Кредитный юрист Даниил Михалищев рассказал «Правмиру», может ли коллектор объявить вас мошенником, заберут ли ребенка в детдом из-за невыплаченного кредита и что делать, если вам угрожают по СМС.

В России разрабатывают законопроект «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Одно из его положений позволит сотрудникам банкам и коллекторских агентств не раскрывать заемщикам полное имя, а использовать цифровой идентификатор. Эти изменения направлены на «защиту персональных данных сотрудников коллекторских агентств и представителей кредиторов», сообщил РБК 4 февраля. 

Сейчас деятельность коллекторских агентств, банков и МФО регулирует ФЗ №230, более известный как закон о коллекторах.  Он строго регламентирует взаимодействие представителей кредитора с заемщиком. Но коллекторы по-прежнему нарушают права россиян — пугают жалобами в опеку и заявлениями в полицию, звонят родственникам и руководителям, присылают СМС с угрозами с «серых» номеров, зарегистрированных в странах СНГ. Кредитный юрист Даниил Михалищев объяснил, как в подобных ситуациях защитить свои права.

Долги продают коллекторам за 3% от суммы

— В  каких случаях долги переходят коллекторскому агентству? 

Даниил Михалищев

— Во-первых, коллекторские агентства работают как с банками, так и с микрофинансовыми организациями по договору аутсорсинга. Они представляют интересы кредитора, взимая с заемщика его задолженность. МФО часто передают данные заемщика коллекторам, как только он просрочил платеж. Либо по истечению 30, 60, 90 дней или года. Банки, как правило, обращаются к агентствам спустя 90 дней. До этого срока они пытаются взыскать задолженность сами. 

Во-вторых, существует цессия — банки продают портфель должников коллекторским организациям. Прибыль составляет 3-10% от суммы задолженности — по сути, это копейки.

В августе 2019 года Минэкономразвития разработало поправки в законы о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ) и «О микрофинансовой деятельности». Согласно им, банк обязан перед передачей долга третьему лицу (например, коллекторам) предложить его по аналогичной цене самому должнику, передавал «Коммерсант». Но пока это только предложение. 

— Если сейчас долги передали, заемщик об этом узнает?

— Банки обязаны передавать эту информацию должникам. Например, что кредитор заключил агентский договор с коллекторским агентством и оно свяжется с заемщиком по урегулированию вопроса задолженности. Но 80% банков об этом никого не уведомляют. 

Пишут в соцсетях и звонят по ночам

— Как по закону коллектор должен общаться с должником?

— Коллектор может информировать должника о задолженности и условиях её погашения. Но по правилам:

  1. Личные встречи — раз в неделю. 
  2. Звонки — не более раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Только со стационарного телефона. Время звонков: по будням — с 8:00 до 22:00, по выходным и праздникам — с 9:00 до 20:00. Разговоры должны записываться агентством.
  3. СМС — не более 16 раз в месяц, четыре раза в неделю.
  4. Нельзя сообщать о долге и его сумме родственникам, коллегам, соседям и так далее, публиковать информацию о нем в Сети или, например, расклеивать объявления в подъезде. 

Сейчас эти правила нарушают многие банки и МФО. Коллекторы должны звонить со стационарных номеров. Нарушая закон, некоторые организации связываются с должником с мобильных. Причем, это «серые» номера, зарегистрированные в СНГ. В этом случае разговоры не записываются, время и периодичность звонков не соблюдаются — звонят ночью, угрожают. Причем доказать, что это был звонок от представителей кредитора, сложно.

Банк нельзя  привлечь к ответственности по статье 14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Он не является субъектом правоотношений в данном случае. Коллекторское агентство или МФО может получить штраф до двух миллионов рублей, физическое лицо — до 500 000 рублей.

— Могут ли коллекторы приходить ко мне домой?

— Да. Но не более одного раза в неделю по месту регистрации должника либо по фактическому адресу, если он был указан в анкете. Коллектор может принести уведомление о задолженности, задать вопросы о сроках и способах оплаты. Он вправе только уточнять информацию, не более.

Пострадавшие от действий коллекторов делятся своим опытом в соцсетях

Но на практики сотрудники коллекторских агентст приходят к должникам, чтобы напугать их. Это, конечно, незаконно. Угроза судом с их стороны во время личной встречи или телефонного разговора — уже нарушение. Это психологическое давление. К сожалению, нарушение прав должника не всегда удается доказать — нужны видео или аудиозапись, показания свидетелей. 

Если вам угрожают, то надо это пресечь. Для этого соберите доказательную базу.

Это скриншоты сообщений с угрозами, которые получали вы и ваши близкие, детализация вызовов, записи разговоров. С этой информацией вы можете обратиться с жалобой в Федеральную службу судебных приставов, которая ведет надзор за исполнением закона о коллекторах, а также в Центробанк. Компанию могут привлечь к административной ответственности и наложить штраф от 5 000 до 3 млн рублей в пользу государства.

— Коллекторы могут писать мне в соцсетях?

— Это возможно, если в анкете от банка и МФО вы указали этот способ связи. В ином случае это незаконно. Способы взаимодействия с должниками прописаны в законодательстве: это звонки, СМС, письменные требования, визиты. 

Что делать, если коллекторы запугивают близких

— Может ли коллектор общаться с третьими лицами — членами моей семьи, коллегами, друзьями?

— Да, если в анкете банка вы указали их как контактных лиц. В этом случае коллектор может связаться с ними и попросить передать заемщику, чтобы он связался с кредитором по поводу урегулирования задолженности. Например так: «Пожалуйста, передайте N чтобы он связался с банком». В этом случае коллектор не имеет права называть ни сумму долга, ни тем более реквизиты — это нарушение закона, за которое можно привлечь к административной ответственности.

На практике, коллекторы часто нарушают закон. Требуют третьих лиц вернуть долг, раскрывают сумму, номер договора, оказывают психологическое давление.

Пострадавшие от действий коллекторов делятся своим опытом в соцсетях

— Что делать, если недобросовестные коллекторы звонят моим друзьям или родителям?

Вы можете направить кредитору — банку или МФО — заявление об отказе от взаимодействия с третьим лицом. Это можно сделать через нотариуса, заказным письмом с уведомлением и описью в адрес банка или же вручить заявление сотрудникам отделения под расписку. Звонки вашим близким прекратятся. 

«Плачущая мать и дети стояли на коленях, обещая заплатить». Исповедь бывшего коллектора
Подробнее

Если прошло четыре месяца с момента просроченной задолженности, вы имеете право подать заявление об отказе от взаимодействия с кредитором и его представителями. Его нужно отправить в адрес кредитора заказным письмом с описью и уведомлением. Образец документа есть на сайте ФССП. Важно указать в заявлении номер договора, дату его заключения и название организации. Получив это заявление, кредитор обязан тут же остановить все звонки как самому заемщику, так и третьим лицам до суда.

После разбирательства кредитор будет вновь звонить должнику. Но он может снова подать заявление об отказе от взаимодействия через два месяца после того, как решение суда вступит в силу. Если ранее не подавал — уже через месяц.

— Как еще можно защитить себя от атак коллекторов?

— Во-первых, подать жалобу в Центробанк, если коллекторы представляют интересы банка, или же в ФССП, если вы имеете дело с МФО или агентством, купившим ваш долг. Также можно обратиться в прокуратуру и Роскомнадзор.

Во-вторых, пожаловаться на неправомерные действия коллекторов по телефону горячей линии — 8-800-737-77-66. Звонок бесплатный.

Может ли опека изъять детей из-за долгов

— Коллекторы по телефону угрожают, что обратятся в опеку и у меня отнимут детей. Это возможно?

— Нет. Задолженность по коммунальным услугам или кредиту никак не связана с условиями жизни ребенка. 

В моей практике были случаи, когда коллекторы жаловались на должника в органы опеки и попечительства — отправляли письма на электронную почту. Этим обращениям никто не верит, поскольку это неподтвержденная информация. Конечно, комиссия может выехать и оценить, где живет ребенок, как он питается, во что одет, есть ли жалобы из школы, детского сада или медучреждений. Но ребенка изымать никто не станет. Вероятнее всего, к должнику банка даже не поедут. 

Другое дело, если есть видеозапись, на которой ребенок подвергается жестокому обращению. Или, например, жалоба от педагога или медика. Это может быть основанием для проверки Следственного комитета, прокуратуры или опеки. 

— Могут ли коллекторские агентства заявить меня в полицию, обвинив в мошенничестве, если я не могу выплатить долг?

— Микрофинансовые организации действительно подают через интернет-приемные жалобы в районные отделы УВД, требуя возбудить в отношении должника уголовное дело о мошенничестве. После этого полиция пытается связаться с заемщиком.

В моей практике были такие случаи. Полицейские спрашивали моего клиента, платил ли он по договору займа. Он подтвердил, что платежи были. Результат — отказ в возбуждении уголовного дела.

Нельзя брать кредиты и займы и не внести потом ни одного платежа. Это действительно может быть расценено как мошенничество — займ без цели возврата.

Если же человек заплатил хотя бы раз или два — состава преступления уже нет. Он понесет не уголовную, а гражданско-правовую ответственность в связи с просроченной задолженностью.

Пострадавшие от действий коллекторов делятся своим опытом в соцсетях

— Коллекторы присылают СМС, что выезжают ко мне для описи имущества. Они имеют на это право?

— Конечно, нет. Коллекторы — сотрудники коммерческой организации. Они не уполномочены описывать ваше имущество. Это может делать только судебный пристав на основании судебного акта. 

Подобное СМС — это грубейшее нарушение закона, психологическое давление. 

Скажите: «Да, я вас понял»

— Мне звонит коллектор. Как разговаривать с ним, чтобы не допустить нарушения своих прав?

“Что он обо мне теперь подумает?” Как священник коллектора обозвал
Подробнее

— Никак. Достаточно сказать четыре слова — «да, я вас понял». Больше ничего не нужно. Общаться с коллекторами на уровне юриспруденции тоже бессмысленно — вы время свое потратите, но через час вам позвонит другой сотрудник. Разговор должен длиться не более 5–10 секунд. Потом кладите трубку.

Никогда не грубите сотрудникам банка и коллекторам. Разговоры записываются. Компании часто подают иски в суд о компенсации морального вреда и выигрывают порядка 50 000–60 000 рублей. 

— Сейчас в России разрабатывается проект федерального закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». В нем содержится предложение дать сотрудникам банков и коллекторских агентств право общаться с должниками, не представляясь по имени. Что это изменит?

— Эта мера сэкономит время для взыскателей. Они обязаны представляться полностью, а должников ведь очень много. Не более того.

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: