Неделя
Стихов во время войны и после неё, про неё написано много. Некоторые из них известны настолько, что звучат повсюду – на радио и телевидении, в школьных постановках. Мы же решили выбрать не слишком известные.

Весна

Все нынешней весной особое,
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо.

Иначе думается, пишется,
И громкою октавой в хоре
Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий.

Весеннее дыханье родины
Смывает след зимы с пространства
И черные от слез обводины
С заплаканных очей славянства.

Везде трава готова вылезти,
И улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.

Сказанья Чехии, Моравии
И Сербии с весенней негой,
Сорвавши пелену бесправия,
Цветами выйдут из-под снега.

Все дымкой сказочной подернется,
Подобно завиткам по стенам
В боярской золоченой горнице
И на Василии Блаженном.

Мечтателю и полуночнику
Москва милей всего на свете.
Он дома, у первоисточника
Всего, чем будет цвесть столетье.

1944

Стихотворение «Весна» удивительно тем, что написано в 1944 году. То есть первая его редакция, отличная текстово, но уже содержащая все основные образы окончательного варианта, появилась более, чем за год до Победы.

По большому счёту, Пастернак здесь говорит о событиях, которые к моменту написания стихотворения принадлежали ещё далёкому будущему – ведь Пражская операция произошла даже позже официального подписания капитуляции Германии. Освобождение Белграда также состоялось лишь в октябре 1944 года.

На улицах Праги

На улицах Праги

И в то же время эти события уже ясно видятся поэту:

…улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.

Сказанья Чехии, Моравии
И Сербии с весенней негой,
Сорвавши пелену бесправия,
Цветами выйдут из-под снега, —

И иногда – описываются как случившиеся:

Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий.

В то же время здесь мы вновь видим очень характерную для Пастернака метафору победы как весны – победы жизни над смертью. Ранее мы наблюдали её в «Стихотворениях Юрия Живаго», тематически связанных со Страстной седмицей.

В ранней редакции, которая называлась «Цветы» этот мотив был отчасти сильнее. В окончательном варианте текст приобретает некоторую абстрактность: ведь цветы здесь – это не только трава, пробивающаяся из-под снега на улицах Праги, но и завитки росписей на стенах Кремлёвских палат, и цветные купола Покровского собора (видимо, освобождённые к этому времени от маскировочных конструкций).

Причём внезапно осознанная цветность мира здесь – не только объективное состояние природы. Важно, что и лирический герой, для которого первые годы войны ассоциировались с «сухостью в горле» (см. стихотворение «Победитель»), теперь вновь готов воспринимать мир цветным и прекрасным.

Так в стихотворении Бориса Пастернака возникает очень нехарактерное лишённое парадного официоза, скорее интимно-религиозное переживание Победы:

Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо, —

которое разительно отличает это стихотворение от большинства образцов парадной лирики.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.