в государстве, тем больше унижает себя властитель … Музыка гибнущего царства трагична и гнетуща, и правительство безрассудно. Ибо музыка всегда связана с образом правления … Всякая музыка рождается в сердце человека. Когда чувство охватывает сердце, его трепет рождает звуки; то, о чем поют вовне, изменяет затем сердца внутри. Посему, послушав песни, можно судить и о нравах … Где правит благородство, там и музыка зовет к высокому, а где правит низость, там и музыка зовет к низости». (Весны и осени господина Люя).

…Рождается в сердце, и изменяет сердца внутри. Если это так, что происходит с русским сердцем?

«Бог и есть Высшая Красота, через причастие к которому все делается прекрасным», писал отец Павел Флоренский. Мир потерял красоту, и лик Образа Христова уже не видится ее первообразом. Православие, в большей мере, чем все другие религиозные традиции, сохранило это видение, но и для нас, зачастую, красота – в лучшем случае – форма (славянская, византийская, и проч.), и красота подменяется красивостью, а в худшем и вовсе создается свой, православный синтипоп как религиозный элемент массовой трэш-культуры.

Если китайцы правы, и вопрос о музыке есть вопрос о выживании государства, что же делать?

Вспоминаю автовокзал в Дареме, на северо-востоке Англии, где я прожил три года. Это не самые благополучные места; когда-то люди работали на шахтах, шахты закрылись, и земля пришла в упадок. По вечерам на местном автовокзале собирались гопники – а тамошние гопники не слишком отличаются от наших (видимо, между ними существуют международные соглашения о том, как нужно выглядеть, разговаривать, плевать сквозь зубы, и о музыке, конечно). Я вспомнил о них, когда прочел в интернете новость о соседнем городе, Беверли, где дирекция автовокзала стала включать по вечерам музыку Баха и Генделя. Гопников как ветром сдуло.

Может быть, это урок и для нашей страны? Никакая земная власть (даже начальник автовокзала) не может сделать так, чтобы в запопсованной душе родился «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3.4), которому не нужен синтезаторный умц-умц, чтобы почувствовать себя живым. Но отвоевать кусочек изгаженного пространства своей Родины, сделать так, чтобы нам было не так страшно за наших детей – не так сложно.

Если есть желание, конечно.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Тяжелая, но вдохновляющая история о прозрении и прощении

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: